16+

Новости партнёров

Lentainform

Росреестр месяцами задерживает документы, срывая сделки с недвижимостью и выплаты по ипотеке

22/04/2015

Росреестр месяцами задерживает документы, срывая сделки с недвижимостью и выплаты по ипотеке

Купить или продать квартиру — дело серьезное, особенно в условиях нестабильного курса рубля, кризиса в экономике и туманного будущего. Поиск подходящих вариантов, риелторы, банки, ипотека…


            Когда все договоры подписаны и сделка купли-продажи заключена, документы отправляют на регистрацию в Росреестр. Это последняя «формальность», которая в Петербурге превращается в настоящее испытание.

Очередь на жалобу


Росреестр официально именуется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу. Все сделки по купле-продаже городской недвижимости должны быть зарегистрированы в этом управлении. Каждый, кто сталкивался с Росреестром, вряд ли его когда-нибудь забудет — чиновники систематически задерживают регистрацию документов. Две недели, месяц, два месяца опоздания — такими сроками уже никого не удивишь.

Заложниками Росреестра становятся каждый месяц сотни петербуржцев: кто-то подолгу не может получить деньги за проданную квартиру и теряет выгодные варианты встречных покупок. Кто-то вынужден платить ипотечные взносы, не имея даже ключей от купленного жилья, кому-то срочно нужны наличные деньги, «замороженные» в банковской ячейке до предъявления новых документов.

Жительница Выборгского района 65-летняя Светлана Петрова продавала квартиру, доставшуюся ей в наследство, еще в ноябре. На полученные от покупателя деньги она планировала купить внуку автомобиль.

— Росреестр оформлял передачу права собственности два месяца, хотя по закону срок регистрации с использованием кредитных средств (наши покупатели взяли у банка ипотеку) составляет 5 дней, — рассказывает пенсионерка. — Все это время я, как продавец, не могла получить деньги за квартиру, они лежали в банковской ячейке. А курс доллара и евро сильно вырос, так же как и цены на автомобили. Пришлось отказаться от выбранной модели.
— На нашей расписке стояла дата выдачи документов «13 марта», — рассказывает Максим Славин, покупатель двухкомнатной квартиры. — Мы со дня на день ждали звонка, но спустя неделю решили сами позвонить в Росреестр и узнать, где же наши документы. Оказалось, что 13 марта они только поступили в работу! Дозвониться до районного Росреестра оказалось нереально, там никто не подходил к телефону. По общероссийскому номеру мне, правда, ответили и посоветовали написать жалобу. Пришлось ехать в их офис на улице Красных Текстильщиков. Там я встретил огромную очередь возмущенных людей, причем каждый второй из очереди, как и я, стоял за бланком для жалобы! Я попытался записаться на прием к начальнику управления, но ближайшая возможная дата оказалась… через месяц! Сейчас уже конец апреля, а документы все «обрабатываются».

«Мы работаем даже по выходным»

На рынке первичного жилья ситуация еще хуже, чем на «вторичке».

— Это известная проблема, — рассказали «МК» в Питере» в одном из петербургских агентств недвижимости. — Одни строительные компании предпочитают сами «договориться» с Росреестром, в таком случае регистрация документов занимает месяц-полтора. Есть те, кто ни о чем с чиновниками не договаривается, но и ждать регистрации своих сделок им приходится иногда больше полугода. Такие «проволочки» очень невыгодны строительным компаниям, ведь по закону они имеют право получать деньги с клиента только после появления у него документов о праве на собственность. Приходится выкручиваться, выдумывать различные лазейки.

В петербургском Росреестре при словах «жалобы на задержку документов» лишь протяжно вздыхают.

— Проблема есть уже несколько лет, и ничего не меняется, — рассказали «МК» в Питере» в отделе организации, мониторинга и контроля Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу. — У нас увольняются сотрудники, слишком мало людей и слишком много документов. Три года назад существовала другая серьезная проблема — трудности были с подачей документов, нужно было отстоять большую очередь, записываться заранее. Сейчас с этим разобрались — люди подают документы через МФЦ. Но наши регистраторы не справляются с возросшим потоком документов. Это касается и вторичного, и первичного рынка недвижимости.

Наш город — лидер по строительству в стране. Самые проблемные районы — Пушкинский, Приморский, Красносельский, там больше всего строят. И при этом на госслужбе систематически происходят сокращения людей — с 1 января у нас в управлении было сокращено 120 человек. Сотрудники делают что могут — выходят в выходные, остаются после работы. Отдел, который справляется со своей нагрузкой, тут же подключается на помощь к отстающему отделу. Но мы же живые люди, не роботы. Регистратор должен вникнуть в каждый документ, проверить его законность. Для этого нужны время и опыт. На нашем сайте открыты вакансии, мы всегда ищем новых людей. Но заработная плата низкая — всего 10–14 тысяч рублей. Некоторые к нам приходят, но, поработав какое-то время, увольняются — на такую зарплату не прокормить семью.

«Можно ускориться»

Сотрудников Росреестра можно было бы по-человечески пожалеть и терпеливо ждать, когда они справятся с горой поступающей к ним документации. Если бы не одно «но» — на рынке недвижимости уже много лет существует неофициальная услуга под названием «ускорение». Почти каждый риелтор, сопровождающий сделку по купле-продаже недвижимости, знает, как связаться с «нужным» человеком.

— Эта услуга стоит от 8 до 15 тысяч рублей, — рассказал один из петербургских риелторов. — После того как вы заплатите деньги, человек лично в Росреестре разыскивает папку с вашими документами в огромной стопке и перекладывает ее на самый верх. Так вы можете сэкономить недели, а то и месяцы ожидания. Если платить не хотите, то наберитесь терпения. Кстати, сейчас ситуация сильно улучшилась — раньше приходилось платить не только за «ускорение», но и за то, чтобы подать документы, иначе приходилось стоять в очереди по ночам, заносить свою фамилию в списки, места в которых «продавались» предприимчивыми дельцами. За деньги кто-то мог постоять за тебя в очереди. Некоторые фирмы предлагали услугу: документы отправлялись по доверенности с курьером. Это тоже стоило недешево. Сейчас роль приемщика документов взяли на себя городские МФЦ и проблема с очередями на подачу документов исчезла. Но зато появилась другая — с выдачей готовых бумаг. Так что теперь «ускорители» и, вероятно, сами «нищие» сотрудники Росреестра наживаются уже другим способом.

Преобразований много, результатов нет

Проблемы в Росреестре существуют уже как минимум 10 лет. Официально сложности объясняются последствиями структурных преобразований. Первая реорганизация случилась еще в 2005 году, когда областную и городскую службы объединили в одно управление. (Кстати, сейчас они снова разделены.) Сроки оформления сделок тогда увеличились с двух недель до месяца. В то же время расцвела практика «ускорений».

Преобразования следовали одно за одним — в 2008 году управление вывели из подчинения Министерству юстиции и закрепили за Минэкономразвития. В 2009 году Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу объединили с еще двумя ведомствами — городским Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Северо-Западным окружным управлением геодезии и картографии. Затем все службы было решено перевезти в новое здание — Единый центр документов на улице Красного Текстильщика. Последствия реорганизации и переезда в Росреестре не могут разгрести и по сей день.

Самые упрямые или самые коррумпированные?

Услуга «ускорения» не нова и знакома многим петербуржцам. Еще несколько лет назад ее приходилось «подключать» при замене загранпаспортов, при проходе техосмотра, при получении иностранных виз. Но со временем большинство организаций наладили нормальный режим работы: сдать и получить документы вовремя стало возможно и без неофициальных посредников. Но в Росреестре до этого уровня сервиса никак не могут или не хотят дойти.                

Надежда Максимова, spb.mk.ru, фото centerdocum.ru





‡агрузка...