16+

Наше ТВ выбирало главную Барби из Канделаки, Заворотнюк и Собчак

13/03/2009

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Очевидно, что в процессе празднования Восьмого марта ТВ получило задание ударить сезонным праздником по печальным мыслям, навеваемым кризисом. Технологически сделать это на нашем ТВ несложно: достаточно просто про рост цен и безработицы и прочие негативные явления не упоминать. А все заполнить концертами, песнями, шутками юмора и т.п. Что и было сделано. Ведущим стилем был, естественно, выбран гламур.


Из этого вытекло два следствия. Во-первых, началась погоня за женщинами редких для женщин профессий: женщина-полковник, женщина-боксер, женщина-штангист, женщина-десантник… На первый взгляд, это была иллюстрация известного тезиса классика о том, что «мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Однако на самом деле причина была другой: гламур, имеющий преемственную связь с барокко, ценит разные редкости, прихотливые исключения. И именно отсюда погоня за барочной необычностью.

Женщина как таковая уже давно интереса не вызывает, самой скучной передачей праздничной линейки был конкурс «Мисс Россия-2009», «миски» 90 – 60 – 90 смотрелись как клоны, отштампованные с одной матрицы, поэтому нужно было добавить элемент неожиданности. Не индивидуальности, а именно неожиданности.

Естественно, поскольку вся культура в России мужская, эти раритеты предъявляют не просто так, а с подтекстом: а вот вы (неявно обращаются к зрителю, сидящему перед телевизором в позе и прикиде, увековеченных Сергеем Светлаковым из «Нашей Раши») хотели бы это самое с полковником (боксером, штангисткой, десантницей)?.. То есть это как бы такие легкие подсказки для фантазмов, которыми в связи с «женским днем» слегка развлекали скучающего зрителя.    

Во-вторых, гламур был предъявлен в прямом смысле и чистом виде. В США придумали как раз на наше 8 марта отмечать 50-летие Барби, а у нас на ТВ показали соревнование этих самых Барби. Основная борьба развернулась между Анастасией Заворотнюк и Тиной Канделаки при участии (но без шансов на победу) Ксении Собчак. Заворотнюк был посвящен специальный фильм, в котором народу предъявили всех ее трех Кенов, включая последнего по времени, фигуриста Петра Чернышева. Канделаки и Собчак также были мобилизованы со своих вотчинных ТНТ и СТС на Первый, где их наняли на парный конферанс в шоу «Две звезды», одев именно так, как предписывает канон для Барби. В результате 8 марта получилось «днем Барби на Первом».

Кстати, из парного конферанса стало ясно, что Ксюша на роль Главной Барби претендовать никак не может. Потому что Барби не должна быть хулиганкой, а именно такую роль отвели в этой кукольной игре Ксюше – она пристает к женатым мужчинам и никак не может найти подходящего Кена.

А главный Кен нашего ТВ – это, конечно,  Иван Ургант, который 8 марта вел шоу «Мисс Россия-2009». Элегантная кукла представительского класса.

Завязнув во всем этом гламуре, как муха в сиропе, и краем глаза просматривая «Прожекторперисхилтон», я стал размышлять об уровне актерского мастерства. Сильно помогло в этих размышлениях явление Виталия Вульфа на кабельном канале «ВОТ».

Вульф под нервный смех ведущего спокойно и мастеровито камня на камне не оставил от всех кумиров, которыми ныне принято восхищаться. Вслед за Чулпан Хаматовой, у которой на театральной сцене одна неудача сменяет другую, а она еще и танцует, не умея элементарно двигаться, Вульф начал отправлять в корзину для мусора целыми коллективами, первый туда пошел МХАТ им. Табакова со всеми нанятыми туда в качестве «любимцев зрителей» героями телесериалов…

Все, что говорил Вульф, в общем, является вполне тривиальными истинами, которые странно звучат только потому, что театроведческий анализ давно вытеснили наглая реклама и приятельские отношения внутри тусовок. Резюме же из высказываний Вульфа следовало простое: театр и ТВ спустились на уровень самодеятельности, которую благодаря рекламе и приятельским отношениям внутри тусовки выдают за высшие достижения. Уровень самодеятельности закладывается в проект изначально. Мастерства никто не требует, победил уровень КВНа, резиденты которого заполнили все дыры, поры и норы. Это падение мастерства праздничный телепоказ и продемонстрировал во всей наготе.

В «Прожекторперисхилтон» неплохая идея, заимствованная из commedia dell’arte – идея четырех масок – погибла на корню из-за отсутствия мастерства и трусости (или запрета) острить на актуальные темы. Ургант – это, как уже говорилось, кукла Кен и потому не тянет на Бригеллу, Светлаков – на Пульчинеллу, Мартиросян вообще вне стиля, Цекало не придумал себе маску...

А за 75-летие М. Жванецкого, которое нашло некоторое отражение на ТВ, обидно: при таком качестве литературного материала, при такой уникальности дарования (а именно он вывел Райкина на качественно новый уровень в 1970-е) – и всего только «заслуги» четвертой степени. И умненькое ТВ все сделало аккуратно: в основном про «Авас» и «Раков», старые монологи, чтобы не сказал чего лишнего плюс к уже сказанному: «Планы Путина мне нравятся, хотя я их не читал».

Михаил Золотоносов

 








Lentainform