16+

Как выглядит ТВ эпохи надувных кошельков?

27/07/2009

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Есть градообразующие предприятия, а у нас – странообразующее ТВ. В том смысле, что образ страны создается средствами электронных СМИ. Какая страна в реальности, сказать трудно, иногда что-то прорывается и пугает, а если брать Первый и «Главный» («Россия»), то они создают идеальный позитивный образ, соответствующий пожеланиям заказчиков, Первого и Главного.


  На отчетной неделе Медведев говорил о ценности правозащитников для государства в связи с убийством Н. Эстемировой (мертвые правозащитники всегда подталкивают к философским рассуждениям), побывал на маневрах и отведал борща в солдатской столовой, повстречался с лидером Ю. Осетии, в ипостаси Верховного Главнокомандующего поднялся на борт крейсера «Москва», издал указ о том, что госслужащие должны сообщать обо всех попытках дать им взятку, потом заседал на Госсовете с губернаторами, итогом чего стало историческое решение о возрождении ДОСААФ и не менее историческое предложение чемпионке по гимнастике стать губернатором. Потом встречался с высшими командирами армии, потом с молодыми депутатами-единороссами, где в речи Медведева даже мелькнуло слово «откат».

Все это демонстрировалось легко, темписто, весело, без углублений и без комментариев  – демонстрировалось просто как комиксы.

Путин в это же время, выступая перед президиумом правительства, отметил позитивные тенденции в экономике и заговорил про рост ВВП, увеличил пенсии сейчас и обещал увеличить в 2010 году. Потом Путина показали во время встречи с представителями Совета Федерации – с ними шел серьезный телеразговор, правда, тут сценаристы перепутали, и почему-то не премьер-министр Путин записывал то, что законодатели из верхней палаты Федерального Собрания ему, главе исполнительной власти, говорят, а, наоборот, верхние законодатели записывали за премьером. А он сурово, со своим фирменным лицом следователя, диктовал по бумажке этапы пути к светлому будущему.

Еще Путин успел между делом спасти футбольный клуб «Томь»: поручил кому надо, и из олигархов, создали «товарищество на паях». Вот это, кстати, вполне реально, потому что футбол, как известно из романа Оруэлла, наряду с кино и пивом, должен занимать значительное место в системе развлечений народа. 

В целом видно, что ТВ получило задание на лето – создавать оптимистический образ реальности. Все стараются изо всех сил. Отсюда уникальный сюжет на Первом про архитектора Тимофея, который лишился работы в связи с кризисом, но придумал, что надо делать. Он покупает в магазине светильники с прямоугольным плафоном и надписью «Выход», после чего ставит на плафон новую надпись: «Выход из кризиса», затем вставляет в патрон энергосберегающую (!) лампочку и сдает самоделку в магазин. И все перед телекамерой, как в «Доме-2». Якобы самоделки покупают, хотя показали почему-то не очередь покупателей, расхватывающих новинку, а то, как изобретатель отправляет в почтовом отделении два экземпляра своей самоделки президенту Медведеву. Все это показали подробно, как в учебном фильме по гражданской обороне, после чего очередь дошла до еще одного популяризируемого изобретения – надувного кошелька с грушей и надписью «Антикризисный».

То ли это тончайшее издевательство, и лишь так на Первом можно намекнуть на правду о жизни, то ли редакторы уже перестали понимать, что происходит на самом деле и приняли за чистую монету даже такое. Кстати, сюжет с «лампочкой Тимофея» гоняли по выпускам новостей целый день, и это закономерно, потому что других новостей в стране нет.

Рассказ о странообразующем ТВ логично завершает повторный показ на «России» фильма «Гибель империи. Византийский урок», который снял выпускник ВГИКа Георгий Шевкунов, он же архимандрит Тихон, о котором говорят, что он духовник Путина. Впервые фильм прошел на «России» в феврале 2008 г. и вызвал большой шум. Сейчас фильм поставили в линейку повторов, но я полагаю, что вся линейка была придумана только для того, чтобы оправдать показ этого фильма. Видимо, фильм очень нравится, ведь он о том, что Византия погибла, ослабив государственный контроль над экономикой и идеологией, уступив прерогативы государства своим врагам – олигархам и иностранцам, причем в фильме демонстративно использована современная терминология: вертикаль власти, идеология, стабфонд, золотой запас, губернаторы, сепаратизм окраин, олигархи…

Олигархи, естественно, расхищали казну, приватизировали страну. Еще проводилась идея, что причиной упадка было отсутствие стабильности и частая смена императоров, а также пиетет по отношению к западным ценностям. Для тех, кто не сразу понял, что «Византию пишем, Россия в уме», архимандрит оповещал об этом открытым текстом.

Правда, сейчас этот фильм оказался в новом контексте, которого не было полтора года назад. Во-первых, исключительное внимание привлечено к фальсификациям истории, а фильм Тихона – классический пример манипулирования историей. Во-вторых, в условиях кризиса видно, насколько сильно экономика послеельцинской России зависит от иностранных инвестиций. В результате подлинным символом современности оказался надувной кошелек.     
 

Михаил Золотоносов








Lentainform