16+

Сколько заборов надо для спасения одной колонны

20/07/2009

СЕРГЕЙ БАЛУЕВ

Вокруг Александровской колонны на Дворцовой площади собираются поставить еще одну ограду. Ограда нужна, чтобы защитить ту ограду, которую поставили, чтобы заинтересовавшиеся культурой граждане не отламывали куски от исторической колонны.


  С первой оградой расчет оправдался – граждане в массе колонну трогать перестали и переключились на ограду – стали снимать с нее орлов (больших и малых) и прочие украшательные элементы в виде пик. Чтобы спасти ограду, вокруг нее поставили желтенькое ограждение, которое так любят охранять милиционеры (в этом случае, правда, без милиционеров). Но это орлов не спасло – их продолжали воровать.

И вот теперь Эрмитаж, которому Александровскую колонну должны вот-вот передать в ведение, но еще не передали, придумал новую защиту – поставить еще одно ограждение, «которое будут отделять наиболее уязвимую решетку с декоративными элементами… от прямого контакта с людьми».

Идея кому-то может показаться странной – зачем защищать новодельную, не представляющую ценности ограду еще одним забором, хоть и в эрмитажном стиле. Не лучше ли тут ограду с орлами вовсе снести – чтобы не вводить людей в соблазн. Или поставить рядом лоток, где продавать населению копии орлов, если уж они им так полюбились, по сходной цене. Или поставить милиционера и повесить видеокамеры, чтобы ловить и наказывать вороватый народ.

Но директор Эрмитажа, востоковед и умный человек, понимает, что идеи эти вовсе не так хороши, как кажутся, – во-первых, за лотки отвечают совсем другие власти, во-вторых, народ наказывать нельзя. Потому что у народа психология ребенка. А ребенок – это вовсе не маленький взрослый. Это доказал еще психолог Эрик Берн, иллюстрируя свою теорию примерами.

Ребенок, в отличие от взрослого, не имеет устойчивых образов предметов. Он вообще с трудом различает внешний мир. Однажды некая маленькая девочка уронила пепельницу, ей было сделано внушение. Мать подразумевала, что пепельницу нельзя трогать, потому что в ней пепел и окурки. Девочка была послушной,  но неправильно поняла требование матери. Пепельница была голубого цвета, девочка решила больше никогда не трогать голубые предметы. На другой день она играла с зеленой пепельницей и снова получила нагоняй. В общем, так продолжалось до тех пор, пока ребенок не понял, что пепельница – это не блюдце голубого цвета, а блюдце, где лежит серая пыль.

Примерно та же история происходит с Александровской колонной. Народ, придя на Дворцовую, понимает, что где-то тут спрятана культура, но не точно понимает – где она и как выгядит. Директор Эрмитажа, устанавливая третью ограду, окончательно смещает акценты с исторической колонны, начиная охранять малоценных орлов. Сакральной становится не колонна, а ограда с пиками и орлами. Возможно, не стоит убирать и желтое ограждение между старой и новой оградами – возможно, кто-то подумает, что охраняется именно оно.

В общем, вскоре Александровскую колонну мало кто будет замечать. Разве это для нее не счастье?     
 

Сергей Балуев





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform