16+

Путешествие поющих дилетантов

30/12/2008

ЛИЛИЯ ШИТЕНБУРГ

Предновогодняя эйфория сделала свое дело. Я разрешила загадку, над которой уже столько лет бьются лучшие умы человечества. А именно: зачем на телевидении столько комедийных шоу с участием «простых граждан»?


     

  Элементарно, Ватсон! Вспомните, дорогой друг, то давнее дело, которое вы опубликовали под названием «Второе пятно». Или известный рассказ Эдгара По, у которого Конан Дойл позаимствовал этот прием. Где лучше всего спрятать живой лист?  – В груде мертвых листьев! Вот и я спрошу: где лучше всего спрятать дилетантов? – В куче других дилетантов!

Несчастные кривоватые тетки и заскорузлые пацаны из глубинки корчатся в комических муках – казалось бы, для того только, чтобы энергичная хамоватая братва из «Комеди Клаба» выгодно оттенила их злополучные старания, наконец-то плюнула в физиономию какому-нибудь Киркорову (не к ночи будь помянут) и срубила реальные бабки на еще не отмененном по случаю кризиса корпоративе. Допустим.

А «как бы» драматические артисты и еще более «как бы» шоумены зачем который месяц бьются об лед? Чтобы создать «моду на здоровый образ жизни» – как не побоялась сказать министр-блондинка? А в цирк зачем вся эта толпа ринулась, еще не сняв коньки? А поют они все кому? И опять же – зачем?

Любите ли вы щелкать телевизионным пультом, как люблю это я? Если да, то вам приходилось «монтировать телекартинку» последних дней единственно возможным образом: заливистый хит очередной звезды, сверкающей, как взбесившаяся елочная игрушка, – и мягкий, щадящий обзор экономических новостей.

И только на маргинальных каналах (вроде РБК) – намек на то, что правительство, успевшее за три месяца раздать треть золотовалютного запаса страны разным симпатичным ребятам – это правительство как бы вроде не все правильно делает, то есть делает, но не всегда профессионально, а если посмотреть РБК подольше, то и вовсе приходишь к убеждению, что действует оно сугубо по-дилетантски. Дальше снова – клик на пульте – и поют все, особенно те, кто уже успел откинуть коньки.

Пока премьер-министр Путин напоминал публике о том, у кого в кармане газ (это раз), президент Медведев делился своими трудностями с самой подходящей для этого аудиторией, способной проявить максимальное сочувствие, – представителями федеральных телеканалов (это два). Татьяна Миткова, Дмитрий Киселев и Кирилл Клейменов, в общем, старались (последнему в этом смысле многое удалось). Но статус «публичного политика», как известно, в России достигается лишь теми, кто умеет правильно сидеть в телевизоре. Президент великой страны прикладывает усилия – это видно. Театральному критику (это я использую служебное положение в личных целях), натасканному на считывание всякого рода подтекстов и фальши, тут, пожалуй, видно даже больше, чем хотелось бы. Ну да ладно, «ряд волшебных изменений милого лица» пусть «палачи из ЦРУ» ловят. Тут интересно, что венценосного дебютанта еще пока нельзя выпускать на одну сцену – то есть сажать в один кадр – с матерыми телевизионными звездами. Сколько бы Миткова ни пыталась согнать вежливую скуку с лица, сколько бы Киселев ни сверкал небесно-голубым галстуком и ни шептал что-то вопросительно-успокоительное, – кто в кадре хозяин, кто тут звезда, а кто – начинающий любитель из глубинки, было ясно.

Зато не у каждой звезды есть такой хит: «Деноминации и дефолта не будет». Эту песню страна готова слушать и вместе и вместо «В лесу родилась елочка». Но что будет с исполнителем, если елочка не родится и деноминации избегнуть не удастся?

Или вот: показывают церемонию награждения журналистов премией имени Артема Боровика. Тихое, достойное дело, скромный, не так чтобы до отказа набитый зал, никакого (ну, почти – Москва все же) гламура. Одним из лауреатов премии становится журналистка из глубокой провинции, в одиночку издающая оппозиционную газету, неоднократно подвергавшаяся беспардонному давлению властей, продолжающая работать, несмотря на угрозу для жизни. Это профессионал, это понятно. Она выходит получать премию на костылях. Какой тут, к черту, гламур!

Но так, чтобы совсем без развлекательной части – не обойтись, однако скромно, со вкусом. На сцену выходит мужской хоровой ансамбль «Пересвет» и поет «Песню о тревожной молодости». Запевать про «снег и ветер, и звезд ночной полет» зачем-то выводят славного юношу Стаса Пьеху. Неожиданно он поет мощным, глубоким баритоном. Загадка разрешается быстро – камера неохотно переводит взгляд, и мы обнаруживаем, что у хора есть свой солист: рослый, солидный парень, имя которого неизвестно, если только он не станет участником «Последнего героя». И кто тут певец – как-то вопрос не возникает. И каким надо быть челубеем, чтобы выйти рядом с этим «Пересветом», – тоже не вопрос.

Эта пара солистов – символ нынешнего времени. Хорошо еще, когда у смазливого дилетанта есть неброский дублер на подпевках, – судьба у последнего вряд ли сложится, но дело не пострадает. А как быть в тех сферах, где приходится обходиться без дублера? Не забыть вопль, исторгнутый из груди уважаемого летчика, который в передаче Ники Стрижак говорил о том, что в высших летных училищах курсанты четвертого года обучения не имеют опыта налетов. Кому за штурвал садиться?! Опять дилетантам?

Надо отдать должное отечественному телевидению: оно всеми силами пытается разогнать тревожные мысли зрителей (сложность в том, что на ТВ считают, что все мысли – тревожные). Дабы обеспечить предновогоднее слюноотделение, телеканалы наперебой угощают анонсами самых лакомых частей своего праздничного эфира. Опять фигуристы петь будут. Опять – старые хиты с новыми словами. Опять – звезды, по большей части из тех, к кому честно можно применить только один эпитет: «немеркнущие». Смотреть на них всю ночь – боюсь, я столько не выпью…    

______________________________________________
  Далее: 

На отечественном ТВ стало больше ток-шоу. К чему бы это?
Стоит ли смотреть новый спектакль Андрея Могучего – «Изотов»?
Cможет ли отечественное ТВ выполнить рекомендации отечественного Минздрава?
Может ли президент конкурировать на нашем ТВ с сериалом «Десантура»?
Почему плохо, когда телевизор не показывает ночью?
Зачем столько «Чаек» и «Тартюфов» в репертуаре современных театров?
Что наше ТВ сделало из «Братьев Карамазовых» Достоевского
Зачем наше ТВ раскрасило черно-белые фильмы?
Как отечественное ТВ отметило 1 апреля и другие саммиты
Cтоит ли смотреть «Ксения. История любви» Фокина в Александринке?
Пугачева, как эпоха, – прощается, но не уходит
Действительно ли на ТВ нечего смотреть или просто некому?

 



 








Lentainform