16+

Жители Лиговки и Обводного два месяца будут жить как в Нью-Йорке

14/09/2009

Жители Лиговки и Обводного два месяца будут жить как в Нью-Йорке

Неделю назад на углу Лиговки и Обводного под углом 30% был опрокинут многотонный проходческий щит. Землетрясения от его опрокидывания не случилось. Щит где-то в конце сентября начнет буравить наклонный вход на уже построенную, но отрезанную от поверхности, станцию метро «Обводный канал». Когда щит заработает, он начнет шуметь – и будет делать это круглосуточно в течение двух месяцев. Власти попросили граждан потерпеть. Некоторые терпеть не хотят.


  Новая станция метро появится на месте бывшего кинотеатра «Север», перестроенного некогда в культурный центр, а затем в торговый комплекс. Новомодный немецкий щит в Петербурге применяется впервые, он был построен в Германии специально по нашему заказу и существует в единственном экземпляре (в мире есть только похожие – по такой же технологии строили метро в Китае). Щит стоил бешеных денег из бюджета – около 20 миллионов долларов. Технология и график работ были утверждены на специальном заседании правительства Петербурга, где решили, что безопасность окружающих зданий и скорость стоят того, чтобы немножко пошуметь в неурочное время. Жителей домов на Обводном тоже спрашивали, но мнения разделились – одни возмущались, другие соглашались потерпеть. Голосования не было.

По прогнозам, уровень шума на пике будет достигать 70 дБ (децибел), что на 10 дБ выше предельно допустимых норм. «Метрострой» заранее предупреждает, просит войти в положение и т.п.

Не знаю, может, это кого-то и расстроило, а меня нет. Что такое 70 дБ? Теннисистка Шарапова на корте кричит с громкостью до 100 дБ, правда в дневное время. Но кто может дать гарантию, что по ночам она кричит тише? И что? Кому от этого горе?

В течение всего 2006 года, когда машин на улицах было гораздо меньше, чем сейчас, Балтийский технический университет по заказу КГА составлял шумовую карту Петербурга, замеряя уровень шумов в 1500 точках вблизи дорог, аэропорта и промзон, рассредоточенных по всем районам города. Усредненный по времени суток и по всем районам города уровень шума получился 66 дБ (в Лондоне – 56,5 дБ, в Париже – 61 дБ, в Москве – 67,5 дБ). Самые шумные города планеты, по данным Всемирной организации здравоохранения, – Токио, Нагасаки и Нью-Йорк, где больше 80 дБ.

Самые шумные улицы в Петербурге, по данным этого исследования, – Московский пр., пр. Стачек, Лиговский пр., Невский пр., КАД, а также улицы, протянувшиеся вдоль железной дороги, и некоторые промзоны. На них шум достигает 70 – 75 дБ.
– Уровень шума от работы проходческого щита не будет превышать 70 дБ, что сравнимо с шумом наземного транспорта на Лиговском проспекте, – говорят в Петербургском метрополитене.

Но самое главное не цифры, а то, что с началом работы уникального тоннелепроходческого механизированного комплекса немецкой фирмы Herrenknecht в Петербурге хотя бы в какой-то мере восторжествует социальная справедливость. Конечно, до окончательной победы еще очень далеко, потому что есть паразиты, что живут на Крестовском острове, в Петергофе и в Пушкине, где уровень шумов не превышает 35 дБ. К сожалению, социальная справедливость восторжествует ненадолго. Щит на углу Лиговки и Обводного будет работать всего 2 месяца (так по крайней мере обещают).

Предположим, жители домов на Лиговке окажутся такими врединами, что захотят предъявить претензии «Метрострою». Какие у них шансы?

По санитарным нормам и правилам (САНПиН) уровень шума в жилых комнатах с 7 до 23 часов не должен превышать 55 дБА (децибел-ампер), а с 23 до 7 в квартирах  – 45 дБA. Но это очень грубая ориентировка.

На самом деле приятность звука, как, впрочем, и польза для здоровья, зависит не столько от  громкости, сколько от тембра, или, говоря языком физиков, спектрального состава. Играют роль и индивидуальные особенности. Я, например, совершенно спокойно переношу звук взлетающего самолета, но сразу убегаю, если слышу скрип резинового шарика по стеклу, звук отлепляемого скотча или стенания женщины на недостаточно хорошо вымытый пол.

В санитарных нормах индивидуальные особенности не учитываются, а спектр учтен. Не только для меня, для всех вообще людей, высокочастотные звуки (содержатся опять-таки в визге женщин по любому поводу) намного вреднее, и допустимые нормы для них ниже. Так для звука частотой 8000 Гц (высшие обертоны истерического сопрано, скрип) допустимый уровень звукового давления (на психику. – А. О.) – всего лишь 18 дБ, а для звука частотой 31,5 Гц (уханье очень крупного филина или нижняя ми бас-гитары = 40 Гц) – 72 дБ для квартир ночью, 79 – для комнат днем.

Так что для того, чтобы понять, насколько звук проходческого щита приятен и как это соотносится с санитарными нормами, необходимо иметь амплитудно-частотную характеристику щита (график, показывающий уровень звука в зависимости от частоты). К сожалению, в паспорте новейшей технической машины просто нет такого графика. Однако проходческий щит – весьма громоздкое и массивное сооружение, скорость вращения при вгрызании в почву не может быть очень высокой из-за высокого сопротивления среды, так что звук скорее всего будет ближе к самому приятному в мире звуку – нижнему ми бас-гитары.

Кроме САНПиНов, общих для всей России, есть еще в Петербурге свой собственный закон о тишине. Закон СПб «Об административной ответственности граждан за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории СПб» не дает определения шума и допустимого уровня, начиная с которого звук можно считать шумом, подпадающим под действие закона и соответствующие санкции. Он определяет лишь перечень действий, нарушающих тишину и покой ночью, к которым среди всего прочего относится и «производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекшее нарушение тишины и покоя в ночное время» (с 23.00 до 7.00).

Закон вообще очень субъективный. Если кто-то заявляет, что нарушен его покой, – значит, нарушен. Заявитель всегда прав. Есть, однако, в законе и особые оговорки.
Положения его не распространяются на действия граждан при отправлении ими религиозных культов (псалмы по ночам можно петь), а также на действия юридических лиц и граждан, направленные на «проведение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан».

 Строительство станции «Обводный канал» на Лиговке, безусловно, можно считать таковым, особенно в ночное время – если за вами погонятся, а рядом не будет уже просверленной дырки на станцию метро, куда вы скроетесь? 

Почему «Метрострой» не мог ограничиться работой в дневное время, рыть помедленнее, зато не причиняя беспокойства неженкам.

– Обычным щитом можно было бы сделать то же самое за 7 – 8  месяцев, а этим – за два, но при условии непрерывной работы, – рассказывает Юлия Шавель, пресс-секретарь Петербургского метрополитена. – Кроме того, проходка таким способом и таким щитом полностью обезопасит окружающие дома. Полностью исключаются просадка грунта и вибрация во время проходки.

Особенность технологии – бурение идет без заморозки грунта. Грунт в Петербурге, как известно, наполнен водоносными слоями. Тем более в этом месте. Когда производился ремонт набережной в районе пересечения Обводного с Лиговкой несколько лет назад, начались просадки грунта и провалился асфальт, т.к. в этом районе проходит подземное русло древней реки Волковки (по направлению не совпадает с Обводным каналом). Замораживание, конечно, спасает строителей во время работы, но потом все приходится размораживать и грунт проседает. Так было при строительстве площади Восстания и многих других станций метро.

Наклонный тоннель на станцию «Обводный канал» (около 95 м длиной, наклон – 30 градусов) будут строить методом встроенной цементации. Бур (точнее, щит) сверлит вглубь, а на обратном ходу, выкручиваясь как штопор из пробки, впрыскивает в грунт цемент: земля вокруг тоннеля превращается в камень. Старинные дома в зоне строительства только поеживаются от удовольствия.

После «Обводного канала» тот же щит возьмется за станцию «Адмиралтейская». Затем должен строить выход на поверхность станции «Спасская». Она выйдет на поверхность в том же месте, где «Сенная площадь». Нынешний павильон «Сенной», как выясняется, был временным сооружением.

Сама станция «Обводный канал» готова уже на 80%, на фотографиях выглядит довольно симпатично – пожалуй, это первая станция в стиле «техно». Открыть станцию должны в конце 2010 года. Построили ее в упрощенном варианте, в один этаж, хотя изначально спроектирована была двухуровневая станция – для пересадки на пока не существующую желтую линию, которая протянется от пр. М. Казакова (Юго-Запад) до Пискаревки и ст. Ручьи. Сейчас сэкономим, потом придется перестраивать или пристраивать. Время еще есть – (открытие «Казаковской» в генеральной стратегии развития метрополитена было намечено на 2015 год, «Ручьев» – на 2020-й. Но все это затягивается из-за нехватки денег, хотя может ускориться из-за применения новой технологии).

Сейчас проходческий щит монтируют, работа идет круглосуточно, краны шумят. Но жители пока не жалуются. То ли ждут начала  основных работ. То ли уже осознали, что научно-технический прогресс – вообще дело шумное.     
 

Алексей Орешкин





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform