16+

Lentainform

Создана Интернет-база автомобильных VIP-номеров

29/03/2010

Создана Интернет-база автомобильных VIP-номеров

Московская авария с участием Mercedes S500 вице-президента «Лукойла» в очередной раз привлекла внимание к VIP-машина на наших дорогах. В рунете несколько сайтов, посвященных автомобилям с хитрыми номерами (у лукойловского «Мерседеса» был номер С398СС 77). Самый известный сайт - о001оо.ru. Его еще называют – «Три Ольги». Сейчас в архиве сайта – около 300 тысяч фотографий самых разных машин и номеров. Online812 решил выяснить кто, как и зачем собирает базу таких автомобилей.


        История сайта o001oo.ru началась с другого сервиса – Migalki.com, который был популярен года три назад. Поначалу власти как-то мирились с его существованием, хотя, по словам координатора проекта «Три Ольги» Дмитрия, иногда искали встреч с организаторами сайта и «склоняли их к конструктивному диалогу». Потом начались DOS-атаки, а затем с сервера, расположенного в Америке, сообщили, что сайт пришлось прикрыть по запросу спецслужб. Американских. Правда это или вымысел, осталось непонятным, но сайт прекратил существование.

Кстати, сайт o001oo.ru тоже зарегистрирован в США. Его основное отличие от «мигалок» в том, что делают его петербуржцы, а не москвичи. Конечно, московских энтузиастов тоже хватает, но главные авторы предыдущего проекта куда-то растворились. Сайт делают не столько фотокоры-любители, предоставляющие снимки машин с крутыми номерами, сколько информаторы – люди, разъясняющие, кому принадлежит хитрый номер. Небольшая часть из них – сотрудники ГАИ. Большинство –  некие знакомые «персонажей», поскольку даже у VIP-персон имеются соседи и подчиненные. «Петербург не такой большой город, и все непростые машины кто-то когда-то уже видел, как и людей, которые в них ездят. Тут не так сложно собрать подробное досье: кто в какой машине», – говорят авторы сайта.

Из трехсот пятидесяти тысяч фотографий машин, представленных на сайте о001оо.ru, примерно 50 процентов – московские, 30 процентов – петербургские. Остальное – прочие регионы. Среди обладателей красивых региональных автономеров выделяется Северо-Кавказский федеральный округ. Там умеют ценить изящество буквенных и цифровых комбинаций. В Южном федеральном округе фавориты (по количеству присылаемых фотографий и соответственно по количеству VIP-номеров) – Ростовская область  и Краснодарский край, в Центральном округе – Рязанская область, в Приволжье – Татарстан, на Урале – Свердловская область, в Сибири -  Новосибирская область.

Фотокоры сайта о001оо.ru работают бесплатно, на чистом энтузиазме, хотя кое-какие возможности для заработка имеются. Во-первых, периодически в том или другом городе автомобилисты начинают кампанию против VIP-нарушителей и назначают призовой фонд за фотодокументы таких нарушений – но премии скромные: от 500 до 1000 рублей за фотографию.

Еще – «эксклюзивные архивные фотографии после ключевых медийных событий с людьми, меченными властью, можно продать информагентствам за 50 – 100 долларов, – рассказывает Дмитрий. – После ДТП Баркова мы продали снимок его «Мерседеса», едущего по встречной полосе перед закрытым железнодорожным переездом. Были и другие просьбы – от Сергея Гуляева в бытность его депутатом петербургского Заксобрания. Он писал депутатский запрос на имя губернатора по поводу двух десятков смольнинских Volvo с незаконными проблесковыми маячками. Фотокоры обеспечили его соответствующим материалом».

На нарушениях правил обладателями машин с хитрыми номерами авторы сайта не зацикливаются – сфотографировать машину-нарушителя и даже узнать, к какому ведомству она приписана, не сложно – сложнее добиться от ГИБДД четкого ответа: был ли составлен в отношении водителя протокол об административном правонарушении и какое наказание этот водитель понес. Среди нарушений обычно преобладает парковка на тротуаре, затем – проезд по встречке или на красный свет. Но последние проступки труднее зафиксировать.

У корреспондентов сайта другие радости – например, считается доблестью сфотографировать в необычном месте машину ФСО. А можно просто выложить в сеть пять разных машин с одинаковыми номерами и задать вопрос «что бы это значило?».
– А что бы это действительно значило?
– Здесь нет ничего удивительного, – поясняет координатор проекта Дмитрий. – Во-первых, в разные регионы могут быть направлены партии одинаковых номеров некоторых федеральных серий типа А***МР97. Поэтому в Тюмени такой номер принадлежит Volvo, а в Калининграде – BMW. Во-вторых, некоторые партии номеров не могут быть постоянно закреплены за одной машиной. Самая закрытая серия – ЕКХ – устанавливается на машины петербургской ФСО только тогда, когда в городе гостят великие люди, и эти машины требуются для обеспечения мероприятия. В обычные дни на таких машинах другие номера. С простыми, но красивыми номерами еще проще. Действительно, в сети множество фотографий разных машин с одним и тем же регистрационным знаком: скажем, синий и салатовый Ford Focus c номером М844ММ78 плюс черный Mercedes с таким же номером. Скорее всего, за рулем один и тот же человек, который часто меняет машины, но сохраняет за собой один и тот же регистрационный знак. Закон это разрешает.

Своего кодекса безопасности у авторов нет, но в неприятности они стараются не попадать. По их опыту: тактичнее всех ведут себя сотрудники спецслужб, милиция – хуже, а вот с частными охранными фирмами лучше не связываться и демонстративно фотоаппаратом не светить. Как ни странно, на сайте нет ни одной истории про то, как охранники разбивают камеры, а милиция сажает добровольных фотографов за решетку. Вернее, была одна: некие петербургские чоповцы отобрали у фотографа камеру и пообещали много неприятностей. Потом этот парень пропал с сайта, и его не смогли разыскать ни по мобильному, ни по домашнему телефону. Так и неизвестно, что с ним случилось.

– Но мы все-таки надеемся, что он просто поменял номер мобильного, а на сайте зарегистрировался под новым псевдонимом, – отмечает Дмитрий. – А другой наш фотокор снимал на улице интересную машину, и его срисовали. Вечером  у подъезда дома встретили неразговорчивые ребята из одной госструктуры, провели профилактическую беседу и осмотрели домашний компьютер. Более всего охрану раздражает, когда наши ребята снимают не только машины, но и людей, которые в них садятся. В Москве было: перекрыли Арбат, фотокор вышел на газон, снял в лоб летящий в повороте кортеж с Путиным с расстояния метров этак в тридцать. Его задержали, три часа расспрашивали и фотки из камеры, конечно, удалили. Ну, он их восстановил потом, отдал для печати в журнал «Автомир». Журнал, к счастью, после этого не закрыли.

– А вы лично попадали в истории?
– Мы со знакомым одним ехали за служебным автомобилем одного из замначальников Невского РУВД. Съехали по Володарскому мосту на правый берег, и он попер напрямик налево, через трамвайные пути. Мы за ним, и там они, конечно, увидели, что их снимают. Машина останавливается, выходит сам и водитель, подошли, спросили кто мы, я показал удостоверение прессы, он почитал, пообещал куда-то номер наш передать и ретировался.

– А власти никогда не просили помощи у авторов сайта – помочь ваших корреспондентов найти какой-нибудь преступный авомобиль или еще что?
– Гораздо эффективнее работает система «Поток» и посты ДПС на ключевых перекрестках. Например, в Москве инспекторам, которые отслеживают передвижения определенного списка автомобилей, специально приплачивают. А мы можем помочь с эксклюзивными фотографиями тех мест или событий, доступ к которым сильно ограничен для простой публики. Опять же на сайте есть некая история «перевесов» автономеров, это когда один номер может за несколько лет поменять с десяток машин.

Известно, что спецслужбам интересны машины не властей предержащих, про которые они и так знают, а совсем наоборот. Вот, в 2007 году власти копали под «Британский совет». Главу его петербургского отделения Стивена Киннока поймали за вождение в пьяном виде, после чего совет прекратил свою деятельность в нашем городе. В общем, гаишники даже не скрывали, что установили наблюдение за Кинноком и собрали некое досье из нарушений, которое пустили в ход, как только наступил час «Ч».

Фотокоры «Ольг» дипломатами мало интересуются. Для них съемка VIP-машин – это очередная игра за рулем, что-то смежное между фотокроссом и «охотой на лис». Высшим пилотажем, к примеру, считаются инсайдерские фотографии мероприятий автогаражей спецслужб, репортажи об автотехнике с мест боевых действий и контртеррористических операций, фото автомобиля патриарха у трапа самолета при оцепленном взлетном поле, освещение заграничных командировок президента и различные саммиты.

Охота за номерами с последующей выкладкой результатов в интернет иногда провоцирует скандал, авторам это, конечно, льстит. В 2005 году  рунет обошли фотографии с МКАД. Кортеж с триколорными номерами – и рука с пистолетом, высовывающаяся из охранной машины. Пистолет целился в фотографа. Другие персоны ведут себя проще: закрывают лица или демонстрируют палец. Таких фотографий в архиве полно.               

УЗНАЙТЕ ИХ ПО НОМЕРАМ ИХ
(принадлежность номеров по версии авторов сайта о100оо.ru)

Федеральные номера

A***MP97. Считается самой крутой VIP-серией номеров. Распределяются они так:
А001МР97 – А136МР97 – Правительство РФ (25 шт.), Администрация президента РФ (50 шт.), аппарат правительства РФ (40 шт.), Управление делами президента РФ (10 шт.), Совет Федерации (7 шт.), Государственная дума (12 шт.) и др.
А137МР97 – А201МР97  – Генеральная прокуратура РФ (65 шт.).
А202МР97 – Центральная избирательная комиссия РФ.
А203МР97А369МР97 – были за МВД РФ и др. федеральными структурами.
А370МР97 – А400МР97 – разные федеральные структуры: МЧС РФ (4 шт., было 5 шт.), МИД РФ (6 шт., было 7 шт.), ФСИН РФ (4 шт.) и др.
А371МР97 – А374МР97 – МЧС РФ.
А375МР97 – был за кинорежиссером Михалковым Н. С.
А401МР97 – А489МР97 – губернаторы – главы субъектов РФ. 4**, где ** – код субъекта РФ, с 01 по 89 (кроме: 80, 81, 82, 84, 85 и 88).
А501МР97 – А589МР97 – руководители законодательных органов власти субъектов РФ (всего 83 шт.: вторые цифры в номере – код субъекта РФ, с 01 по 89, кроме: 80, 81, 82, 84, 85 и 88).
А601МР97 – А697МР97 – разные федеральные структуры: Росфинмониторинг, Минобороны, Фельдъегерская служба РФ (70 шт.), ФСКН РФ.
А698МР97 – А999МР97 – ФСБ (230 шт.), Россвязьохранкультура, ФАС, Росаэронавигация, ФСТ, Росстат, ФСФР Росатом.
Е***КХ77, Е***КХ99, Е***КХ97 – ФСО.
К***КХ77 -  ФСБ, часть машин Пограничной службы.
С***АС77 – тыловые подразделения ФСБ. Все машины с этой серией уже списаны, а новая не появилась, говорят, ФСБ стала стремиться к большей секретности.
А***ОО77, В***ОО77, М***ОО77, С***ОО77 - Управление делами президента РФ.

С***СС77 – Центр спецсвязи, Фельдъегерская служба, Минcвязи. Но – С398СС77 – вице-президент «Лукойла».
С***СС99 – Налоговая полиция, таможня, спецсвязь, ГТК, ГУИН и ГОХРАН.
С***СС97 – часть серии принадлежит иностранным частным лицам и представительствам иностранных компаний, так как попала в отдел ГИБДД, обслуживающий иностранцев. Небольшая часть серии относится к спецслужбам.
К***КК99 – серия первоначально принадлежала автомобилям фельдсвязи, ФАПСИ, а сейчас распространена среди частных лиц.
О***ОО77 – серия первоначально (до 1998) предназначалась для ФСБ, а позже – для инвалидов.
*ММ77 – бывшая серия московской милиции и пожарной охраны.
КММ77 – серия, до сих пор принадлежащая пожарной охране.
ММР77 – ФСБ (номера с 300 по 320).
РМР77 – Министерство юстиции.
АМО77 – администрация Москвы.
КОО77, О***КС98 – Конституционный суд

Встречающиеся в Петербурге

А178МР97 – прокурор Санкт-Петербурга.
А147МР97 – прокурор Ленинградской области.
А156МР97 – заместитель Генерального прокурора РФ в СЗФО.
А270МР97 – начальник ГУВД СПб и ЛО.
А941МР97 – А942МР97 – ФСБ.
А***АА78 – мэрия Петербурга при А. Собчаке. С приходом В. Яковлева серия была заменена на О***ОО78. Сейчас серия находится в широкой продаже, но часть номеров все еще на балансе ГУП «Смольнинское».
О***ОО78 – частные лица, администрация СПб, Федеральные агентства.
А***АА98 – администрация Санкт-Петербурга.
О***ОО98 – правительство СПб, Федеральные службы и агентства, но О001ОО98 – глава ООО ТД Лукойл-Нева.
О9**ОО98 – ФСО.
О***ОО47 – частная серия, за исключением: О020КО47 – прокуратура Ленинградской области.
О***КО98 – первые 200 номеров – прокуратуры СПб и Ленинградской области. Выдача номеров этой серии частным лицам осуществляется только по письму с подписью прокурора субъекта РФ. Серии 200-, 300- и 700 -  Служба судебных приставов, Минюст РФ.
О9**КО98 – Судебный департамент при ВС РФ.
О***СК78 – частичная замена О***КО98.
О***КО78  – ФСБ (на 7**), Минюст (на 8**), ФАПСИ и Фельдъегерская служба (на 9**), есть и другие учреждения, например О515КО78 – ГТК «Россия», О1**КО78 – военная прокуратура.
О***ОА98 – первые 50 номеров у депутатов ЗакСа, О001ОА98 – супруга Вадима Тюльпанова, 50 – 199 – частные лица по письмам ЗакСа, 200 и далее – частные лица, в том числе пивоваренная компания «Балтика».
О***ОА78 – ФНС, управление Федерального казначейства, «Ленэнерго» (О07*ОА78), ГУП «ТЭК» (О43*ОА78).
О***ОА – губернатор Ленинградской области (О001ОА47 и О099ОА47),  все, что между 001 и 099, – частные лица.
О***АО78 – силовики, таможня, ГУИН.
О***АО98, О***ОС78, О***СМ78, О***АА98 – смешанные серии силовиков, администрации. Номер О100ОС78 принадлежал Путину в бытность его заместителем Собчака.
О***ТУ47 и 78 – Северо-Западное таможенное управление до 200, остальное – частники.
О***ОН78 – наркоконтроль и частные лица.
О***ОН98 – у В. Тюльпанова (О001ОН98), С. Бугрова (О100ОН98), остальные цифры у приближенных. После 200 в продаже.
О***АС98 – арбитражные суды и частники.
М***ММ, М***МА,  М***МЕ, М***МВ,  М***АЕ (все – 78) – закрытые предприятия, Банк России, УВД на транспорте.
Номера, ныне принадлежащие частникам, поскольку силовики переведены на синие номера: М***ММ98, О***ОМ98, О***ТТ 98 и 78, О***ММ, О***РР, О***МО, О***МР.
Синие номера
А****78 – ГУВД СПб и ЛО.
В****78 – УВО при ГУВД СПб и ЛО.
М****78 – ОМОН при ГУВД.
Р****78 – районные отделы и управления.
Т****78 – СЗУВДТ в том числе УВД на метрополитене.
У****78 – ГУВД и 8-е ГУ МВД 5-е УВД; Университет МВД, учебные заведения ВВ МВД, часть у СЗУВДТ.

Нина АСТАФЬЕВА