16+

Как бы ТВ. Полная неизвестность можно ли на нашем ТВ отличить ложь от истины?

01/07/2009

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Летом ТВ, как котельная, встающая на ремонт, активность уменьшает: топка гасится, во множестве идут повторы, и это подталкивает к тому, чтобы проанализировать работу медиальной машины (ММ) как таковой. Один из самых актуальных ныне вопросов – фальсификации. К анализу этой темы лучше всего подойти со стороны логики.


  Основной принцип ММ тесно связан с популярным словосочетанием «как бы». Это словосочетание отражает ситуацию глобальной неопределенности, неуверенности в реальности явлений («не на самом деле») и истинности утверждений.

В логике такая конструкция была создана еще в 1920 году, когда польский математик Ян Лукасевич разработал так называемую троичную логику, в которой переменная принимает не два, а три значения: истина, ложь, а также «состояние, которое не определено» (или «неизвестно»). Именно эта модель позволяет оценить, что происходит в недрах ММ. В частности, как идет работа с историческим материалом.

Например, ТВ освещает 70-летие пакта Молотова – Риббентропа. Сюжет, показанный в обозреваемый период в программе «Вести недели», был очевидной попыткой оправдать раздел зон влияния, осуществленный Сталиным и Гитлером: нужно было, объяснили зрителям, отодвинуть границу. Это ложь (= историческая фальсификация) для обоснования методов современной российской политики (в частности – пас в сторону независимости Абхазии и границы, которую нужно отодвинуть от Большого Сочи).

Первый канал раскрыл тему иначе: с одной стороны, авторы заявили, что поляки сами виноваты – пытались всех перехитрить, а Сталин пострелял кое-кого, всего 38 тысяч, немного, но дело стоило того, т.к. СССР нужна была передышка; с другой стороны, был мюнхенский сговор, западные страны толкали Гитлера к войне, хотя, конечно, и Сталин вел себя так агрессивно, что его все боялись больше, чем Гитлера, но у Сталина просто не было другого выхода, как дружить с Гитлером…

Возникла сложная композиция из утверждений частично истинных, частично ложных, а частично пропагандистских. Под пропагандистским в данном случае я понимаю утверждение, которое с точки зрения истины не определено. Т.е. ложно оно или исторически истинно – неизвестно. Главный и самый распространенный враг исторической истины – отнюдь не фальсификации, а неизвестность. А главная беда ТВ – генерация неизвестности (естественно, в логическом смысле).

Конечно, это касается и передач по актуальным проблемам политики. Например, «Судите сами» Максима Шевченко (на отчетной неделе передача была посвящена проблемам терроризма на Кавказе) традиционно насыщена пропагандой, и главная сложность заключается в том, что из самого контента передачи невозможно понять без длительного (и не всегда эффективного анализа), что в нем ложь, а  что истина. Для ТВ это норма.

Другой пример. Обычно президент Медведев говорит о том, как должно быть и что предусмотрено на будущее. Не была исключением, естественно, и отчетная неделя (Екатеринбург – Амстердам – Намибия). Фактически Медведев постоянно произносит некое бесконечное «президентское послание», формируемое изо дня в день как кумулятивный текст. Например, Медведев любит произносить слова о борьбе с коррупцией, иногда даже обещая ее победить. С точки зрения троичной логики такие утверждения «послания» («коррупция будет побеждена», «безработица снизится», «рождаемость повысится», «пенсионная система будет модернизирована») нельзя назвать ни истиной, ни ложью, потому что никто не знает, что будет в будущем, то есть это опять-таки чистая неизвестность. На этот раз мощным ее генератором является президент Медведев. В логическом смысле он, как это ни парадоксально звучит, просто ничего не сообщает, и это, пожалуй, основная его характеристика. Под этот стиль все больше подстраивается ТВ в целом.

Вот примеры. В итоговой программе идут сюжеты «Россия – рай для педофилов» и «Уничтожение памятников архитектуры в Москве». Прямо говорится, что в сносе гостиницы «Москва» никакой необходимости не было, а снесли только для того, чтобы украсть при строительстве нового здания 87 млн долларов (10% от общей стоимости). И что по всей Москве целенаправленно и варварски сносят памятники архитектуры. Так же неожиданно оказывается, что у нас потому такие мягкие законы в отношении распространителей детской порнографии, что законы лоббируют и принимают педофилы и педерасты.

Сильные, интересные утверждения. Но информации об истинности нет, и все остается в виде заявок на тему, лишенных статуса «истины» или «лжи». Темы называются, но истинны или ложны сделанные высказывания по этим темам – так и остается неизвестным.

Кстати, 95-летие Андропова и 70-летие пакта Молотова – Риббентропа ТВ отметило, а вот 60-летие выхода романа Дж. Оруэлла забыло. Хотя этот роман дает для понимания того, что происходит, в том числе и на ТВ, гораздо больше, чем анализ информационного вещания. Например, о народе у Оруэлла написано так: «В сущности, о пролах (народ у Оруэлла. – М. З.) знали очень мало. Много и незачем знать. Лишь бы трудились и размножались – а там пусть делают что хотят… Тяжелый физический труд, заботы о доме и детях, мелкие свары с соседями, кино, футбол, пиво и, главное, азартные игры – вот и все, что вмещается в их кругозор. Управлять ими несложно…»

Соответственно в текстах руководителей, которые транслирует ТВ, на первом месте неизменно стоит забота о занятости/безработице и рождаемости народа. Не меньше заботы проявляется о сериалах и футболе. Таким образом, основной контент сегодняшней ММ предсказан Оруэллом 60 лет назад с высокой точностью, и очень жаль, что ни один даже маргинальный канал не вспомнил об этом высокоточном оружии – романе «1984».     
 

Михаил Золотоносов








Lentainform