16+

Lentainform

Петербуржцы начинают избавляться от ксеноновых фар

23/03/2010

Петербуржцы начинают избавляться от ксеноновых фар

В конце февраля сотрудники ГИБДД Москвы получили памятки для борьбы с ксеноном. В них разъясняются типы маркировки для обычных, галогеновых и газоразрядных ламп (если маркировка на лампочке и на фаре не совпадает, значит, ксенон - неформатный).


        Дальше идет список действий, которые должен выполнить милиционер, обнаруживший это нарушение: составить протокол, отобрать у водителя права, с машины снять номера, так что автомобиль будет теперь считаться арестованным. Затем материалы передаются в мировой суд, который лишит водителя прав. Таковы новые санкции против владельцев нештатного ксенона.

Петербургское УГИБДД заявляет, что пока не получило соответствующие указания из Москвы, потому в кампанию не включается. Но это может произойти в любой момент. Главное же – новые статьи в КоАП, на которые сейчас опираются инспекторы и мировые судьи, были внесены в кодекс три года назад. И в некоторых регионах их даже начали применять, без особой огласки. Гром пошел, когда в столице пообещали развернуть борьбу в массовом порядке.

О ксеноне

В последние три года в России запретили весь гаражный тюнинг: кенгурятники, глухую тонировку и подсветку стеклоомывателей. Так что запрет ксенона был предсказуем. Одна беда: после езды с ксеноном привыкнуть к пользованию обычными фарами – очень трудно. Впрочем, время для акции подобрано правильно: на этой неделе дни станут длиннее ночей.

По негласному распоряжению федерального управления ГИБДД к обладателям ксенона начнут применять две статьи КоАПа – 12.4 и 12.5, которые хоть и появились в кодексе три года назад, но до этого использовались лишь против фар-стробоскопов. И кары обещают жесткие: лишение прав на 6-12 месяцев, изъятие ламп, снятие номеров. Хотя, по мнению опрошенных нами экспертов, наиболее логичным был бы вариант с одним лишь изъятием государственных регистрационных знаков, как это делают с машинами, не прошедшими техосмотр.  Получить номера и начать ездить водитель сможет, как только устранит нештатное оборудование. 

Представители петербургского УГИБДД отмалчиваются, заявляя, что начнут атаку на ксенон, только когда получат указание из Москвы, а главное – подробную инструкцию. С другой стороны, поиском инструкций про законы и сертифицированные приборы озаботились автомобилисты и правозащитники.

Кстати, третья сторона – мировые судьи – уже выносит решения, ведь судьям надо как-то реагировать на поступающие из ГИБДД материалы. Таких материалов мало, но они есть – к счастью, не в Петербурге. На полгода был лишен водительских прав житель Казани. Зато в соседней Елабуге мотоциклист с ксеноновой фарой выиграл дело и был освобожден даже от штрафа. Недавно аналогичный процесс был выигран в Тольятти.
Ксеноновая лампа – это стеклянная колба, в которую под высоким давлением закачивают смесь инертных газов, в основном, ксенона. В колбе расположены два электрода, между которыми пускают разряд. В результате возникает свечение газовой смеси. Преимущества ксенона: долговечность ламп, их меньшая энергозатратность, что влечет снижение расходов на топливо и продление жизни аккумулятора с генератором. Отличная видимость, причем свет похож на солнечный. Во время дождя или тумана ксенон освещает дорогу, а не водяные капли в воздухе.

Корреспондент Online812 обошел несколько фирм, специализирующихся на установке ксенона, с одним вопросом: как установить лампы таким способом, чтобы это не вызывало придирок у ГИБДД. Самым дорогим вариантом стала бы замена фары целиком, такую услугу предлагают лишь специализированные сервисы Mercedes и BMW. А вообще ксенон означает замену лампочек в галогеновой фаре. Сотрудники ГАИ считают, что конструкция старой фары не приспособлена для такого мощного источника света: рассеивающие свойства стекла рассчитаны на спиралевидный пучок света (галогеновая фара), а не на серповидный (ксенон). Поскольку рядовые автомобилисты тоже любят пожаловаться на ослепляющий ксенон, зерно упало в благодатную почву. Хотя причина такого ослепления в другом: иногда ксенон, установленный на ближние фары, светит как дальние.

Сейчас сервисы предлагают три способа установки ксенона. 1. На ближние фары, что оставляет водителю возможность пользоваться как ближним светом – ксеноновым, так и дальним – галогеновым. Это оптимальный вариант, уверяют в сервисах, особенно для тех, кто много ездит по загородным трассам, где фонарей нет, а движение, особенно встречное, очень плотное. 2. На дальние фары. Наконец, вариант 3 – это биксенон, способный работать в двух режимах: ближнем и дальнем. Вот здесь многое зависит от марки машины.

– Во всех «Жигулях» и «Ладах» 9-го семейства ближний и дальний свет заключен в одной лампе, – пояснили в сервисе «Хоттабыч-Авто». – То же можно сказать про Ford Focus I, Renault Logan и еще несколько популярных моделей. Галогеновая лампа – это спираль из двух нитей: одна отвечает за дальний свет, другая за ближний. Мы ставим лампу принципиально иной модели и должны обеспечить свечение в двух режимах. Как это достигается? Лампочка сама опускается вниз-вверх, когда ты переключаешь режимы. Второй вариант – специальная шторка в фаре, которая отсекает часть светового пучка при включении ближнего режима и не дает ему слепить встречных. Но это редкий случай, потому что тут придется менять конструкцию фары.

По словам экспертов, вариант с подвижной ксеноновой лампой был опробирован еще в середине 90-х.  Но световая дуга, двигаясь туда-сюда, не сможет вставать правильно на прежнее место. А значит – фары будут светить неравномерно, косить. В общем, такой способ был признан небезопасным. 

Что же касается других полезных вещей вроде фароомывателя, то здесь работники сервисов расходятся во мнениях: одни полагают его для ксеноновой фары излишним, другие очень рекомендуют поставить, не столько ради себя, сколько для безопасности других участников движения.

– Машина с ксеноном и грязными фарами очень опасна на дороге. Представь, что мощный пучок света не падает на дорогу, а тонет в грязном стекле. В результате фары представляют собой не два узких луча, а два размытых слепящих пятна, – пояснил работник автосервиса, который предлагал мне установить ксенон.
В европейских странах использование фар с ксеноном невозможно, если машина не оснащена динамическим корректором светового луча. Такой корректор нужен, если автомобиль сильно загружен или дорога очень неровная. Но ставить такой корректор мне ни в одном сервисе не предлагали.

По словам автослесарей, в каждый из сервисов за минувшие две недели обратилось от 10 до 20 бывших клиентов, желающих избавиться от ксенона. Остальные выжидают.

О законе

Статья 12.4 КоАП карает за установку на машине «световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». Здесь положен штраф в 2500 рублей плюс проблемы на легальном техосмотре. Статья 12.5, подправленная три года назад, наказывает за управление транспортным средством, на котором установлены такие приборы, и тут ярко светит лишение прав от 6 месяцев до одного года.
Есть версия, что начало кампании положило чье-то недовольное выступление в президентском блоге.

Инструкция для гаишников, пока только московских, была выпущена (и тут же попала в интернет) 20 февраля. Там инспекторам разъясняли, что автомобильные световые приборы поделены на три разряда: C и R – это обычные (пропановые) фары, HC и HR – галогеновые, и наконец DC и DR – газоразрядные фары, в которых приемлемо использование ксеноновых ламп (D2S).  Если выяснится, что в фарах самопально используются газоразрядные лампы, машина арестовывается (но отдается на ответственное хранение владельцу), с нее снимаются номера, а у водителя отбирают права… Права, протокол и лампочки отправляются в мировой суд.

Сейчас гаишники учатся, как определить издали машину, которой ксенон не положен. А положен он, как говорят эксперты, только новым иномаркам стоимостью от 700 тысяч. Фара в сборе с корректором, омывателем, ксеноновой лампой может маркироваться буквой Е: маркировка указана на стеклах фар или под капотом.

Комитет по защите прав автомобилистов составил свою памятнику для водителей-ксеноновладельцев. Как пишет ее автор Александр Холодов, «китайские дешевые ксеноновые лампы зачастую вообще не имеют маркировки. Как в этом случае будут доказывать в суде, что лампа именно ксеноновая, я не знаю. В таких случаях нужно экспертизу проводить, но затраты тогда за счет государства, а государственные деньги принято экономить. Помните, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого – статья 1.5 КоАП. Главное, чтобы лампочки потом ненароком не подменили, поэтому процесс их изъятия надо как-то фиксировать».

Когда материалы оказываются в суде, для водителя остается одно спасение: доказать, что его действия являются нарушением статьи 12.5.1 КоАП, а вовсе не 12.5.3. За первую часть – езду с незначительными неисправностями – положен штраф в 100 рублей. Зато часть 3 – лишенческая, но ввели-то ее из-за любителей стробоскопов, то есть дискотечно мигающих лампочек, устанавливаемых в обычные фары. А вовсе не из-за ксенона, который светит непрерывно и белым светом.

Резюме. Опасность нештатного ксенона признают и водители, и ученые, и ГИБДД. В течение нескольких лет для борьбы с самопальными фарами не применялось ничего, кроме легального техосмотра и беззубой статьи 12.5.1 административного кодекса. Затем кто-то привлек внимание к этой проблеме, и ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электрики» выступил с инициативой усовершенствовать ГОСТ: внести туда сведения о недопустимости использования сверхсильных ламп при отсутствии положенных рассеивателей. Российские гаишники не могут поменять ГОСТ, но способны заново истолковать административный кодекс, приравняв ксенон к стробоскопам. И никто не стал вдаваться в детали: действительно ли они так же опасны, как мигающие лампы, и не заслуживают ли отдельного упоминания в кодексе.

Разъяснение

В конце прошлой недели ГИБДД РФ обнародовало разъяснение вопроса «об использовании ксеноновых фар». Изначально предполагалось, что проверять автомобили на ксенон имеют право все сотрудники ДПС, теперь ГИБДД уточнило, что это могут делать только инспекторы технического надзора – «как при проведении государственного технического осмотра, так и при проверке ими технического состояния транспортных средств при осуществлении надзора за дорожным движением». Обычно инспекторы технического надзора занимаются проверкой состояния автомобилей на дорогах только во время специальных рейдов, которые проводятся по указанию начальников руководителей местных управлений ГИБДД несколько десятков раз в год.

Процессы

Очередное ксеноновое дело автомобилисты выиграли 12 марта в Тольятти. Водителя автомобиля ВАЗ-2109 пытались осудить к лишению прав за использование газоразрядных ламп в фарах для ламп накаливания. В суде дело было переквалифицировано со статьи 12.5.3 КоАП на статью 12.5.1 (управление автомобилем при наличии мелких неисправностей), что влечет за собой штраф в 100 рублей, а не лишение прав. Если водитель не захочет оплачивать аналогичные штрафы регулярно, ему придется все-таки демонтировать нештатные лампы.                 


 

Нина АСТАФЬЕВА