16+

Почему, несмотря на кризис, торговые сети расширяются?

21/09/2009

Почему, несмотря на кризис, торговые сети расширяются?

Несмотря на то что оборот розничной торговли в Петербурге в январе-июле 2009 года упал на 8 процентов, город переживает новый бум розничной торговли. Количество объектов сетевого ритейла по итогам года увеличится более чем на 100 магазинов – темпы роста составят примерно 15 процентов. Почему в период кризисного «обнищания масс» сети богатеют – несмотря на борьбу властей с ними?


      Гиперстрадания

В конце 2008 – начале 2009 годов, когда множество компаний сокращали персонал и зарплату, люди вновь стали учиться считать каждый рубль. И торговые сети немедленно ощутили это на себе. Средний чек в городском ритейле, по разным оценкам, в первые месяцы года упал на 15 – 20 процентов. Покупатели практически перестали ходить в районные универсамы и «магазины у дома» – оказалось, что там все дорого, и если закупать продукты на неделю в гипермаркете, можно существенно сэкономить. Конечно, это было очевидно всегда, но зима 2008 – 2009 годов помогла формату гипермаркетов и создала массу проблем небольшим магазинам.

Однако сетям универсамов у дома понадобилось всего несколько месяцев для того, чтобы приспособиться к кризису. Самые умелые из них пересмотрели ассортиментную,  ценовую и дисконтную политику. Эксперты рынка и представители торговых компаний говорят, что начиная с конца весны 2009-го начался медленный, но верный отток покупателей из гипермаркетов обратно в небольшие районные магазины.

Кризисное ноу-хау  – «универсам с ассортиментом и ценой гипермаркета» оказался сейчас наиболее востребованным  форматом торговли, отмечают и в Х5, и в «Полушке», и в «Интерторге» (магазины «Идея» и «Семья»). Именно эти сети открыли больше всего магазинов в городе в 2009 году, обеспечив «ритейловый бум». Именно они намерены открывать десятки магазинов и осенью 2009-го, и в 2010 году.

Глава «Интерторга» Олег Рыбаков полагает, что «дно» пройдено и начался период роста среднего чека в магазинах. А вот компаниям «Магнит», «Виктория-Квартал» и «Находка» их радость разделить трудно: у них либо нет абсолютного прироста торговых точек (одни открываются, другие закрываются), либо сокращаются сети.

В эпоху падения зарплат и роста безработицы именно маленькие магазинчики у дома помогают людям экономить, а гипермаркеты теряют выручку, говорит менеджер одной из компаний. Сейчас людей не пугают ни очереди у кассы, ни сервис,  ни теснота малых залов. Правда, не у всех торговых заведений получается выжить – те, кого минуют потоки покупателей с похудевшими кошельками в карманах, скорее всего, просто выбрали неудачное место. Другие причины ухода покупателей – непродуманный или непостоянный ассортимент и отсутствие заманивающих дисконтных программ.

Почти в каждой из сетей любят рассказывать историю о том, как несколько пожилых соседок по подъезду объединяются вокруг одной «скидочной» карты, чтобы экономить больше и больше. А дорогие сети маленьких магазинов с «разношерстным» ассортиментом – типа Smart или V-mart – вынуждены уступать рынок.

        Казино помогли

Помимо упомянутых выше компаний, в Петербурге начинают открываться новые магазины сети «Нетто». Кроме того, глобальные планы завоевания рынка вынашивает сеть «Морковь» – она хочет открыть до ста магазинов. За свои успехи питерские ритейлеры почти единогласно благодарят тех чиновников, которые придумали ликвидировать игорный бизнес.

Благодаря уходу казино и залов игровых автоматов именно в центре города, где остро стоит проблема нехватки коммерческих площадей, освободилось много «торговопригодных» помещений. Закрываются бутики, книжные магазины, аптеки и парфюмерные магазины – на их место приходят прилавки с едой. Исключение составляют лишь магазины детских товаров: «Здоровый малыш» и «Дети» открывают новые точки, потому что спрос в этом сегменте рынка всегда актуален. Но в целом у продуктового ритейла просто не осталось конкурентов за помещения, арендные ставки на которые упали с сентября прошлого года более чем на 40 процентов и продолжают падать на несколько процентов в месяц.

Наконец, кризисный бум торговли имеет и  внутрикорпоративные причины. Те, кто жил в основном «на свои», сейчас вкладывают прибыль в новые точки. Тем более что с прибылью проблем не ожидается – успешные компании отмечают рост продаж начиная с мая-июня. А сети, набравшие долгов, вынуждены отдавать прибыль банкам и просто не в состоянии расширяться в эпоху резко подорожавших денег и сузившегося предложения на кредитном рынке.

По разным оценкам, на 1 июля в городе было порядка 750 – 800 объектов продовольственного ритейла, из которых около 50  – открытия этого года. До конца 2009-го к ним должны добавиться примерно еще столько же. Агентство INFOLine-аналитика полагает, что уровень проникновения сетей в городе на начало года составлял 80 процентов и к концу года вырастет до 83 – 84 процентов. Так что Петербургу не грозит судьба перестать быть «столицей ритейла» России – в городе, на покупательских хлебах которого вскормлены такие монстры торговой отрасли, как «Пятерочка», «Карусель», «Лента» и «О`кей», сейчас подрастают их возможные конкуренты, которые скоро будут наступать на пятки лидерам рынка.      

Сколько у кого магазинов в Петербурге 

 

Ритейлер Бренд Формат Количество торговых объектов на конец 2008 года, единиц Количество торговых объектов на 1-е полугодие 2009 года, единиц
X5 Retail Group Перекресток супермаркет 18 18
Пятерочка магазин у дома 197 214
Карусель гипермаркет 13 14 (последний открыт в августе)
О'Кей О'Кей гипермаркет 13 14 (последний открыт в июле)
О'Кей-Экспресс супермаркет 12 12
Лента Лента гипермаркет 14 14
Дикси Дикси магазин у дома 85 84
V-mart магазин у дома 12 0
Auchan Auchan гипермаркет 2 3 (последний открыт в сентябре)
Ашан-Сити гипермаркет 2 2
Metro C&C Metro C&C гипермаркет 3 3
Интерторг Идея супермаркет 7 8 (последний открыт в мае)
7Я семьЯ магазин у дома 54 62
Любавушка Полушка магазин у дома 42 62
Виктория Виктория супермаркет 1 1
Квартал магазин у дома 26 26
Находка Находка магазин у дома 23 25


По данным ИА «INFOLine»

____________________________________________________
 Комментарии:

Прогноз специалиста


По мнению руководителя отдела ИА «INFOLine» Михаила Бурмистрова, в 2009 году для розничной торговли в Санкт-Петербурге будет характерна тенденция вытеснения ритейлеров, столкнувшихся с финансовыми проблемами, или тех, чей бизнес характеризуется низкой эффективностью, более конкурентоспособными торговыми сетями. При этом значимый рост количества торговых объектов будет наблюдаться только в формате «магазин у дома», в то время как для форматов «супермаркет» и «гипермаркет» будет характерна стагнация, а открытие новых торговых объектов будет в основном происходить на площадях, высвободившихся в результате закрытия сетевых магазинов FMCG (fast moving consumer goods – товары повседневного спроса).

Основными драйверами роста в формате «магазин у дома» будут местные сети «Полушка», «7Я СемьЯ», «Питерское» и, возможно, «Находка», которые, в отличие от федеральных сетей («Пятерочка», «Дикси», «Квартал»), являются более гибкими и способны размещать магазины в помещениях площадью менее 250 кв. м (помещения именно такой площади наиболее активно высвобождаются арендаторами, столкнувшимися с проблемами в условиях экономического кризиса), а также сеть «Пятерочка», которая в 2009 году планирует открыть не менее 15 новых магазинов (в том числе 4 в отдельно стоящих зданиях, построенных по собственному проекту).

«Для крупноформатных супермаркетов и гипермаркетов, размещенных в торговых и торгово-развлекательных центрах, в 2009 году важной проблемой станет снижение посещаемости и сокращение рентабельности бизнеса. По мнению специалистов ИА «INFOLine», выручка супермаркетов и гипермаркетов сетей FMCG в 2009 году вырастет по сравнению с 2008 годом, несмотря на закрытие некоторых объектов, в результате выхода на близкие к плановым показатели магазинов, открытых в 2008 году», – прогнозирует Михаил Бурмистров.      

 

Евгений Никитин





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform