16+

Чем восстанавливающая месть отличается от сохраняющей?

18/05/2009

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

Герой России Сулим Ямадаев намедни пытался объявить кровную месть Герою России Рамзану Кадырову. Скорее всего, этому удивились бы не так сильно, если бы Сулим Ямадаев не был убит в Арабских Эмиратах месяцем раньше.


  Впрочем, убит он был или не до конца убит – тут версии расходятся, но нашим органам такая активность убитого Ямадаева не понравилась, и они начали проверки – кто это угрожает президенту Чечни местью?

Некоторые аналитики, конечно, заговорили о цинизме Кремля – враги Кадырова могут умирать как хотят, а самому Кадырову уже и поугрожать нельзя!
Все, конечно, не так цинично.

Фридрих Ницше считал, что у каждого человека есть право на месть. Ницше различал два вида мести – самосохраняющую и восстанавливающую. Месть первого вида – это незамедлительная реакция на вредные для нас действия. Простейший пример: вас ни с того ни с сего ударил прохожий, а вы ему ответили кулаком в живот.

Второй вид мести возникает, когда между двумя событиями – получением вреда и нашими ответными действиями – прошло время, за которое мы переходим от мыслей о себе на размышления о противнике.

Главная задача мстящего в этом случае – причинить врагу боль при почти полном равнодушии к тому, что еще сделает противник. В общем, настоящая месть нерациональна. Какая нам польза от того, что враг будет страдать? Месть не вернет потерянных денег, положения, друзей. Восстанавливающая месть не ограждает от дальнейшего вреда и не исправляет уже причиненного.

Исключая, говорит Ницше, только один случай – когда пострадала наша честь. Местью мы доказываем, что не боимся противника. В этом и заключается сведение счетов.

Примером восстанавливающей мести можно считать историю с экс-олигархом Ходорковским. Он покусился на честь власти и получил в ответ месть второго вида. Теперь, правда, неизвестно, не появилось ли у экс-олигарха собственных соображений о пользе восстанавливающей мести. И как его при таких неизвестностях выпустить на свободу?

Понятно, что в идеально устроенной системе право на месть может иметь только начальствующий. Но эта истина еще не стала у нас традицией, поэтому наверху решили, что лучше населению о мести вообще не напоминать. Поэтому и пришлось сразу дать отпор призраку Ямадаева.

Понятно, что мудрый руководитель должен, что-то отнимая, предлагать и что-то взамен. Такие замены встречаются в восточных книгах.

Однажды некий уважаемый и весьма либеральный вельможа по имени Авад привел в дом вторую жену. Это обстоятельство не понравилось его первой жене. Видя недовольство первой супруги, либеральный Авад воздействовал на нее словом, приводил примеры полигамных соседей и зачитывал соответствующие сутры Корана. Все было без толку – старая жена изводила новую. Авад долго боролся с собой, но в итоге, по совету друзей, перешел к мерам физического принуждения.

– Что ты делаешь, Авад! – закричала старая жена, когда муж ударил ее в первый раз.

– Я помогаю тебе через страдания достичь просветления, – объяснил Авад.
Подумал и добавил:

– Но не только тебе. Я и себя испытываю на способность оставаться просветленным, доставляя тебе страдание.     

Сергей Балуев








Lentainform