16+

Новости партнёров

Lentainform

Зачем Виктор Пелевин написал еще одну книжку про вампиров

19/04/2013

Зачем Виктор Пелевин написал еще одну книжку про вампиров

Верный присяге, принесенной издательству «Эксмо», модный писатель, известный под торговой маркой «Виктор Пелевин», старательно имитирует себя как писателя-философа, и потому в новом романе «Batman Apollo / Бэтман Аполло» (М., 2013, 510 стр, тираж 150 000) продолжает и развивает идеи выпущенного в 2006 г. романа «Empire V» с подзаголовком: «Повесть о настоящем сверхчеловеке».


            У нового романа, также посвященного вампирам, подзаголовок в том же духе: «Сверхчеловек – это звучит супергордо!»

Смесь гламура и дискурса

Как и в романе 2006 года, повествование ведется от лица вампира Рамы, только если тогда он был как вампир молод и потому описывал свою трансформацию из Романа Шторкина в новообращенного вампира по имени Рама, то теперь обряды инициации уже другие, более сложные и значительные, и Рама перебирается на высшие ступени иерархии. Соответственно и описание вампирского мира усложняется, раскрываются все новые и новые детали: от посвящения в undead и описания «лимбо» и «замка Дракулы» до подробного отчета о встрече Рамы с Бэтманом (титул) Аполло XIII (имя) – императором империи вампиров и почему-то гермафродитом, поскольку он является богиней Иштар, но с мужской головой.

Поскольку генерировать подобный бред можно километрами, при каждой встрече Рамы с новым персонажем опровергая все, что про империю вампиров и принципы ее устройства было сказано ранее и предлагая новую модель, необходимый издательству объем гники нарастить совсем несложно. И в этом смысле тема романа – империя вампиров и стоящие перед ней проблемы, включая модернизацию, навязываемую западными вампирами – российским вампирам, выбрана очень расчетливо с точки зрения менеджмента издательского дела. Ибо писать все это просто, нужды в таланте писателя нет вовсе. Нет, кстати, и уверенности, что у этой гники тот же автор, что у «Empire V», потому что ни там, ни тут нет примет индивидуального авторского стиля, «литературности» и т.п. Есть технологии. И если описывать, то именно их.

У текстового массива есть ядро, по своей жанровой природе это социологическая публицистика на манер «Зияющих высот» А. Зиновьева. Расположена она на стр. 175 – 186 и 298 – 318. Всего 33 стр. или 6,5% от общего объема гники. Можно считать, что таков КПД, потому что именно на указанных страницах описана – местами остроумно, зло и адекватно – наша реальность. Между прочим, гника 2006 года имела объем в 408 стр. и КПД 2,7%, так что прогресс, выраженный ростом КПД, налицо.

Собственно говоря, можно было написать статью объемом в 33 страницы (примерно 60 тыс. знаков, полтора авторских листа) и разместить ее, скажем, на сайте «Грани.ру». Потому что смысл этих 33 страниц и всей гники объемом 508 страниц один и тот же.

Но тогда не было бы романа и писателя-философа! И «Эксмо» нечего было бы издавать и продавать (в «Буквоеде» гника стоит 555 руб., доход составляет 83 млн 250 тыс. руб., чистая прибыль – не менее 40 млн). Поэтому 33 стр. осмысленного текста помещаются в специальную оболочку, состоящую из 475 стр. Смысла в ней нет, это всего лишь глянцевая торговая упаковка, смесь «гламура» и «дискурса», которые разоблачаются на указанных выше 33 страницах.

Но в этом состоит особый прикол, забавный парадокс, являющийся составной частью гники.
Разоблачать то, что сами изготавливаем и продаем дуракам, управляемым то ли гламуром, то ли дискурсом, иначе говоря, поступаем по всем правилам гламуродискурсной вампоэкономики. Сосем из халдеев ресурсы.

Ядро. 6,5%

На 33 страницах об этом и идет речь. Есть управление дискурса (начальник – профессор Калдавашкин), есть управление гламура (начальник – Щепкин-Куперник) и управление провокаций (начальник – Самарцев). Первые два были в первой гнике, третье появилось сейчас. Поскольку миром людей управляют вампиры, они вырабатывают речевые (дискурсивные) и визуально-консьюмеристские конструкции-приманки, которые ведут людей в нужном вампирическому руководству направлении, но таким образом, чтобы люди не ощущали, что их «свободной воле» и «свободным выбором» управляли, а думали, что это они сами так хотят.

Новый тренд излагает проф. Калдавашкин: «Не секрет, что дискурс в России сегодня пришел в упадок… То же касается и гламура. В результате они уже не могут в полном объеме выполнять свои надзорно-маскировочные функции. Дискурс кажется не храмом, где живет истина, а речитативом бригады наперсточников. От гламура начинают морщиться. Что еще хуже, над ним начинают потешаться. Упадок настолько глубок, что нам все сложнее держать человеческое мышление под контролем». Понятно, что описана ситуация, сложившаяся после декабря 2011 года и усгубившаяся весной 2012-го.

Для того чтобы контролировать человека, продолжает Калдавашкин, нужно оставить человеку возможность на заранее навязанные вопросы отвечать «да» или «нет», как в избирательном бюллетене, и тогда контроль эффективно работает. Чтобы мысль не болталась самопроизвольно, сама себе задавая ненужные вопросы. Не случайно из бюллетеня была удалена клетка «против всех», потому что это самое опасное, а на всех ответственных пресс-конференциях вопросы заранее написаны и их поручено задавать ответственным лицам.

Но стихийно на важнейший вопрос возник третий ответ (рефлекс трехзначной логики высказывания Лукасевича): «пошел ты нах..». Это нечто «против всех». В результате прежние навязанные конструкции работать перестают, и отсюда задача – «вывести гламур и дискурс из зоны осмеяния», а для этого добавить «третью силу» – протест.

«Сегодня всякий готов смеяться над гламуром и дискурсом. Но никто не посмеет смеяться над благородным  негодованием по поводу несправедливости и гнета, запасы которых в нашей стране неисчерпаемы».

Причем надо вовлекать в протест бомонд: «Сама революция становится гламуром. И гламурные бл.ди понимают, что если они хотят и дальше оставаться гламурными, им надо срочно стать революционными». «С гламурной точки зрения протест – это просто новая правильная фигня, которую надо носить. А не носить ее – значит выпасть из реальности». И т.д.

А примерно через 100 страниц предложены примеры протестов: «… Новейшая история России растлила народ окончательно и навсегда, без всякой надежды на излечение. Как учить детей честному труду, если вся их вселенная возникла в результате вспышки ослепительного воровства? И честному труду – на кого? На того, кто успел украсть до приказа быть честным?» И т.д.

Говорит это бритоголовый мужчина в черных очках и в тесной кожаной куртке с белой лентой с красным серпом и молотом на лбу, в котором можно узнать Удальцова. Здесь же излагаются и общие принципы формирования информационного поля, которое служит увековечиванию власти «чекистской хунты» силами либерального истеблишмента, которые так же «немыслимы друг без друга, как Высшая школа экономики и кооператив «Озеро»…»

Далее еще есть про гомосексуализм как способ привлечь к себе внимание и вызвать энергичный протест. После чего вампир, отвечающий за Россию, санкционирует трехмесячный протест, цивилизованный и мягкий, а главному герою Раме объясняет, что «в идеале все действия властей должны вызывать тягостное недоумение и душевную скорбь, терзая  людские сердца необъяснимой злобой и тупостью… Главная задача российского государства вовсе не в том, чтобы обогатить чиновника. Она в том, чтобы сделать человеческую жизнь невыносимой».

Цель двоякая: во-первых, энергией этих страданий, превращаемой в «баблос», вампиры питаются, во-вторых, надо скрыть от человека ужасающую бессмысленность его жизни, для чего государство и заставляет людей страдать.

Объяснение, конечно, так себе, скудноватое, как и вся 33-страничная публицистика – Оруэлл, например, тяжелую и бедную жизнь по принципам ангсоца объяснил тем, что «общий рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью, а в каком-то смысле и есть его гибель», потому что «иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве», т.е. на страданиях, вызванных тяжелой борьбой с государством за элементарное существование и невозможностью осознать, что вообще происходит. Но смешно сравнивать Пелевина с Оруэллом.

Есть и распространившееся ныне совсем уж простое объяснение. Главное в РФ – экспорт нефти и газа, для обслуживания этого комплекса нужно миллионов 30 человек, на нефте-газовые деньги элита может жировать до конца своей жизни, остальные люди  никому не нужны – они лишние в прямом смысле, и отсюда злоба государства по отношению к ним. Пелевин же придумал нечто совсем беспомощное. 

Оболочка. 93,5%

Но еще хуже обстоит дело с «оболочкой». Она создана по тому продуктивному принципу, по которому Матвеем Головинским были в свое время сочинены «Протоколы сионских мудрецов» (ПСМ). А именно: описать социально-политическую реальность, с одной стороны, как управляемую некой группой лиц, будь то мудрецы Сиона, тайное мировое правительство или вампиры, а с другой стороны, сделать это так, чтобы у наблюдаемых в реальности феноменов появилось соответствие с заранее разработанным планом и появилась возможность сличать и сопоставлять. Конспирология всегда обладает манкостью, и использование такого фундаментального принципа, конечно, улучшает потребительские качества новой гники Пелевина. Хотя, естественно, до эксцитативности протоколов Пелевину далеко. Читать все это скучно, и пока я читал, книга несколько раз выпадала у меня из рук.

Хотя в этой игре есть свои «фишки». Не буду описывать все выдумки автора, сосредоточусь на второй по значению после модели ПСМ – это идеализм. Гламурная оболочка ядра – это проповедь идеализма. Все на самом деле объективно не существует, а есть продукт сознания, может быть, его сон… Идея, понятно, не новая, но именно солипсизмом Пелевин развлекает читателя. Однако потом оказывается, что и сознания, столько важного для солипсизма, нет – это утверждает Дракула, т.е. проснуться нельзя, потому что просыпаться некому. Потом это утверждение вновь отрицается, но уже объективным идеализмом гегелевского типа: «Мы – и вампиры, и люди, и все остальное – существуем в одном и том же божественном уме. Мы просто его мысли». Подразумевается Великий Вампир, который есть аналог Абсолютной Идеи у Гегеля.

Подобные рассуждения и их иллюстрации составляют оболочку – она призвана придать всей гнике характер интеллектуального или философского романа. Ее материю составляют рассуждения и споры вампиров об идеализме разных видов, т.е. тождестве бытия и мышления, а также о том, кто и кому снится. Там даже есть трактовка буддизма с позиций вамподискурса.

Однако у этой игры есть скрытый смысл, который прямо связан с проблемой авторства. Рассуждения об иллюзорности всего существующего, о том, что все существует не на самом деле, а только в чьем-то сознании, что «я» – это фикция, возможно, не случайны. Не так давно появились сведения о том, что на самом деле Пелевин – это П. Е. Левин, Павел Евгеньевич Левин, имеющий другие биографические данные, нежели В. О. Пелевин. В частности, родился он не в Москве, а в Ленинграде. Якобы отец его, Евгений Маркович Левин (род. 1940), работал в Физико-техническом институте им. Иоффе, в 1968 г. защитил там кандидатскую диссертацию, в 1996 г. репатриировался в Израиль... Статья о нем есть в «Википедии», правда, о сыне ничего не сказано. Не исключено, что в Израиле сейчас живет и «Виктор Пелевин», которого на самом деле в Москве никто не видел и не видит. Во всяком случае, это объясняет его образ жизни, усиленную скрытность и т.п. Хотя полной достоверности в этой информации, естественно, нет.

Для нас же важно, что модный писатель-философ В. О. Пелевин – это, возможно, одна из проекций сознания Павла Левина, его сон или, пользуясь терминологией Карла Густава Юнга, маска (персона), которая выполняет представительскую функцию в социальном окружении. Т.е. Пелевин совсем не равен Левину, это не псевдоним, это именно юнговская маска.

Между прочим, коль речь зашла о Юнге, то в рецензируемой гнике Великий Вампир Аполло XIII то и дело является Раме в привлекательном женском образе сексапильной американки Софи – не исключено, что это Анима вампира Аполло, а может быть, и самого Павла Левина. Впервые она является ему в шортах и майке, обритая наголо. Иначе говоря, «Бэтман Аполло», возможно, приоткрывает некоторые черты подлинной личности подлинного автора романов, издаваемых под торговой маркой «Виктор Пелевин». А может быть, опять скрывает, предлагая ложные маски.                

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве