16+

У «человека читающего» больше шансов стать «человеком разумным»

11/03/2009

У «человека читающего» больше шансов стать «человеком разумным»

Международное исследование, проведенное два года назад организацией PISA (Программа оценки успеваемости школьников), показало, что по навыкам чтения школьников Россия находится на 40-м месте из 57 изученных стран. К сожалению, наша страна давно уже не является «самой читающей страной», оказавшись на одном уровне с Мексикой. А между тем любовь к чтению — это не только путь к успеху в личной карьере, но и обязательное условие конкурентоспособности государства. Мы пытались разобраться, что нужно делать родителям и учителям, чтобы юное поколение хотя бы иногда открывало книжку.


        Пол-России не читает

Если раньше дети под одеялом с фонариком могли до утра путешествовать по морям вместе с детьми капитана Гранта, то сейчас школьника ночью можно поймать разве что играющим в «змейку» на мобильном телефоне. Статистика подтверждает печальную тенденцию. Лишь 7 процентов российских родителей читают своим детям книги, в то время как в 70-х годах прошлого века их читали в 80 процентах российских семей. Выяснилось, что 24 процента опрошенного населения вообще не пользуются библиотеками, 17 процентов читают лишь профессиональную литературу. Общероссийские социологические опросы показали: 52 процента россиян никогда не покупают книг, а 37 процентов их никогда не читают.

        Книжки для юных топ-менеджеров


В чем польза чтения, многим — непонятно. Ведь информацию гораздо быстрее и проще можно получить из телевизора или с помощью Интернета. Однако ученые выяснили, что мозговая деятельность людей во время чтения книг активнее, чем во время просмотра телевизионных программ. Особенно напряженно у читателей работают (а значит — развиваются) затылочный и затылочно-теменной участки коры головного мозга, отвечающие за зрительное восприятие и воображение.

Исследование, проведенное пару лет назад среди жителей США и Канады, показало, что у людей, которые любили читать в детстве, больше шансов сделать карьеру и достичь материального достатка. Причем выбор будущей профессии во многом зависит от прочитанной в раннем возрасте литературы. Например, будущие педагоги имели в школьном возрасте склонность к автобиографиям известных людей. Любители мистических книг получают, согласно исследованию, профессию бухгалтера. А если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал топ-менеджером, то ему надо читать книги по истории.

Российские ученые соглашаются с американскими коллегами в главном: без любви к чтению успеха в карьере не добиться.

– Читающие люди, в отличие от нечитающих, способны схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, — считает доктор педагогических наук, доцент  РГПУ имени Герцена Татьяна Галактионова. — Хорошие читатели имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, они лучше владеют речью, точнее формулируют свои слова и свободнее пишут. Такие люди мыслят критически,  более самостоятельны в суждениях и меньше поддаются внушению.

Недаром социологи пришли к выводу, что уровень чтения населения влияет не только на качество образования, рост экономики, уровень жизни, но и косвенно даже на обороноспособность страны.

Петербургские педагоги стали инициаторами всероссийского проекта «Успешное чтение», цель которого — воспитание юного читателя через создание нового имиджа чтения. Проект реализуется под эгидой Фонда поддержки образования. Татьяна Галактионова с двумя другими учеными — профессором Еленой Казаковой и Марией Гриневой — убеждены, что чтение это не только способ активного взаимодействия с  окружающим миром, но и  способ  получения удовольствия.

        С Жюлем Верном в автомобильной пробке


По мнению петербургских педагогов, дети отказываются читать в первую очередь из чувства… самозащиты. Ведь ребенка в школе и дома постоянно понукают: «Ну же, давай, о чем тут написано?», «Пока не прочитаешь еще одну страницу, за компьютер не сядешь!» У юного читателя накапливается негатив, связанный с чтением. Естественно, он никогда по доброй воле книгу не откроет. И получается, что родители сами делают чтение наказанием, а компьютер — бонусом.

– Надо создать позитивный опыт общения с книгой, — советует Татьяна Галактионова. — Путь ребенка к чтению нужно начинать с того, что ему близко. Например, если он любит рисовать, то поводом к вдумчивому чтению может стать иллюстрация книги.

Даже если школьника не интересует ничего, кроме компьютерных игр, то сюжет компьютерной игры может стать  «пробным текстом», а там и книгу почитать захочется, по которой игра была создана.

– Нечитающий подросток — это проблема практически мирового масштаба, — считают ученые. — У него утрачивается навык глубокого, вдумчивого чтения. Книгу заменяет экран. Однако при всем сожалении, надо отчетливо понимать, что ребенок XXI века не похож на своего собрата даже из века XX , не говоря уже о  XIX — он гораздо быстрее усваивает информацию, живет в другом темпе, у него пресловутое «клиповое» сознание, он разбирается в технике, у него много альтернатив. Возможно, к нему нужен особый «мультимедийный» подход.

Ученые придумали термин «открытое чтение» — то есть чтение, не пытающееся конкурировать с другими источниками информации, а сотрудничающее с ними.

– Неслучайно продавцы книжных магазинов говорят о том, что после выхода фильмов-экранизаций продажи книг резко скачут вверх, — рассказывает Татьяна Галактионова. — Так было с сериалом «Идиот», с «Доктором Живаго» и даже с «Обитаемым островом» братьев Стругацких. Если показать ребенку фильм, то, возможно, он заинтересуется и книгой. Или, например, аудиокниги — пусть лучше школьник «послушает» Жюля Верна или Достоевского, стоя в пробке с родителями, чем он вообще о них никогда не узнает.

        Советы родителям


Что же делать родителям, чадо которых, не отрываясь, смотрит в монитор компьютера, а обязательную школьную программу по литературе читает с отвращением?

Прививать любовь к книгам надо как можно раньше.

– У меня у самой есть сын, сейчас ему 10 лет, — рассказывает Татьяна Галактионова. — Мы приучали его к чтению с самого раннего возраста — на стенке висел красочный алфавит, он раскладывал кубики с буквами, сочетая чтение и  игру. Детские книжки мы специально клали на нижние полки, чтобы он мог их сам достать и разглядеть, потрогать и открыть, обязательно читали на ночь вслух.

– Путь от компьютера к книге ребенок должен пройти не один, а с мамой или папой.

Психологи считают, что бум компьютерных игр связан прежде всего с тем, что детям не хватает живого общения с родителями и сверстниками (замечено, что в семьях, где дети примерно одного возраста и ладят друг с другом, заядлых геймеров намного меньше). А компьютер и телевизор — это та «компания», у которой всегда есть для тебя время.

– Начать можно с малого: посмотреть вместе какую-нибудь экранизацию (тот же «Властелин Колец»). Рассказать, что в фильме много интересного пропущено, взять книгу и прочесть один из отсутствующих фрагментов.

– Можно даже поиграть вместе с ребенком в компьютерную игру, созданную по мотивам книг, например, «Гарри Поттера». Закончив матч по квиддичу, можно достать книгу и прочитать отрывок из книги про это состязание юных волшебников.

– Еще вариант — сходить вместе в книжный магазин и выбрать ту книгу, которую вы с ребенком захотите прочитать вместе. Совместная прогулка вдоль полок и ваши комментарии: «О, вот это я читал, тут есть герой, похожий на тебя!» могут заинтересовать чадо.

– Главное, чего нельзя делать, — это заставлять ребенка читать, винить его в нелюбви к книгам и грозиться, что «с компьютером он совсем отупеет». Такие фразы навсегда отобьют у него желание перелистывать страницы. Вместо силы надо применять изобретательность.

– Читайте ребенку вслух сами. Обсуждайте с ним поступки персонажей.

– Не читайте большими отрывками, делайте перерыв «до следующего раза» на самом захватывающем моменте. Можно даже запретить читать дальше. И возможно — ведь запретный плод сладок — конец рассказа ребенок дочитает уже сам.    


Любовь Румянцева
 











Lentainform