16+

Евровидение в хорошем смысле

19/05/2009

ВИКТОР ТОПОРОВ

Ровно год назад, выступая в ночном эфире канала «СТО», я предположил, что тогдашняя победа Димы Билана на Евровидении обернется 12 месяцев спустя гей-парадом в Москве и, скорее всего, отставкой главного московского гомофоба – того, что с женой-строителем, с детьми и в кепке. Это был, как выражаются социологи, самосбывающийся прогноз: как раз в дни полуфиналов «доктора прислали» в одно очень важное и очень специальное столичное СМУ, отправив тем самым мэру с женой-миллиардером черную метку… Ну, и в остальном, как вам известно, тоже.


  О том, что финал Евровидения придется на мою отчетную неделю, я тоже догадался заранее. Однако человек предполагает…

Во вторник, 12 мая, в Петербурге по адресу улица Чехова, дом 4 произошел пожар, повлекший за собой, в том числе, и человеческую жертву. Загорелась (и полностью выгорела) квартира на пятом этаже как раз по той лестнице, по которой я живу на третьем. Поглазеть на длившийся примерно три часа пожар (пожарным машинам было не заехать к нам во двор) собралась целая толпа с телекамерами. Думаю, что и сам я попал в кадр, когда, то и дело выскакивая на балкон, следил за тем, не перекинулся ли уже огонь с пятого этажа на четвертый…

Пожар, однако, пошел вверх – и вместо четвертого этажа спалил телевизионные антенны и тарелки на крыше… Интернет, правда, работал, но смотреть наше телевидение в Сети – это, знаете ли, извращение похлеще московского гей-парада… Однако о погорельцах у нас заботятся (уж не сама ли В.И.Матвиенко, как в знаменитом стихотворении Александра Кушнера, лазает по вышкам?), и уже в пятницу теле-ящик ожил.

«Гей-парад – явление, мягко скажем, неприятное, – написал на неделе у себя в ЖЖ видный блоггер Константин Крылов. – Но когда по телевизору постоянно и непрерывно – парад гордости пидарасов – это как?»
Про «постоянно и непрерывно» не скажу, не видел, но телеуикэнд и впрямь выдался тематический.

«Закрытый показ» у Гордона был на сей раз посвящен фильму Алексея Учителя «Пленный» по рассказу Владимира Маканина. Показывая этот фильм, в котором русский солдат влюбляется в красивого чеченского мальчика, в более приватной обстановке – на форуме молодых писателей в Липках, – лауреат «Большой книги» и большой мастер чеченской темы Маканин пригрозил будущим рецензентам: «Если кто-нибудь сравнит «Пленного» с «Горбатой горой» – засужу!» Вот я и не стану – тем более, что уже успел сравнить с «Горбатой горой» «Обитаемый остров». Обсуждая же собственное детище на «Закрытом показе», писатель признался, что сначала хотел сделать мальчика девочкой, выдающей себя за мальчика, но потом понял, что это выйдет ненатурально.

А мальчик, выходит, натурально… Мальчики (правда, все же не чеченские), используемые в качестве девочек, или, на худой конец, девочки, используемые в качестве мальчиков, – главная фишка и «Пленного» (в самом начале фильма солдат просит у подруги анального секса), и отечественного голубого экрана в целом.

Мы незаметно подошли собственно к Евровидению. К гей-параду, кстати, тоже, но его по ТВ не показывали. Как не показали, впрочем (кроме как на потешной «голубой свадьбе» перед самым началом ночной трансляции), и бывшего председателя профессионального российского жюри Филиппа Киркорова: происходящее на экране он комментировал, оставаясь за кадром.

А председательские полномочия Киркоров с себя сложил, потому что, не устояв перед хорошеньким мальчиком белорусско-норвежского происхождения (будущим победителем!), пригласил его накануне к себе – в привате попеть.

Так когда-то приезжали «почитать стихи» в привате молодые и безвестные поэтессы в Дом творчества «Комарово» к отдыхающим там от жен старым, но влиятельным пердунам. «У нас на третьем этаже (Дома творчества – В.Т.) порядки напряженны: по средам бляди ездят к нам, а по субботам – жены», – по слову ныне покойного секретаря Союза писателей Михаила Дудина.

Литературную премию «Нацбест», к которой я имею определенное отношение, называют порой «литературным Евровидением», – но у нас такого безобразия не бывает. Или почти не бывает. По меньшей мере, мне об этом ровным счетом ничего не известно. Но, тем не менее, процедура голосования в прямом эфире – штука захватывающая, что на «Нацбесте», что на Евровидении. Ради нее – и только ради нее – я и досиживаю до глубокой ночи, глядя на беснующуюся попсу.

Ну, а попутно делаю определенные геополитические и этнополитические наблюдения – правда, не те, которыми поделился с публикой Филипп Бедросович, – финны, мол, голосуют за эстонцев, и наоборот. И так далее. Это ведь и ежу понятно, что «и наоборот» (и что «И так далее»). Да и на «Нацбесте» голосуют точно так же. Куда интереснее, на мой взгляд, другое.

Не столько кривое, сколько мутное зеркало Евровидения беспристрастно фиксирует смерть старушки-Европы в классическом смысле слова, витальность, а может быть, и пассионарность которой неудержимо перетекает на окраины – северные и южные, – причем европейскую, а точнее, западно-европейскую, идентичность демонстрируют прежде всего «музыкальные мигранты»: белорус в Норвегии, турчанка в Бельгии, мулатка в Англии, украинка, если угодно, в России.

Совершенно особая ситуация с мусульманскими странами – Азербайджаном, Албанией и далее по алфавиту, – здесь похабная голоногая бисексуальная попса (и ее нарастающие успехи!) служит, возможно, отличной прививкой против фундаментализма. То есть Запад, как в анекдоте советских лет, конечно же, разлагается, но при этом совершенно дивно, а главное, заразно пахнет…

Впрочем, палестинско-еврейское «примирение» в виде израильского «смешанного» дуэта несколько эфемерно: уж больно смахивают две роскошные семитки на наших «татушек», да и сама по себе песня о том, что непременно должен найтись «другой способ» (another way) звучит, скорее, двусмысленно.

В Сеть меж тем выложили довольно смешное стихотворение, воспевающее всероссийский Мухосранск как город, в котором царит святая простота (оно было бы еще удачнее, подбери автор к ключевому слову какую-нибудь другую рифму, кроме Саранска, потому что Саранск и Мухосранск в нашем сознании как-то не различаютя. Да, в общем-то, и Брянск, хотя с Брянском вышло бы все же самую малость контрастнее).

В одном из бесчисленных Мухосарансков живет геополитически мыслящая музыкальная обозревательница, написавшая, будто Киркоров нарочно пригласил к себе маленького чудо-норвежца, чтобы скомпрометировать его – и тем самым расчистить дорогу к первому месту собственной, киркоровской, фаворитке с Украины или из Украины.

То есть святая простота полагает, будто на телевидении кто-то кого-то (или чего-то) стесняется. И на Евровидении тоже.

Приведу кстати цитату из "Газеты. ру": на пресс-конференцию Рыбак явился в сопровождении всех своих танцоров и бэк-вокалисток. Про разогнанный днем гей-парад спросил взволнованный шведский журналист. Рыбак ответил, что ему непонятно, почему уважаемые гомосексуалы не дотерпели до вечера, ведь самый большой гей-парад состоялся только что.     
 

Виктор Топоров








Lentainform