16+

Новости партнёров

Lentainform

Писатели перестают писать книги, потому что не видят в этом смысла

12/04/2013

Писатели перестают писать книги, потому что не видят в этом смысла

Писатель Тим Скоренко, в прошлом году издавший свой 4-й роман "Легенды неизвестной Америки" сообщил Online812, что роман этот был последним – он решил покончить с литераторской карьерой, потому что не видит в этом никакой перспективы.


           Писать Скоренко начал в 2004 году, стал лауреатом нескольких премий – в том числе за роман "Сад Иеронима Босха" получил "Бронзовую улитку" Бориса Стругацкого и вошел в лонг-листы премий "Большая книга" и "Нацбест". Мы спросили у Тима Скоренко, чем разочаровала карьера писателя. 

- Так почему решили не писать больше? 
- Моя писательская карьера была не слишком-то длинной, и не принесла мне ни особой радости, ни особой прибыли. По мнению издателей, я пишу жесткий «неформат». Я просто не умею писать про «попаданцев», вписываться в серии или проекты вроде «Сталкера», которые я – будем откровенны – не отношу к понятию «литература». Это pulp fiction, бульварное чтиво, даймовые новеллы, если можно так выразиться. Я всегда пытался делать что-то отличающееся от «форматного» – пусть не всегда хорошо, не всегда умело. Я собрал 40 отказов на свой дебютный роман — он был весьма посредственен. Но впоследствии я собирал не меньшее количество отказов на каждую из своих работ без исключений, правда, в последнее время стали хотя бы присылать индивидуализированные отказы: «Здравствуйте, Тим, все очень здорово, но это «неформат», мы с таким денег не соберем, мы не понимаем, как это раскручивать».

- Но ваши романы все-таки были опубликованы.
- Да, но перед этим они лежали по три года в столе. Я искал издателей весьма витиеватыми способами. Сейчас я постоянно сотрудничаю с издательством «Снежный ком М», когда я в него попал, оно только образовалось. Редактору и владельцу издательства мой роман понравился, они как раз планировали издавать «неформат». Но так как это малое издательство, прибыли от издания книги никакой нет, разве что побрякушки и грамоты. А писать ради того, чтобы видеть свои буквы на бумаге, нет смысла.

- Каким тиражом выходили ваши книги?
- В среднем 3 тысячи экземпляров. Первые книги расходились по 3 года — это очень долго для такого тиража. А третья — роман, который я сам считаю катастрофически неудачным, — совсем не разошелся. Последняя книга, «Легенды неизвестной Америки», вышла недавно и продаётся. В любом случае игра не стоит свеч. Последний роман я писал три года, и мне он нравится. Я закончил его в январе 2011, а вышел он в декабре 2012, то есть почти 2 года лежал, пока я думал, как его издать. В итоге роман традиционно опубликовал «Снежный ком М». Тут вопрос в том, зачем писать, если почти никто не читает? Прочитать самого себя на бумаге — небольшое достижение. Ни издателю, ни читателю эти книги не нужны.

- Только в России они не нужны?
- Я могу долго говорить о том, насколько отличается книгоиздательский бизнес в России и, например, в США. Наш издательский бизнес, я уверен, в ближайшие 5-7 лет рухнет вообще. Даже продажи книжных сериалов, которыми заполняют наши книжные магазины, падают. Связано это в первую очередь с политикой издательств — им проще дожимать испытанную схему, чем придумать что-то свежее. В Нью-Йорке, когда заходишь в большой магазин, видишь огромное количество книг, у которых красивые эффектные обложки, которые бросаются в глаза. Каждая книга индивидуальна — и это самое главное. И серий среди них вы не увидите. Вам нужны «Звездные войны»? Идите налево, направо – 26-й стеллаж. Серию читатель и так найдет, поэтому все рассчитано на рекламу новых произведений, у которых, кстати, тираж иногда совсем небольшой, около 1000 экземпляров — это пробный тираж. Если его разбирают на 70% в течение первой недели — значит, проверено, можно печатать дальше! В России такой методики нет, принцип работы совсем другой. Когда ты приходишь в магазин, то видишь абсолютно одинаковые обложки. Это рассчитано на то, чтобы люди без разбору покупали серии. На мой взгляд, эти серии скоро изживут себя. Человеку все-таки нужно что-то новое.

- Разница только в издательской политике?
- Разница во всем. На Западе можно продать все что угодно, главное — грамотно подать. А у нас отсутствует культура рекламы, пиара. У нас есть тупое восприятие: повесил билборд — будет продаваться. На самом деле такая система не работает.

Есть второй момент — пиратство, но это менее важный фактор. В России очень просто скачать книгу бесплатно, поэтому и не нужно покупать. В Америке скачать тоже можно, но это сложно —  нужно зайти на специальный форум, сделать запрос, потратить на это три часа — словом, проще купить эту книгу на Амазоне. Запретить пиратство невозможно, как и коррупцию, но можно законодательно сделать его очень сложным процессом.

А читателей в России становится все меньше. Раньше считалось, что 30% читало книжки — а теперь эта цифра падает. В Нью-Йоркском метро огромное количество людей с книгами, даже какой-нибудь бомж читает «Джейн Эйр» (в буквальном смысле, я заглянул за плечо одному персонажу весьма сомнительной внешности). Наши города и рядом не стоят.

- Вы не думали о размещении своих текстов в интернете, в блогах?
- Все это сказки, что у нас в России можно писать в интернете и это принесет какие-то деньги. Такие опыты ставит каждый второй,  даже писатели с именами — Сергей Лукьяненко, Святослав Логинов, Леонид Каганов  — пытались, но это ничего не приносит. За то, что выложено в интернет, никто платить не будет.

- Есть ли у молодых писателей перспективы?
- Если вы молодой писатель, который готов писать про эльфов и  попаданцев, то конечно — вас напечатают.  Если же нет, то в 90% у вас ничего не получится, еще в 9% вас опубликуют, как меня, но никто об этом не узнает. В 1% случаев вам повезет, как Дмитрию Глуховскому, например, и ваша книга выйдет огромным тиражом с хорошей рекламной компанией. Многие полагают, что достаточно написать хороший роман, чтобы стать известным, как Джоан Роулинг. Но на самом деле ваш роман не перевернет мир, как бы он ни был хорош, потому что он кому-то не будет нужен. Или издателю, или читателю, или обоим.

- Чем вы будете заниматься дальше?
- Чем угодно, я никогда не зарабатывал книгами, это мое хобби. Когда-то я пел песни, потом решил писать книжки. Теперь марки собирать буду (тут я немного лукавлю: я их и так уже двадцать лет собираю). Конечно, я надеялся, что мое писательское хобби к чему-то приведет. Но в итоге оказалось, что это довольно пустое занятие. В отличие от филателии. Смысл последней – в собирательстве, отдачи она не требует. А книги требуют реакции читателей, как двигатель – топлива.

- То есть вы завязали с литературой  окончательно и навсегда.
- Если меня вдруг попросят: Тим, вот тебе аванс, срочно пришли нам новый роман. Но меня берут сомнения, что подобное произойдёт.                  

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото svaoinfo.ru



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве