16+

Новости партнёров

Lentainform

«Исторические труды Михаила Грушевского – вот концептуальная основа идеологии независимости Украины от Москвы»

17/10/2014

«Исторические труды Михаила Грушевского – вот концептуальная основа идеологии независимости Украины от Москвы»

В 1954 году в СССР было пышно отпраздновано 300-летие так называемого «воссоединения Украины с Россией» – так в СССР называли инициированный гетманом Зиновием Хмельницким (которого за заслуги народ назвал Богданом, т.е. посланным Богом) переход Малороссии в 1654 году под власть русского царя.


        В последний раз воссоединение отмечали в 1979-м в связи с 325-летием. В 2004-м 350-летие как-то пропустили, зато 360-летие воссоединения Украины с Россией в 2014-м и на Украине и в РФ отмечают уже полгода.

Бензопила и фильм


В 1954 году юбилей отпраздновали самыми разными способами. Например, в честь воссоединения бензопилу (которая была разработана в Запорожье в ОКБ авиационной промышленности в ноябре 1953 года) назвали «Дружба».

А еще в 1954-м на экраны вышел художественный фильм режиссера Леонида Лукова «Об этом забывать нельзя» (сценарий Л. Лукова и Я. Смоляка), посвященный борьбе с проявлениями украинского национализма, которые заключались в желании быть «далеко от Москвы» (сейчас фильм выложен в Интернете и будет интересен и тем, кто «за», и тем, кто «против»). Титры в начале фильма прямо указывали: «Это происходило в первые годы после Великой Отечественной войны в одном из городов западных областей Украины».

Город узнать нетрудно, это Львів, столица Галиции и Западной Украины, до 1939 года входивший в состав Польши, а согласно секретному протоколу к пакту Молотова-Риббентропа, в составе большого куска Польши стал частью УССР, куда и вернулся после войны, в 1944 году.

Один из персонажей пропагандистского фильма – украинский писатель Александр Гармаш, которого вдохновенно играл Сергей Бондарчук. Группа агентов иностранной разведки, к концу фильма раскрытая и арестованная, строила козни как против него и его новой книги «Наймиты», так и против студента истфака по фамилии Данченко (его играл 26-летний Вячеслав Тихонов). Поддавшись уловкам коварного врага, Данченко увлекся самым страшным, что тогда было, – идеологией Грушевского, про наследие которого Гармаш в докладе на торжественном заседании по случаю 7 ноября сказал так: «Жалкие теории проклятого народом Грушевского. Палача, рядившегося в тогу историка. Мелкого шулера, который подтасовывал факты, разбавляя их ядовитой слюной бешеной националистической собаки».

Красиво сказано! Хотя все это – чистая ложь. Достаточно сказать, что Михайло Сергійович Грушевський (1866–1934) с 1929 года был серьезным историком (автором 2000 печатных трудов, среди которых «Розвідки и матеріяли до історіі Украіни-Руси» в 5 томах и «Iсторiя Украiни-Руси» в 4 томах, изданная в 1904–1907 гг.), действительным членом АН СССР, а с 1930-го жил в Москве, хотя его и обвиняли в контрреволюционной деятельности и участии в антисоветском Украинском национальном центре. Умер он своей смертью, но был репрессирован посмертно: его труды полностью запретили, поскольку они оказались основой идеологии того, что принято называть украинским национализмом.

Поэтому, кстати, когда сейчас происхождение этой идеологии связывают то со Степаном Бандерой (в фильме 1954 г. он назван «попиком», т.к. его отец был священником), то вообще объявляют порождением 1990-х, это смешно. Исторические труды Михаила Грушевского – вот концептуальная основа идеологии независимости Украины от Москвы. Сейчас Грушевского в Интернете упоминают часто, хотя создается впечатление, что работ его на самом деле не читали.

Конечно, в примитивном фильме 1954 года с идейными наследниками Грушевского в послевоенном Львiве покончили одним чекистским ударом. В реальности же идеологию, фундированную историческими трудами (которым уже более 100 лет), победить трудно, может, и невозможно. Но в краснокаменной Москве по-прежнему исходят из имперской догмы, которую в фильме с пафосом выразил Гармаш-Бондарчук: «Люди делятся на тех, кто любит Москву, и тех, кто ее ненавидит. Нейтральных нет».

Прошло 60 лет с момента создания фильма «Об этом забывать нельзя», а Москва так и застряла в понимании украинского феномена. Или вы любите столицу империи и подчиняетесь ей, или… см. «Вести».
 
Ядовитая слюна бешеной собаки

Я, конечно, не смогу описать все концепции Грушевского, сосредоточусь на двух. Первая касается этногенеза украинцев, вторая – Богдана Хмельницкого.

Большое внимание историк уделил истории и логике расселения украинцев. По его версии, то, что потом получило неофициальное наименование Західна Україна (Западная Украина) – земли Галицкая и Перемышльская, Волынь средняя и северная плюс лесные и болотистые пространства окрестностей Киева, – играли роль резервуаров, куда украинское население отступало под натиском тюркских орд. Поэтому культурные и общественные традиции лучше сохранились в Западной Украине, хотя центр их жизни лежал на Днепре.

Грушевский в итоге делает вывод о том, что сформировался этнический тип, который «отмечен целым рядом характеристических черт, отличающих его от соседних славянских племен – великороссов, белорусов, поляков и словаков. <…> Украинский этнический тип отличается от своих ближайших родственников – великороссов и белорусов – также и в других отношениях: особенностями антропологическими… т.е. физическим устройством тела (формою черепа, ростом, соотношениями частей тела) и чертами психофизическими, проявляющимися в народном характере, психологии, складе семейных и общественных отношений. <…> Великорусская народность формируется преимущественно на финской почве, белорусская – в близком общении с литовскою группою, украинская – в вечном соседстве с тюрками. История вела эти народности большею частью совершенно различными дорогами, представляющими больше отличий, чем схожестей. В результате образовалось народное самочувствие, которое отличает теперь даже совершенно инстинктивно украинца, белоруса и великоросса <…>».

Национальные типы великороссов и украинцев эволюционировали вне связи друг с другом. Первая глава «Очерка истории…» заканчивалась так: «Перед нами, несомненно, две народности, две истории».

Над этой концепцией в империи в лучшем случае посмеивались, откуда и анекдот про «глобус Украины» («Приходит девочка в магазин канцтоваров и просит: «Тетенька, дайте мне тетрадь в горошек, глобус Украины и чернила для 3-го класса»»). Но на Украине уже более 100 лет к таким идеям относятся серьезно. Естественно, их генератором является интеллигенция.

Политические выводы из своих этногенетических штудий Грушевский сформулировал  в 1904 году: «Самостоятельною государственною жизнью украинский народ жил сравнительно недолго, в древнем периоде своей истории». Т.е. Киевская Русь не была «колыбелью трех братских народов», а являлась только украинской державой. Звучит это все практически как провокация.

Понятно, почему промосковски ориентированный писатель Гармаш из фильма 1954 года так ненавидел Грушевского, который умер за 20 лет до этого.

Государственный ум или конъюнктурщик?

Вопрос о Хмельницком и о «воссоединении» не менее острый, чем вопрос этногенетический. Уже сам термин «воссоединение» пропитан пропагандой, как сосновая шпала – смолой, поскольку означает «соединение вновь», подразумевающее, что некогда было одно государство, которое затем разделилось, а в 1654 году соединилось вновь. Что, по Грушевскому, не соответствует действительности.

А поставить под сомнение проведенное под  руководством Хмельницкого вхождение в 1654 г. подведомственной ему территории в состав Российской Империи, значит, обосновать будущий развод.

Согласно Грушевскому, со стороны Хмельницкого союз с Москвой был лишь частью сети политических интриг, направленных против Польши. Но «так как Москва представляла себе этот союз  не иначе, как в форме присоединения Украины к Московскому государству, то Хмельницкий, стараясь попасть ей в тон, высказывал готовность признать над собою власть московского царя, обещал ему доходы с украинских земель <…> Ближайшею целью Хмельницкого было втянуть московское правительство в войну с Польшею, и для достижения ее он не находил нужным считаться с обещаниями и заглядывать в далекое будущее».

Но Хмельницкий просчитался. Москва сразу же поставила в Киеве сильный гарнизон, «устроив для него отдельную крепость, целый особый городок, и посадив воеводу, который являлся непосредственным представителем московской власти на Украине».

Потом Хмельницкий завязал новый союз, со Швецией и Трансильванией и уже шел к разрыву с Москвой. Но 27 июля 1657-го внезапно умер от апоплексии.

Многие после Хмельницкого «пробовали сбросить с себя зависимость от Москвы и обеспечить автономию Украины. Но у Москвы оказалась мертвая хватка». Так писал Грушевский в 1904 году.

Гулливые и простодушные

Не удивительно, что в фильме ««Об этом забывать нельзя» Грушевский оказался «палачом, рядившимся в тогу историка», а доцент исторического факультета университета Ярчук (в ярком исполнении Николая Плотникова), тихой сапой пропагандировавший мысли Грушевского на лекциях под видом их якобы критики, – агентом иностранной разведки. В частности, он сообщал студентам, что Хмельницкий преследовал конъюнктурные цели. В итоге Ярчука арестовали «органы», тем более что он хотел убить промосковского писателя Гармаша.

Попутно фильм представил идеальный случай перевоспитания – это студент Данченко. Сначала он ходит в вышиванке и пишет стихи о том, что все сильней любит «Украйну… вековечную и неизменную» (стихи для фильма специально написал украинский поэт Дмитро Павлычко). Даже идентифицировал себя с предателем Мазепой: «И мне кажется словно в бреду, / Будто гетман я, сын Украины, / Будто в бой с булавою иду, / А вокруг пепелища, руины…»

Но студента Данченко вовремя прорабатывает комсомол; любимая девушка Галя, которая по совместительству секретарь комсомольского бюро, говорит ему с тревогой, что он поет с чужого голоса, что он смотрит на Украину «глазами Грушевского». Попутно разоблачается шпионская группа, а вместе с этим выявляется нищета «грушевской» националистической идеологии, и Данченко к финалу снимает свою сомнительную вышиванку, переодевается в «промосковскую» белую рубашку с галстуком и в приподнятом состоянии, очищенный от вредных влияний, пишет новое стихотворение: «Люблю, люблю я Украину / Не ту, что чудится во сне / Тем, кто в ливреях желто-синих, / В заокеанской стороне. / Ту землю я назвал родною, / Где радостные дни труда, / Ту Украину, что с Москвою / Сроднила Киев навсегда». «Заокеанская сторона» – это, естественно, США. Комсорг Галя, которой он эти вирши читает, в полном восторге, они целуются, наступает весна.

И еще одна деталь. Писатель Гармаш, который внушал заблудшей овце – студенту Данченко, что Хмельницкий поступил единственно верным образом, воссоединившись с Россией, процитировал одну строчку из В. Белинского – из его рецензии на книгу историка Н. Маркевича «История Малороссии», изданной в 1842 году. Белинский писал, что «один только Богдан Хмельниций был вместе с тем и государственный ум».

И историк Маркевич, и сам «неистовый Виссарион» были носителями имперской идеологии. Стоит привести цитату из Белинского в более полном виде, чтобы это увидеть: «Богдан Хмельницкий был герой и великий человек в полном смысле этого слова. Много в истории Малороссии характеров сильных и могучих; но один только Богдан Хмельницкий был вместе с тем и государственный ум. Образованием он стоял неизмеримо выше своего храброго, гулливого и простодушного народа; он был великий воин и великий политик. Поэтому-то и понял он, что Малороссия не могла существовать независимым и самостоятельным государством».

Лучше всего тут сказано об украинцах: храбрые, гулливые и простодушные. Так их и воспринимают в Москве по сей день – точно по Виссариону Белинскому. И им, простодушным украинцам, трудно осознать нынче, что лучше быть под строгим управлением самодержавной Москвы с ее мертвой хваткой, нежели жить в условиях демократического бардака (а Москва всегда была уверена, что демократия – это всегда бардак), выбирать свободно своих правителей и смотреть в сторону Запада. Потому что, как и 360 лет назад, не может Малороссия «существовать независимым и самостоятельным государством». Не может, и всё.              

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...