18+

Чем восстанавливающая месть отличается от сохраняющей?

18/05/2009

Герой России Сулим Ямадаев намедни пытался объявить кровную месть Герою России Рамзану Кадырову. Скорее всего, этому удивились бы не так сильно, если бы Сулим Ямадаев не был убит в Арабских Эмиратах месяцем раньше.

  Впрочем, убит он был или не до конца убит – тут версии расходятся, но нашим органам такая активность убитого Ямадаева не понравилась, и они начали проверки – кто это угрожает президенту Чечни местью?

Некоторые аналитики, конечно, заговорили о цинизме Кремля – враги Кадырова могут умирать как хотят, а самому Кадырову уже и поугрожать нельзя!
Все, конечно, не так цинично.

Фридрих Ницше считал, что у каждого человека есть право на месть. Ницше различал два вида мести – самосохраняющую и восстанавливающую. Месть первого вида – это незамедлительная реакция на вредные для нас действия. Простейший пример: вас ни с того ни с сего ударил прохожий, а вы ему ответили кулаком в живот.

Второй вид мести возникает, когда между двумя событиями – получением вреда и нашими ответными действиями – прошло время, за которое мы переходим от мыслей о себе на размышления о противнике.

Главная задача мстящего в этом случае – причинить врагу боль при почти полном равнодушии к тому, что еще сделает противник. В общем, настоящая месть нерациональна. Какая нам польза от того, что враг будет страдать? Месть не вернет потерянных денег, положения, друзей. Восстанавливающая месть не ограждает от дальнейшего вреда и не исправляет уже причиненного.

Исключая, говорит Ницше, только один случай – когда пострадала наша честь. Местью мы доказываем, что не боимся противника. В этом и заключается сведение счетов.

Примером восстанавливающей мести можно считать историю с экс-олигархом Ходорковским. Он покусился на честь власти и получил в ответ месть второго вида. Теперь, правда, неизвестно, не появилось ли у экс-олигарха собственных соображений о пользе восстанавливающей мести. И как его при таких неизвестностях выпустить на свободу?

Понятно, что в идеально устроенной системе право на месть может иметь только начальствующий. Но эта истина еще не стала у нас традицией, поэтому наверху решили, что лучше населению о мести вообще не напоминать. Поэтому и пришлось сразу дать отпор призраку Ямадаева.

Понятно, что мудрый руководитель должен, что-то отнимая, предлагать и что-то взамен. Такие замены встречаются в восточных книгах.

Однажды некий уважаемый и весьма либеральный вельможа по имени Авад привел в дом вторую жену. Это обстоятельство не понравилось его первой жене. Видя недовольство первой супруги, либеральный Авад воздействовал на нее словом, приводил примеры полигамных соседей и зачитывал соответствующие сутры Корана. Все было без толку – старая жена изводила новую. Авад долго боролся с собой, но в итоге, по совету друзей, перешел к мерам физического принуждения.

– Что ты делаешь, Авад! – закричала старая жена, когда муж ударил ее в первый раз.

– Я помогаю тебе через страдания достичь просветления, – объяснил Авад.
Подумал и добавил:

– Но не только тебе. Я и себя испытываю на способность оставаться просветленным, доставляя тебе страдание.     

Сергей Балуев