16+

Когда сталкивать машины станет легче и приятнее

19/01/2009

Когда сталкивать машины станет легче и приятнее

Правительству нельзя не верить. Сказало – не будет дефолта, его и нет. На днях правительство России заявило, что не только в ближайшее время, а вообще никогда не будет очередного переноса сроков ввода упрощенной регистрации ДТП и прямого возмещения убытков. С 1 марта обе поправки к закону об ОСАГО заработают, и регистрация ДТП в России будет почти такой же молниеносной, как в Европе. Если так и дальше пойдет, у нас вообще ничего не останется. Ничего своеобычного.


        Бамбук пророс

Разговоры о том, что регистрацию ДТП надо упрощать, начались чуть ли не сразу после того, как 1 июля 2003 года впервые в России был введен закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автомобилей и других ТС – самолетов, вертолетов, пароходов. Трудно представить теперь,  как бы мы жили без этого нововведения, практикующегося в Европе по меньшей мере лет 20 – 25.

Проявился, однако, и побочный эффект. Введение ОСАГО обернулось пробками на дорогах. Получив возможность возмещения убытков за счет страховой компании и лишившись возможности вообще не страховаться, граждане стали вызывать ГИБДД на место происшествия из-за малейших царапин. Собственную жадность и неумение договориться они оправдывали необходимостью соблюдения норм законодательства: без регистрации в ГАИ ДТП считалось страховщиками несостоявшимся. Взвыли другие, еще не успевшие столкнуться, участники движения. Взвыло само ГИБДД, на плечи сотрудников которой взвалилась дополнительная работа без существенной прибавки к пенсии.

Взвыл даже терпеливый, как кембрийская глина, Юрий Михайлович Лужков. Лужкову было жалко сотрудников ГАИ. Ради них он был готов на жертвы из городского бюджета, чтобы создать специальную службу для регистрации ДТП при московской ГИБДД. Планировалось сделать это уже в 2005 году, но так до сих пор и не удалось. Стали обсуждать поправки к ОСАГО, способные исправить ситуацию в масштабе всей страны, а не только купеческой столицы.

Уже в апреле 2006-го Минфин передал на рассмотрение правительства поправки в закон об ОСАГО, предлагающие ввести так называемый Европейский протокол -  упрощенную систему оформления ДТП без участия представителя ГИБДД при отсутствии ущерба жизни и здоровью, незначительном ущербе автомобилям и взаимном согласии участников ДТП. А заодно и принятое в большинстве стран Европы прямое урегулирование убытков по ОСАГО, которое дает возможность клиентам прийти за получением выплаты не в страховую компанию виновного в ДТП, а в собственную, где он приобретал полис. Что, конечно, проще и быстрее. Самое ожесточенное, хотя и не явно выраженное, сопротивление упрощенной регистрации оказывали страховщики, что естественно – для них выгоднее, чтоб ДТП регистрировалось как можно дольше и сложнее, в идеале – вообще не регистрировалось.

С тех пор рассмотрение закона в Госдуме неоднократно откладывалось, а когда его все-таки приняли, откладывалось введение в действие. 11 июня 2008-го Госдума все-таки приняла закон о прямом возмещении убытков по ОСАГО и об упрощенной регистрации ДТП, но уже 25 июня, отзываясь на поправки, внесенные главой Всероссийского союза страховщиков Александром Ковалем, президент Дмитрий Медведев подписал закон, по которому начало прямого возмещения убытков по ОСАГО переносится с 1 июля 2008 года на 1 марта 2009 года, а начало упрощенной регистрации – с 1 декабря 2008-го на ту же дату. На прошлой неделе правительство России заявило, что дальнейших переносов не будет.

        Как правильно биться


Вот как нужно будет совершать ДТП начиная с 1 марта. Алгоритм очень простой:


1. Примите решение, что ДТП необходимо или неизбежно.

2. Совершите ДТП так, чтобы ваша роль в нем была минимальной.

3. Вызовите аварийного комиссара.

4. Оцените на глаз число ТС, задействованных в ДТП, а также число пострадавших.

5. Если автомобилей (мотоциклов, яхт, самолетов) не более 2, жертв нет, а пострадавшие готовы излечиться самостоятельно, оцените в рублях ущерб, нанесенный вашей машине, и попросите сделать то же второго участника ДТП. При этом вы вдвоем должны решить, кто виновник ДТП (случай обоюдной вины сложен и не рассчитан на упрощенную регистрацию).

6. Если ущерб составляет не более 25 тыс. руб., не звоните в ГИБДД  и вообще ничего не делайте, просто дожидайтесь комиссаров своих и партнера (не знаю, как вам, а мне никогда не приходилось ждать аварийных комиссаров больше 30 – 45 минут). При этом вы должны понимать, что больше 25 тыс. руб. уже не получите, разве что путем долгих судебных разбирательств.

Далее почти все как обычно, только приятнее. На аварийных комиссарах лежит обязанность засвидетельствовать обстоятельства происшествия (упрощенная регистрация предполагает, повторю еще раз, что виновник уже вину свою признал).
Затем ваша СК приглашает оценщика. Сумма ущерба при этом ограничивается 25 тыс. руб.

Потом всех участников ДТП пробивают через т.н. федеральную Автоматизированную информационную систему по ОСАГО – единая база всех застрахованных по ОСАГО с их страховой историей (АИС должна помочь выявить мошенников и защищает страховщиков от перебежчиков, клиентов, совершивших ДТП и сбежавших в другую страховую компанию с целью избежать повышения тарифа).

В течение 30 дней (после получения всех нужных документов) ваша СК выплачивает вам, сколько определили оценщики, а уж потом получает эту сумму от страховой компании обидчика, но не напрямую, а через специальный клиринговый центр для взаиморасчетов. Посредник этот нужен, чтобы исключить взаимные разборки между компаниями, а также на тот случай, если страховая компания обидчика вдруг разорилась.

        Вершки хотят, корешки не могут

– Такая система значительно упростит схему получения возмещения для потребителя, а также исключит проблему минимизации страховой выплаты, поскольку страховщик отныне в этом не заинтересован, – рассказывает президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль.

Кроме того, пробок должно стать на порядок меньше. По оценкам специалистов, упрощенную регистрацию ДТП можно будет применить примерно в 50% случаев.

– Порядка половины страховых возмещений по ОСАГО не превышает 25 тысяч рублей, – поясняет Антон Барихновский, заместитель генерального директора компании «Кредитно-страховой партнер "Нибелунг"». – Эта сумма на первый взгляд кажется достаточно адекватной для упрощенного оформления, но точно оценить правильность такого шага можно будет только после накопления хотя бы минимальной статистики (сумму будут индексировать, но как часто и каким образом, пока непонятно. -  А. О.).

Вроде все хорошо, но все равно возникает ощущение – что-то опять не сработает и «упрощенку» отложат. Например, против выступят сотрудники ГИБДД. Но – сами сотрудники ГИБДД меня разочаровали.

– ГИБДД готова к введению упрощенной регистрации ДТП, – говорит Татьяна Зыбина, начальник пресс-службы Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти. – Главное, чтоб другие организации, которые примут на себя обязанности органов ГИБДД, подготовились. Для ГИБДД от упрощенной регистрации, конечно, будет большая польза – высвободится масса времени, которого так не хватает – ДТП без пострадавших и с участием не более двух транспортных средств составляет огромную часть всех ДТП. Польза, однако, будет, если на нас не попытаются возложить часть обязанностей других организаций. В любом случае, сотрудники ДПС фиксируют только внешние повреждения, а внутренних вообще не видят. Тем более они не принимают участия в оценке материального ущерба, так будет и впредь. При введении упрощенной регистрации высвободится для другой работы не только время постовых ДПС, но и дознавателей, которые определяют виновных. Если два участника приняли решение не регистрировать ДТП, дознаватель вообще не задействуется.

Но ощущение того, что что-нибудь не сработает, подпитывают страховщики.

– Нашим правительством было озвучено, что очередного переноса сроков ввода прямого урегулирования не будет, но среди страховых компаний все-таки существуют серьезные сомнения в этом, – рассказывает Антон Барихновский, зам. генерального директора компании «Кредитно-страховой партнер"Нибелунг"».

 - А вот президент Всероссийского союза страховщиков Коваль заявил, что «сегодня уже все готово для воплощения закона в жизнь, разработаны единые методы оценки ущерба и схема выплат при упрощенке».

– К сожалению, это не совсем так. Процедура пока не отработана, и, по крайней мере, на первых порах будут сложности, затягивающие урегулирование каждого отдельно взятого дела.

– На сегодняшний момент отсутствует государственный реестр экспертов-техников, единый стандарт оценки восстановительного ремонта, автоматизированная информационная система по ОСАГО, – подтверждает Владимир Храбрых, директор Северо-Западного регионального центра ОСАО «Ингосстрах». – Клиринговый центр для проведения взаиморасчетов между страховыми компаниями также находится пока на стадии создания. Поэтому имеются все основания полагать, что вступление в силу изменений об упрощенной системе урегулирования может быть отложено, так как без единой базы это сделать очень затруднительно.

 Примерно такие же аргументы выдвигали страховщики, убеждая президента отложить нововведения.  В июне 2008-го им это удалось. Сейчас вроде не получается. Кстати, отсутствие подзаконных актов, четко прописанных алгоритмов и распределения обязанностей, еще никогда не было в России причиной для того, чтоб не вводить в действие новые законы. Например, Единая государственная автоматизированная информационная система производства и продажи алкогольных напитков (ЕГАИС)  тоже не сразу заработала, даже производство шампанского из-за этого останавливалось, но законы не отменяли.

В Европе упрощенная регистрация  ДТП (Европейский протокол) и прямое возмещение убытков были узаконены сразу в момент появления ОСАГО. Правда, в Германии, где ОСАГО работает свыше 40 лет, упрощенная регистрация появилась сразу, но механизм прямого возмещения до сих пор не введен -  немецкие страховщики не доверяют друг другу. Понятно, что у нас таких проблем быть не может.     

Алексей Орешкин
 











Lentainform