16+

Отечественное ТВ знает, как правильно веселиться во время кризиса

08/12/2008

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Образ реальности, который старательно сочиняет наше ТВ, с каждым днем все больше похож на репортаж с «Титаника». Кульминация кризиса намечена на июнь 2009 года, а пока все веселятся и руководствуются девизом «никогда не бойся делать то, что ты не умеешь».


Изо всех занятий для показа на ТВ крупным планом давно выбрано два.

Первое – это управление государством. То неравенство эфирного времени теле-Медведева и теле-Путина, о котором я писал в прошлый раз, замечено было не только мной, и уже преодолено: обоих любимых руководителей ТВ сначала показывало строго поровну, а в четверг Путин вырвался далеко вперед благодаря телевстрече с народом. Обратило внимание название: «Разговор с Владимиром Путиным» очевидно ассоциируется с «Разговором с товарищем Лениным» Маяковского. «Вашим, товарищ, сердцем и именем, думаем, дышим, боремся и живем!».

Саундтрек был стандартным, а в связи с телекартинкой, на которой Путин предстал желтовато-загорелым, не могу не отметить репортаж о посещении Путиным завода двигателей в Рыбинске. Что-то сбилось в подготовке любимого руководителя к демонстрации народу, и одетый во все черное, худой и белый, Путин показался страшным и больным. Так в советских фильмах 1960-х гг. выглядели американские шпионы непосредственно перед провалом. Что нарушилось, почему гримеры не сработали и покрасили – непонятно, но картинка получилась запоминающейся.

Второе занятие, которое выбрано для показа крупным планом на ТВ, – занятие смешить. «Комеди клаб», «Кривое зеркало», «Аншлаг», Задорнов сразу по трем каналам.

Очередной проект – «Ты смешной!» на НТВ – всероссийский конкурс народных юмористов под девизом «Посмеши Россию на миллион», ведущие Александр Ревва (он же Артур Пирожков, какое обозначение настоящее – неизвестно) из «Комеди клаб» и Андрей Рожков не знаю откуда. Рядом с Реввой Фернандель выглядел бы красавцем, Рожков изображает шукшинского «чудика». Больше всего зрелище напоминает не «Минуту славы», как пишут рецензенты, а концерт художественной самодеятельности в психоневрологическом интернате, на котором главврач и начмед отбирают конкурсантов на городской конкурс пациентов сумасшедших домов.

Причем ценится не талант, а тяжесть и замысловатость заболевания. То есть вместо того, чтобы лечить, любуются проявлениями болезней и, не сдерживая себя, издеваются над больными.

В целом все это напоминает средневековье: тогда было принято посещать места содержания душевнобольных, чтобы, глядя на них, вволю посмеяться. Антинорма была смешной, в сумасшедших тыкали палкой и смотрели, какая будет реакция. Именно таков сюжет программы «Ты смешной!». В каком-то смысле это смешно, но опосредованно – как характеристика общей ситуации в России, которая «Титаником» движется вперед, ведомая опытными капитанами, а на борту танцуют, поют и изо всех сил смешат друг друга психически больные. Давно не приходилось видеть такой последовательно русофобской программы.

Кстати, можно вспомнить про три миллиона как приз «Последнего героя», где массовка терпит унижения и лишения, забавляя зрителей своим бесполезным героизмом и войной всех против всех; про «Минуту славы», где тоже обещан какой-то пряник… Глобальная цель ТВ теперь – забавлять зрителей показом их наиболее ненормальных выдвиженцев (по возможности поставленных в нечеловеческие условия), для которых приманкой служат деньги. ТВ надеется, что в условиях экономического провала и роста безработицы отбоя от желающих не будет.

Управление комбинатом им. В. В. Путина (= государством РФ) заполняет емкость ТВ сверху, смехопроизводство – снизу. На модели видно, что в емкости есть зоны, где вещества должны соединяться. Когда-то смешно было от Брежнева как такового, потом показ работы Думы был такой зоной, сейчас этого на ТВ нет, потому что нет демонстрации работы Думы, а на Путина смотреть не смешно. Однако на отчетной неделе все же была одна такая передача, где все смешалось, – «Школа злословия», в которой двоечницей оказалась балерина и депутат Думы от «Единой России» Светлана Захарова.

Хорошенькая балерина пришла на передачу с лучшими намерениями принять очередную дозу восторгов ее балетными партиями, баллоном и фуэте. Вместо этого две змеи, первыми нападающие на людей, если чувствуют, что эти люди слабее их, с ходу вцепились в членство Захаровой в партии «Единая Россия», показав карьеризм балерины (который она по наивности и не скрывала, по каковой причине ведущие немного растерялись, потому что привыкли разоблачать с усилием, а тут и усилий не требовалось). Сначала балерина пыталась противостоять, но потом, признав неравенство интеллектов, на вопросы не отвечала, а лишь молчала с тем напряженно-радостным выражением лица, которое у балерин появляется автоматически при трудных па.

Давно порка не проводилась так демонстративно, Авдотья Никитична и Вероника Маври… то есть, наоборот, Авдотья Андреевна и Татьяна Никитична, перебивая друг друга, старались сказать безответной Захаровой еще какую-нибудь гадость, и было видно, что женщины наслаждаются избиением уже поверженной балерины. Помню, был у них в «Школе» Никита Михалков, обвинить которого в карьеризме и много в чем еще было куда больше оснований, однако тогда обе змеи обернулись кисоньками, которые только подмурлыкивали Главному Режиссеру. Сцепиться с ним не решились. А тут обрадовались легкой и, главное, беззащитной добыче.

Вволю, как давно этого не делали, А. Смирнова и Т. Толстая оттянулись на «Единой России», доказывая балерине, что это бюрократическая машина, а не партия в европейском смысле слова. Но балерина их не вполне понимала и всё смотрела круглыми глазами, поскольку ей сильно безразлично, в европейском смысле «ЕР» или в азиатском. Захарова на все это отвечала одно: я после 40 уйду на пенсию, и для меня это «большой старт» в новую жизнь, а как все называется – неважно. Мало-помалу двумя дурочками рядом с взрослым человеком, живущим по понятиям, стали казаться ведущие передачи с их морализаторским задором.

Потом, поскольку разговора не получилось, перешли на Комитет по культуре Думы, членом которого Захарова состоит. Вот это, действительно, оказалось смешно – особенно в простодушном описании балерины Захаровой. Председатель комитета – юрист, не имеющий отношения к культуре, членов всего восемь, из этого октета к культуре относятся трое: Е. Драпеко, директор театра оперы и балета из Ростова-на-Дону и прима-балерина С. Захарова, выдвинутая в высший орган за примерное поведение и отличные производственные показатели. Кто говорит, что к/ф «Светлый путь» устарел и вообще – сказка? Вот она стала былью! Сидят, заслушивают, чего-то обсуждают, единогласно голосуют… Ведущие же сказку испортили, доказав Захаровой, что она никаких проблем культуры, кроме низких зарплат, не знает, а проблем очень много, что она просто винтик голосовательной машины, как и весь ее декоративный комитет.

А самой интересной передачей за мою отчетную неделю была программа «К барьеру!», посвященная суду присяжных. Спорили Генри Резник (за суд) и Владимир Колесников (против суда), прогрессист и ретроград, адвокат и прокурор. Победил, как ни странно, Резник.


Михаил Золотоносов








Lentainform