16+

Lentainform

«Российский кинопрокат оказался в руках американцев»

09/08/2011

«Российский кинопрокат оказался в руках американцев»

Сценарист Рустам Ибрагимбеков давний соратник Никиты Михалкова, человек, который писал сценарии к «Сибирскому цирюльнику» и «Утомленным солнцем». Мы попросили его высказать свое мнение о том, почему наш кинематограф не может существовать без поддержки государства.


                    – Вам не кажется странным, что большинство кинематографистов склоняется сейчас к тому, что без государства кино пропадет.
– Мы, вне всякого сомнения, нуждаемся в помощи государства. По вине самого государства. В 1985 – 1986 годах, после Пятого съезда кинематографистов начались попытки перестроить наше кино. Поставить его в зависимость от сборов, от качества фильма, а не от номенклатурных решений. Чтобы все оказались в свободном, соревновательном режиме. Для этого перестроили систему производства. А прокат перестроить не дали. Система проката сохранилась. Система проката осталась в руках государства, которое не вложило в ее модернизацию не копейки. И в результате прокат оказался в руках американцев.

- Далеко не все прокатные компании имеют американского собственника.
– Так или иначе, за прокатом нависает тень американского кинематографа. Наиболее активного, наиболее агрессивного, наиболее живучего, часто очень интересного. А самое страшное – небезопасного, потому что он навязывает определенного рода эстетику. Раньше собственники даже закрывали глаза на пиратство, чтобы приучить людей смотреть такое кино – действенное, потрясающее. И отучили зрителя внимательно всматриваться. А ведь это и делает кино искусством. Американское независимое кино тоже съели блокбастеры. Но даже если независимые, хорошие фильмы и появляются, они обречены на провал, если за ними не стоит тот, кто обладает возможностью для рекламы.

Так что помощь государства необходима. Приведу пример. Вот американское сельское хозяйство. Оно убыточно. Но американскому правительству хватает ума покупать все, что оно производит. Хотя выгоднее покупать где-нибудь в Австралии. Но они покупают, потому что понимают – должно быть собственное сельское хозяйство. Так и кино. Это не только производство, бизнес, это часть национальной культуры. Народ платит налоги, но подавляющая их часть уходит черт знает на что, включая военный бюджет. Четверть – на культуру, и совсем уже крошечная часть – на кино. То есть народ оплачивает свой национальный кинематограф, а государство присваивает эти деньги и направляет на другие нужды. Строит какие-то новые дворцы. Деньги вкладываются в какие-то нанотехнологии, между тем как если построить несколько тысяч кинотеатров и сделав некоторое количество пристойных фильмов, можно заработать денег.

Знаете, вокруг какой суммы бюджетных денег идет драка среди наших кинематографистов? Сорок миллионов долларов! Это ничто. Бюджет одного американского фильма. Цвет российского кинематографа борется за бюджет одного фильма! Причем есть надежда, что эти деньги вернуться. Если построить достаточное количество кинотеатров и создать в них ситуацию наибольшего благоприятствования прокату.                          

Елена НЕКРАСОВА, рисунок timeua.info