16+

Образов каких врагов на отечественном ТВ больше?

27/02/2009

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Давно привыкнув к идеологической цензуре на ТВ, я был поражен четырехсерийным фильмом «Петербург 2008. Воспоминания о будущем», который был показан каналом 100ТВ.Его непосредственная тема – подведение итогов развития Петербурга в 2008 году, но фильм получился более широким по тематике, поскольку авторы показали войну объединенной армии чиновников и бизнесменов с Петербургом как таковым. Войну за территорию, за деньги, за право жить.


  Впрочем, все телеканалы старались как могли, и пока по центральным крутили старые фильмы, кабельный канал «Совершенно секретно» провел подробный разговор про защитника отечества полковника Буданова, осужденного за убийство человека и досрочно освобожденного, поскольку убийство человека, особенно чеченской девушки, не может в России считаться таким уж тяжким преступлением, что человека надо обязательно держать в колонии весь срок.

В фильмах о войне меня особо интересовал образ врага. Немцы времен Великой Отечественной – это понятно, афганские моджахеды – тоже («Афганский призрак», «9 рота»). Что же до современных войн, то тут роль врага отвели «лицу кавказской национальности» из Чечни, ваххабиту, обязательно снабженному одним-двумя предателями «славянской внешности», продающими то военные и госсекреты, то оружие боевикам. Эмоциональный посыл этих фильмов напоминает по силе воздействия советский плакат «Папа, убей немца!», что занятно смотрится в контексте государственных программ по воспитанию толерантности.

Фильмы, которые в избытке наснимали в «лихие нулевые», по-прежнему крутят. 23 февраля эти фильмы представлял патриотический боевик с элементами мелодрамы «Грозовые ворота» (2006), 24 и 25 февраля – очередные шедевры из сериала «Группа Zeta» (2007). И с этим, видимо, ничего сделать нельзя, поскольку план по вхождению Путина во власть предусматривал «маленькую победоносную войну» с ваххабитами. Поэтому для новейшей истории это такое же судьбоносное и конституирующее новый порядок событие, как Октябрьская революция для образа Ленина. И режиссеры, запускавшиеся с этими фильмами в 2004 – 2006 гг., получали деньги именно с учетом государственного значения сюжета.

Примечательно, впрочем, что бездарная новинка – фильм ветерана советского кино (дяденьке уже за 70) М. Туманишвили «Второе дыхание. На рубеже атаки» (2008), смесь мотивов из советского боевика «В зоне особого внимания» и американского «Солдат Джейн», – также продемонстрированная 23 февраля, в качестве врагов предложила «своих», сугубо «славянской внешности» уголовников. Но за этой политкорректностью, я думаю, стоит не новая тенденция, а советское воспитание режиссера.

К тому же в контексте осмысления кризиса стали очевидными все «мыльно-пузырные» детали вмиг рухнувшей жизни: от искусственно накачанной ипотеки и прикрывающихся сборочных заводов иностранного автопрома, которыми нам предлагалось гордиться, как своими высшими достижениями, до оставшихся не у дел толп менеджеров, юристов и охранников, в то время как собственных рабочих кадров в «городе нашей славы трудовой» не осталось вообще. Свое не производится, продается только чужое, да еще в немалой степени чужими руками, и при любом потрясении это не могло не привести к коллапсу во многих сферах.

Не могу утверждать, что это были новые для меня факты, но, во-первых, удивила смелость телеканала, особенно на фоне всего ТВ вообще, старающегося смотреть на жизнь широко закрытыми глазами; во-вторых, сработал эффект комплексности, когда в одном исследовании соединилось все: транспортный коллапс, коррупция, строительство в центре, удавление малого бизнеса в пользу крупных сетей, гигантские затраты на кольцевую дорогу, ЗСД, намыв территорий, разгон митингов несогласных, милиция, действующая по принципу «не скопляйся больше одного»… Упоминали, конечно, и  достижения (вроде выхода четырехтомника «Пушкин в прижизненной критике»), но их короткий перечень потонул в массе «контрфактов».

Особую пикантность всему зрелищу придали цитаты из выступлений Даниила Гранина, обласканного властями конформиста, который сам по себе всегда выражался довольно общо и безадресно. Но примененные к конкретным «телекартинкам», разрозненные цитаты из Гранина обрели крайнюю, по нынешним временам даже экстремистскую остроту и идеологическую мощь, профиль Гранина на знамени придал всему фильму характер обвинительного акта, произнесенного почетным гражданином и многих орденов кавалером. К тому же для чтения текста были привлечены такие асы, как О. Басилашвили, Л. Малеванная, Л. Мозговой и профессор Б. Аверин, им не уступавший.

А только закончился фильм на 100ТВ, как на НТВ пошла «Матрица» (1999) братьев Вачовски про компьютерную программу, симулирующую действительность для миллионов людей. 31 марта надо не забыть отметить 10-летие выхода этого великого «воспоминания о будущем».     


Михаил Золотоносов
 











Lentainform