16+

Миф в России – больше, чем миф

22/09/2008

Это симпатичное существо – царь. «Царь птиц», которого придумал и отлил в бронзе известный художник Даши Намдаков. Его скульптуры украшают коллекции президентов, губернаторов и олигархов. Птичий правитель на два месяца поселился в Русском музее на выставке «Сибирский миф. Голоса территорий».




Н
есколько лет музейщики и частные коллекционеры Сибири (первая скрипка – Омский музей имени М. Врубеля) отбирали созданные в ХХ веке произведения художников из азиатской части России. За это время некоторые, как Намдаков, успели перебраться в Москву и сделали там успешную карьеру. Но даже надолго никуда не уезжавшие доказывают, что миф о Сибири как некоей автономной территории с самостоятельным искусством не больше чем миф.

В скульптурах Даши Намдакова заметно влияние буддистской традиции, но не меньше в них европейского модернизма. В «Розовой раковине» Андрея Поздеева нет никакой этнографии, только живопись. В советские времена многие художники воспитывались на московском «суровом» стиле. Картина «Ртутный рудник» Николая Брюханова посильнее любой таежной мифологии. После прихода рынка произведения сибиряков стало трудно отличить от «европейцев» со всеми плюсами и минусами глобализации. Замечательно ироничен омич Сергей Баранов, его «Счастливая родина» – это березовое полено, раскрашенное под кусок спелого арбуза.

Любителей фольклора все же не забыли. На выставке показаны две картины начала 1930-х годов знаменитого ненецкого примитивиста Константина Панкова. Кто не видел его персоналии в Российском этнографическом музее, сможет восполнить пробел в образовании.   

В. Ш.





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform