16+

Кому и зачем нужны в России галоши, которые не наденешь на валенки

13/04/2009

Кому и зачем нужны в России галоши, которые не наденешь на валенки

Как известно, галоши изобрели индейцы – в Южной Америке слишком много каучуковых деревьев (гевея), чтоб до этого не додуматься. Считается, что в Петербург мода на галоши проникла из Парижа. Одна из первых галошных фабрик, однако, была построена в Петербурге в 1859 году гамбургским купцом Фердинандом Краузкопфом вместе с несколькими русскими купцами (впоследствии «Красный треугольник»). Теперь галоши снова входят в обиход, но на «Треугольнике» не производятся, а завозятся в Петербург из Северной Америки и Норвегии.


О странных привычках галош к путешествиям мы беседуем с Александром Андреевским, владельцем интернет-магазина www.galoshi.ru, сделавшим из своего увлечения маленький, но растущий  бизнес.

- В Европе галоши получили распространение позже, чем появилась первая в России галошная фабрика. Означает ли это, что в Париж галоши проникли из Нижегородской губернии?

– Возможно, но не думаю, что так и было. Все-таки основное назначение галош –  защита от сырости не валенок, а обычной обуви. Этот образ – блестящие галоши фабрики «Красный треугольник», надетые на валенки, настолько устойчиво закрепился в сознании постсоветского человека, что именно он возникает первым, когда человек слышит слово «галоша». На самом деле это только у нас так.

Известно, что первые галоши привез с Таити в Испанию Христофор Колумб, однако галоши, которые использовали южноамериканские индейцы и таитяне, были ужасно непрактичны – даже при не очень высокой  температуре галоша из сырого каучука пахнет и расползается на глазах. Распространение галоши получили только в конце XIX века, когда изобрели и внедрили технологию вулканизации. Тогда в Европе их носили со всей обувью. В 40-е – 50-е годы XX века изготавливалось множество моделей, в том числе женские, например, которые носились с туфлями на каблуке.

– В 1950-е и в Петербурге их носили повсеместно, сдавали на входе в театр. Об этом мне рассказывали последние представители старшего поколения гардеробщиков, которые работали в Мариинском театре. Были там специальные полки для галош.

– В Москве носили не меньше. Очевидцы событий рассказывают, что после похорон Сталина на улицах столицы валялись тысячи пар потерянных галош. Тогда галоши были такой же распространенной вещью, как мобильный телефон сейчас. Кстати, финская фирма Nokia начинала с производства галош, затем появились покрышки и только потом телефоны.

- Почему же галоши пропали впоследствии?

– Галоши изжили себя только в России, и то временно – очевидно, потому, что галоши монополиста «Красного треугольника», довольно грубые, органично смотрящиеся только на валенках, перестали удовлетворять эстетические чувства россиян.

Во всем остальном мире галоши сохраняют свою актуальность. На улицах Хельсинки несравненно чище, чем в Петербурге, тем не менее, галош там больше. Но это совсем другие галоши.

Очевидно, и в Европе наблюдался спад интереса к галошам, но на какое-то короткое время. Очевидно, галоши были нужнее, когда вся обувь была на кожаной подошве, чем впоследствии, когда распространилась обувь с подошвой резиновой или подошвой из пластика. Но впоследствии галоши восстановили свои позиции,  производители занялись их развитием, галоши эволюционировали.

- В чем принципиальное отличие современных галош от тех, что носили наши бабушки?

– Они гибкие, удобные и очень стильные. Выпускается несколько типов – низкие, не закрывающие шнуровку, и полностью закрывающие. Сейчас два основных производителя. Американская компания Tingley делает 5 – 6 моделей, норвежская Swims – еще 6, это без учета вариаций по цветам, которые достигают 7 в отдельных моделях. В этом году появилась специальная женская модель, с отверстием на подошве для обуви с высоким каблуком. Много моделей универсальных.

– Какие цвета наиболее популярны?


– Желтые и розовые галоши, конечно, очень веселые, нравятся многим, кто впервые с ними сталкивается, особенно молодым. Но все же больше берут более темные. Это вопрос гибкости сознания. У большинства людей первая реакция на галоши – негативная, потому что в сознании прочно засели те самые галоши «Красного треугольника», которые, конечно, не смотрятся на той обуви, которую носят современные потребители галош.

- Кто их в основном носит?

– В основной своей массе – мужчины от 25 до 40 лет, теперь уже и женщины, так как появились модели для обуви с каблуком, но пока больше мужчин – это сотрудники известных компаний, банков, творческие личности.

- Это исторически так получилось, или галоши специально такими сделали, чтобы было легче продать состоятельным людям?

– Однозначного ответа нет. Не всем нужны галоши.  Будет человек носить их или не будет, зависит от степени открытости к новому. В основном галоши приобретают те, кто носит костюмы на работу, – люди из офисов. Ecco, конечно, – замечательная непромокаемая спортивная обувь, но с костюмом она не смотрится. Сейчас главное назначение галош – даже не защита от влаги, а чтобы обувь была чистая. Я, например, терпеть не могу нечищеной обуви.

– Из-за этого увлеклись галошами?


– Я по образованию экономист, работал в консалтинге, потом в крупных холдингах. Лет пять назад мне пришла в голову идея – в Москве и в Петербурге носится довольно много стильной обуви, но не предназначенной для нашего климата. Чем выбрасывать по две пары ботинок за сезон, не проще ли купить галоши, – подумал я и заказал в Америке первую партию. В 2003 году я открыл интернет-магазин и собственную фирму. 

- Выгодно?

– Рентабельность бизнеса невысока. Но продажи достаточно стабильно растут.

– Цена галош сопоставима со стоимостью ботинок?


– Галоши стоят от 1700 – 1900 руб., женские последней модели – 3500 р. (ребристая подошва выполнена в виде фрагментов карт известных столиц,  Парижа и пр. – А. О.).

- Так это как ботинки почти.

– Как недорогие ботинки. У нас цены как в Европе.

– Сколько галоши служат?


– Несколько лет.

- Летом никто не покупает?

– Основной сезон – с ноября по апрель, но и летом берут немного. Удобно снять галоши и ходить в ботинках по паркету загородного коттеджа.

– Так в Европе все в ботинках и дома ходят, независимо от сезона, тапочки – это российская фишка.


– Есть такой культурный феномен.

- Производить галоши не собираетесь?

– Пока нет таких объемов, чтобы открытие завода окупилось. Продается несколько тысяч пар в год, а для завода нужно десятки тысяч. Пока нет смысла открывать и специализированный  магазин, но не только из-за объемов. Галоши – это все-таки аксессуар, и их уместно продавать вместе с обувью. Мы, например, продаем в магазинах  Carlo Pazolini и Mania Grandiosa. Товар нишевый, но скорее стильный, чем элитный. Стильный человек купит.

- Пример стильного человека.

– Владимир Познер галоши носит, Андрон Кончаловский, Сергей Мазаев, Иван Дыховичный. Мне кто-то из знакомых  рассказал, как определил, что Познер у Эрнста, по галошам, оставленным в приемной. Мы еще подарили  галоши Дмитрию Маликову после того, как он на Первом канале пожаловался на губительный реагент на улице и предложил опять наладить  выпуск галош. Из менее стильных, но забавных примеров, известна история про Суслова, члена политбюро, серого кардинала 70-х. Суслов был одним из последних поклонников галош, другие члены Политбюро их уже не носили. Как-то, садясь в служебную Волгу, он снял свои галоши, оставил их на проезжей части и уехал. Милиционер целый день стоял и охранял галоши Суслова.

- Первой, уже в наше время, галоши показала мне модельер Татьяна Котегова, лет десять назад, наверное. Она тогда приехала из Парижа с горящими глазами, привезла пару галош себе, друзьям и рассказывала, что все там галоши носят и это страшно удобно и симпатично. Галоши были такие маленькие, полупрозрачные, легко сворачивались и прятались в карман. Сейчас Франция – эпицентр распространения?

– О распространении можно судить по географии продаж – это Норвегия, Италия, Швеция, Германия, Австрии, Финляндия, Великобритания, Япония. Больше всего галош, очевидно, в Великобритании и Скандинавии, в силу климата. В Узбекистане тоже традиционные советские калоши чрезвычайно популярны, но там это национальная обувь – их носят на босу ногу.

- Каков сейчас объем потребления галош в России?

– Если говорить о современных галошах, то около 5 тысяч пар в год, основная масса покупается в Москве, процентов 20 – в Петербурге. Потребление заметно растет.

– В этих городах самые скользкие тротуары?


– Галоша, конечно, улучшает сцепление с обледенелой дорогой и уменьшает вероятность падения, но главное – чистая обувь.

– Как, кстати, правильно говорить – «галоша» или «калоша». В литературе встречается и то, и другое.


– Так и то и другое правильно. Это разные кальки, одна с французского – galoches, другая с немецкого – Kaloschen. Сейчас чаще говорят «галоши».

– Почему в своей стихотворной сказке «Телефон» Корней Чуковский не нашел лучшего применения калошам, как кормить ими крокодилов?


– Это детские стихи, а для того чтобы быть понятным детям, нужно говорить о чем-то привычном, бытовом. В ту пору, когда писались эти стихи, галоши носили все дети поголовно. Но это только мои догадки. Возможно, главной причиной было другое.

Галоши и крокодил обладают одним общим свойством – непромокаемость,  морда крокодила напоминает калошу по форме. Может быть, поэтому у Чуковского возникла такая ассоциация. Так как в силу природной непромокаемости надевать калоши на крокодила бессмысленно, Чуковский придумал им столь оригинальное применение.

– Используете Чуковского в продвижении?


– Я на него делать ставку не буду. Не гуманно как-то крокодилов галошами кормитьЛучше, чтоб галоши помогали людям всегда ходить в чистых ботинках.     

 

Алексей Орешкин
 


 











Lentainform