16+

Какого Багратиона из четырех надо выбрать

11/05/2009

Какого Багратиона из четырех надо выбрать

На этой неделе должен быть определен победитель конкурса на лучший проект памятника Багратиону. Памятник собираются установить на бывшем Семеновском плацу недалеко от ТЮЗа и сидящего Грибоедова.


  После первого тура конкурса жюри выбрало из 33 проектов четыре. И это решение жюри можно назвать достаточно разумным. Отобрали варианты «25076» (скульпторы М. Цхададзе, А. Иванов, архитектор В. Бухаев), «13535» (скульпторы Я. Нейман и Н. Анануров, архитектор Г. Челбогашев), «71156» (скульптор Н. Анциферов), «89862», 1 вар. (скульптор В. Маслов, архитекторы В. Валовень, Г. Кожин). Результаты голосования по первой четверке: за Цхададзе было подано 11 голосов, за Маслова – 9, за Неймана – 6, за Анциферова – 6.

Напомню, что я в своей статье («Город 812». 2009. № 2) предлагал выбирать между «25076» и 71156». В общем, так жюри и поступило.

В качестве задания второго тура скульпторам предложено представить метровую модель памятника.

Из отобранных четырех проектов наиболее слабой является работа Неймана и Ананурова. Между прочим, эти скульпторы представили на конкурс две модели, и обе имели один и тот же существенный недостаток: чрезмерное увлечение плащом, обернутым вокруг фигуры. В одной драпировка Багратиона в плащ приводила к комическому эффекту, в другой дело обстояло чуть лучше, но все равно этот романтический атрибут нарушал пластическую ясность фигуры и казался ненужным. Очевидно, что ни Багратион, ни скульпторы не знали, что с этим плащом делать, поэтому – чтобы плащ не закрывал ноги и не превращал статую в пирамиду – Багратион его нелепо поднял, словно собрался войти в воду. Нейман в последние годы работает все слабее (памятник Г. Тукаю, «Дворник»), и эта неудача кажется вполне закономерной.

Багратион в исполнении Маслова представляется воплощенным пластическим штампом. Маслов был известен по работе в фирме «Ниена», где он был главным скульптором. Фирма делала маленькие модели известных памятников – Маслов, например, был автором скульптурок «Медный всадник» и «Памятник Александру III». В октябре 2007 г. в Петербурге разгорелся скандал: обнаружилось, что управление делами Администрации губернатора заказало подарочные наборы шампуров общей стоимостью 461 тыс. руб. – 5 наборов шампуров «Золотые кадры» и 3 набора шампуров «Соболя». Бронзовые ручки семи шампуров из набора «Золотые кадры» представляли собой фигурки (длиной 14 – 15 см) персонажей из фильмов «Кавказская пленница» и «Джентльмены удачи»: Никулин, Вицин, Моргунов, Леонов и т.д.; шампуры «Соболя» имели ручки в виде бронзовых фигурок соболей (длина 9 – 10 см). Шампуры изготавливала фирма «Галерея «Велис»» (Москва), а модели были сделаны В. Масловым.

Иными словами, Маслов всегда работал в малых формах, и я сомневаюсь, что он потянет большой памятник. Может получиться метровой длины рукоятка для шампура.

Остаются модели Анциферова и Цхададзе с соавторами, из которых мне больше нравится вторая. Обе довольно спокойны и неоригинальны, но любая оригинальность в отсутствие таланта окажется претенциозностью и оригинальничаньем, поэтому средний уровень, тщательно отобранный второй сорт, кажется мне оптимальным. 

Анциферовский Багратион повторяет идею памятника Горькому в Москве работы В. Мухиной (опорная правая нога, опирается на трость). Что касается работы Цхададзе с соавторами, то и тут можно привести аналог постановки ног (одна нога опорная, другая на возвышении): самодельный памятник Кутузову (автор – местный кузнец О. Бартошек), открытый в конце ноября 2005 г. в ходе торжеств, посвященных 200-летию битвы под Аустерлицем (ныне около г. Славков, Чехия). В этой же позе часто изображают Наполеона в музеях восковых фигур.

Это вполне банальная поза доминирования, «попирания», достоинство которой заключено в том, что читается она однозначно. В этой же позе изображена «Юдифь» Джорджоне, попирающая левой ногой голову Олоферна. Только различие состоит в том, что Юдифь на картине держит меч правой рукой, а шпага Багратиона висит на левом боку. 

Естественно, неудачным для памятника является намеченное место установки. В этом смысле памятник Багратиону разделит участь напрасно восстановленного в 2003 г. памятника Петру I на Б. Сампсониевском пр., который буквально убит контекстом. Дотянуться до гениальности размещения памятника адмиралу Крузенштерну, пожалуй, в Петербурге уже не удастся никому и никогда.     

 

Михаил Золотоносов











Lentainform