16+

Рынок автокредитования начал оживать после спада

16/09/2009

Рынок автокредитования начал оживать после спада

Автомобильный рынок России продолжает переживать влияние кризиса. Продажи легковых автомобилей и коммерческого транспорта по итогам восьми месяцев 2009 года сократилась на 51% по сравнению с прошлым годом. Во многом падение вызвано снижением объемов автокредитования. По данным агентства «АВТОСТАТ», падение этого сегмента рынка составило примерно 80%. Но нет худа без добра. Такое положение дел вынудило автопроизводителей и дилеров разрабатывать собственные программы по стимулированию спроса. Не остается в стороне и государство. Что предпринимается для того, чтобы поддержать отечественный авторынок? Насколько эффективны эти меры? Станут ли кредиты на покупку автомашин более привлекательными? Разобраться в этом пытались участники круглого стола, организованного редакцией «МК&» в Питере» совместно с изданием ТТ Finance.


        Кредитная оттепель

В первом полугодии 2009 года объем автокредитов в России снизился в 5 раз. И если год назад каждый второй автомобиль продавался в кредит, теперь — только каждый десятый. По информации АВТОСТАТа, за первые шесть месяцев в кредит было продано всего 130–150 тысяч машин. Тогда как в 2008 году, для сравнения, с января по июнь россияне приобрели с помощью кредитных средств около 700 тысяч новых автомобилей. И тем не менее, как отмечают эксперты, ситуация постепенно начинает меняться в лучшую сторону.

— В сфере автокредитования уже наблюдается оттепель, — убежден председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. — Если зимой был момент, когда практически все банки свернули программы по автокредитам либо ужесточили условия по ним, то сейчас многие возвращаются на этот рынок, плюс появляются новые игроки. В результате происходит понижение процентных ставок и размера первоначального взноса с 30 до 10 процентов.

— В настоящий момент РОСБАНК предоставляет автокредиты по ставке от 18,5% в рублях и от 14,5% в инвалюте без каких либо дополнительных комиссий, — информирует начальник отдела по работе с частными клиентами Северо-Западного филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» Алексей Царев. — Предоставление справки 2 НДФЛ (подтверждение дохода) в большинстве случаев не обязательно. Для клиентов, ранее получавших кредит, действуют льготные условия кредитования. С середины сентября РОСБАНК возобновляет программу кредитования на подержанные машины, при этом ставка по кредиту составит от 19,5% в рублях и от 15,5% в валюте. В октябре ожидается дальнейшее улучшение условий программ автокредитования.

— Продажи автомобилей действительно снизились, — подтверждает заместитель генерального директора по продажам ООО «РРТ Розничные кредиты» Наталья Юркова. — Однако сейчас на рынке наметилась стабилизация. И во многом этому способствуют именно кредитные программы. В нашем холдинге доля автомашин, проданных в кредит, составляет минимум 30 процентов, причем по бюджетным иномаркам в салонах «Опель», «Шевроле» доля кредитных авто превысила 50% от продаж.

Увеличение числа желающих оформить кредит на приобретение автомашины наблюдают и банки.

— Количество обращений за получением автокредита возросло значительно, — отмечает начальник отдела кредитования частных клиентов Управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России Наталья Коваленко. — С начала этого года наш банк выдал более 13 тысяч автокредитов. Средняя процентная ставка по кредиту на приобретение новых автомобилей у нас составляет 15–16 процентов, а на подержанные машины — 16–17 процентов. Минимальный размер первоначального взноса установлен в размере 15 процентов.

Между тем участники круглого стола уверены: ожидать существенного снижения ставок в ближайшее время не стоит.

— Не забывайте учитывать уровень инфляции, — обращает внимание Александр Холодов. — Взятые сегодня в кредит 500 тысяч рублей за три года значительно обесценятся. А потому я считаю, что сейчас сложилась ситуация, когда брать кредит на покупку автомобилей в рублях действительно выгодно.

Кстати, еще одна тенденция в сегменте автокредитования — на рынок вернулись валютные кредиты.

— У нас есть клиенты, которые берут кредиты в валюте для того, чтобы снизить процентную ставку до минимума. Ведь разница по ставкам кредитов в рублях и валюте может доходить до 10 процентов, — говорит Наталья Юркова.

— Сбербанк также открыл программу по выдаче автомобильных кредитов в валюте. Правда, обращений пока не было, — дополняет Наталья Коваленко.


        Кризисные бонусы

Оживлению автомобильного рынка поспособствовала и льготная программа кредитования, разработанная государством и уже претерпевшая некоторые изменения. Размер субсидии остался прежним — государство компенсирует заемщику 2/3 установленной ставки. А вот первоначальный взнос, в отличие от первого варианта программы, снижен с 30 до 15 процентов, также увеличен срок кредитования до 3 лет (ранее срок окончания кредитного договора ограничивался 31 декабря 2011 года). И если раньше под льготы попадали в основном отечественные автомобили, то после увеличения порога стоимости до 600 тысяч рублей список машин пополнили популярные иномарки российской сборки.

— С начала действия программы нашим банком выдано уже 1,5 тысячи льготных кредитов, и это примерно 13 процентов от общего числа кредитов на покупку автомашин, — сообщила представитель Северо-Западного банка Сбербанка России Наталья Коваленко. — Наибольшим спросом у наших клиентов пользуются автомобили марки Skoda, а также Renault Logan и Ford Focus.

Положительное влияние государственной поддержки ощутили на себе и автодилеры.

— До 70 процентов обращений по приобретению автомобиля в кредит в одном из салонов нашего холдинга, в котором представлены автомобили, попавшие в госпрограмму — Росспан («Шкода центр»), — это желающие воспользоваться госпрограммой, — уверяет заместитель генерального директора по продажам ООО «РРТ Розничные кредиты» — Программа хорошая, однако есть в ней и некоторые минусы. К примеру, ограниченный список автомобилей. Не совсем понятно, почему Skoda Octavia вошла в этот перечень, а модель Skoda Octavia Tour, которая также собирается в России и попадает в допустимый ценовой предел, нет. Такая же ситуация с модельным рядом складывается и у других производителей.

Помимо этого, участники круглого стола отметили, что льготная программа пользовалась бы большим спросом, если бы срок кредитования был увеличен до 5 лет. Дело в том, что трехлетний срок по займу не позволяет получать кредиты людям со средним уровнем доходов. В результате те, кто готовы взять в кредит машину по госпрограмме, не могут подтвердить свои доходы, а те, кто могут это сделать, не интересуются бюджетными автомобилями.

Между тем производители, оставшиеся за бортом государственной поддержки, не сидят сложа руки, а предлагают клиентам альтернативу: собственные программы по возмещению части затрат банку и снижению тем самым процентных ставок. Причем зачастую эти предложения выигрышнее госсубсидии.

— Автохолдинг РРТ в рамках собственной кредитной программы RRT-Finance также предлагает программы по субсидированию процентных ставок. Причем эта программа не имеет ограничений по модельному ряду, и также мы даем клиентам возможность оформить кредит на срок до 5 лет, что позволяет снизить размер ежемесячного платежа и — как следствие — нагрузку на семейный бюджет, — поясняет Наталья Юркова. — Также по госпрограмме покупатель часто вынужден приобретать автомобиль в базовой комплектации, не имея возможности включить в кредит дополнительное оборудование. Все наши клиенты могут оформить любое дополнительное оборудование в беспроцентную рассрочку до 6 месяцев за 15 минут прямо в автосалоне.

— Сейчас многие автодилеры и автопроизводители внедряют собственные программы по снижению кредитных процентных ставок, — соглашается Наталья Коваленко. — В частности, Сбербанк подписал уже 9 таких соглашений с различными автосалонами.


      Зеленый свет малому бизнесу

Спрос на автомобили у частных покупателей при помощи государственных мер стимулирования удалось сдвинуть с места, однако предприниматели под действия механизмов господдержки не попали.

— Малому бизнесу и до кризиса было сложно взять кредит на приобретение транспорта, — говорит Александр Холодов. — Чтобы взять кредит, юридическое лицо должно подтвердить, что бизнес приносит стабильный доход. А как это может сделать предприниматель, который, к примеру, занимается автомобильными перевозками и хочет взять в кредит еще один автомобиль?

— Производители сейчас предоставляют субсидии по кредитам и на приобретение коммерческого транспорта, — заявляет Наталья Юркова. — К примеру, в нашем холдинге действует выгодное предложение Nissan Finance на Nissan Cabstar. Это практически беспроцентная рассрочка. Также мы предлагаем предпринимателям и собственникам бизнеса программы лизинга.

Но настоящий прорыв в сфере автокредитования малого бизнеса совершил Сбербанк, запустивший в июне на Северо-Западе новую программу «Бизнес-авто». По ее условиям предприниматели впервые получили возможность приобрести в кредит автотранспорт под залог самого автомобиля, причем по ставке всего 17 процентов годовых и сроком до 5 лет. Требуемый первоначальный взнос — не менее 20 процентов.

— Наша программа не предусматривает каких-либо ограничений по маркам автомобилей, — разъясняет главный специалист отдела организации кредитования малого бизнеса Управления кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России Ирина Шушпанова. — Причем банк готов профинансировать не только до 80 процентов стоимости транспортного средства, но и взнос по страховке за первый год действия договора.

С момента старта программы Северо-Западный банк Сбербанка России выдал уже 36 кредитов на сумму 33 миллиона рублей. Большинство из них оформлялось на приобретение автофургонов.


        Аэрография спасет от угона

Купить в кредит вожделенный автомобиль — полдела, необходимо его еще и защитить от угона и других неприятностей. Самый оптимальный вариант — приобрести полис КАСКО, тем более что кредитные автомобили всегда подлежат страхованию. Правда, для этого потребуется оборудовать своего «железного друга» системами безопасности.

— Требования к системам безопасности в каждой страховой компании свои, — поясняет Михаил Петров, начальник управления страхования автотранспорта страховой группы «Спасские ворота». — Обычно они устанавливаются на основе мониторинга статистики угонов. Сейчас в списке угоняемых по Северо-Западному региону лидируют Mercedes, BMW и Toyota, а в конце рейтинга традиционно французские марки. Поэтому для одних моделей автомобилей достаточно электронной сигнализации либо иммобилайзера, а для других требуется установка спутниковых систем безопасности. В любом случае чем больше защищена машина, тем ниже будет стоимость страхового полиса. Сейчас, к примеру, можно получить скидку в размере 10–15 процентов, если на автомобиль нанесена аэрография. Так как машина приобретает индивидуальность и реализовать ее в случае хищения будет сложнее, угонщики теряют к ней интерес.

Интересно, что стоимость самой аэрографии включается в страховую сумму, и, если разрисованный автомобиль пострадает в ДТП, владельцу возместят примерно 500 долларов за элемент рисунка, пришедший в негодность. Кстати, участники круглого стола отметили, что культура страхования в нашей стране стала гораздо выше.

— КАСКО уже не считают злом, многие наши клиенты теперь оформляют полисы добровольного автострахования даже после окончания срока договора страхования, — говорит Наталья Юркова. — Также люди стали чаще оформлять договоры страхования жизни. Причем это осознанный выбор. Тем самым клиенты хотят снять ответственность за кредит с родственников и близких в случае болезни или гибели.

— Культура страхования растет, об этом говорит и то, что люди стали больше разбираться в страховании и начали чаще заключать договоры с франшизой, позволяющей уменьшить страховые премии. И тем не менее пока уровень культуры не настолько высок, как хотелось бы, — высказывает свою точку зрения заместитель начальника управления урегулирования убытков филиала ОСАО «Ингосстрах» в Санкт-Петербурге Никита Оленников. — Мы до сих пор часто сталкиваемся с тем, что клиенты не читают правила страхования. Как следствие, не все в полном объеме исполняют условия договора, что может повлечь впоследствии отказ в страховой выплате.

Однако КАСКО и ОСАГО сделали свое дело — разборки на дорогах ушли в прошлое. Начинают постепенно работать и упрощенные механизмы обязательного автострахования — Европротокол и прямое урегулирование убытков.

— И по Европротоколу, и по прямому урегулированию убытков уже есть единичные выплаты, число которых постепенно растет, — отмечает Никита Оленников. — Но и здесь имеются проблемы. Бывает, что виновник аварии застрахован в компании, которая обанкротилась или лишилась лицензии, и тогда мы не можем произвести выплату нашему клиенту в рамках системы прямого урегулирования убытков. И он вынужден обращаться в суд непосредственно к виновнику аварии.


        В будущее с оптимизмом

Между тем на рынке страхования также обнаруживаются некоторые кризисные плюсы. Так, сейчас отмечается общая тенденция снижения ставок, хотя, скорее всего, это явление временное, и страховые тарифы неминуемо пойдут вверх вслед за повышением стоимости автомобилей и запчастей на них.

— Кризис также отсек определенные потоки проблемных клиентов, — делится Михаил Петров. — Я имею в виду молодежь, которая приобретала машины в кредит, а потом разбивала их, участвуя в ночных гонках.

С оптимизмом в будущее смотрят и другие участники круглого стола.

— Надеюсь, что авторынок самое страшное уже преодолел, — говорит заместитель генерального директора по продажам ООО «РРТ Розничные кредиты»; Наталья Юркова. — А у клиентов появилось множество интересных предложений. Например, наша компания сейчас предлагает абсолютно новую для рынка услугу — кредиты и рассрочки на сервисное обслуживание автомобиля, и мы снова вернули кредиты без первоначального взноса.

— В период кризиса для всех нас произошел момент, когда мы смогли остановиться, оглянуться назад, — рассуждает начальник отдела кредитования частных клиентов Управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России Наталья Коваленко. — А 2009 год станет годом развития в качественном выражении. Начнется поток творчества, что позволит предложить покупателям новые, более интересные услуги и продукты.

— Когда мы несколько месяцев назад
 обсуждали на круглом столе, организованном «МК» в Питере», состояние авторынка, среди участников царил пессимизм, — вспоминает Александр Холодов. — Сейчас картина диаметрально противоположная. Уже никто не опасается второй волны кризиса. Прогнозы развития автомобильного рынка стали, напротив, оптимистичными, и это вселяет надежду, что самый сложный этап кризиса мы преодолели и впереди нашу экономику ждет рост.


Олеся Понкратьева

Фото Сергея Моисеева

______________________________________________________
  Справка: 

Сбербанк распахнет двери малому бизнесу

30 сентября 2009 года Северо-Западный банк Сбербанка России приглашает представителей малого бизнеса на «Дни открытых дверей» на базе отделений банка и дополнительных офисов по обслуживанию юридических лиц. В рамках мероприятия предприниматели смогут получить от специалистов банка индивидуальные консультации по программе «Бизнес-авто», пакет документов на кредит, узнать о специальных программах автодилеров — партнеров банка и других продуктах банка.

Напомним, что с июня Сбербанк запустил на Северо-Западе новую кредитную программу для малого бизнеса — «Бизнес-авто». Это специальное предложение для региона, реализуемое в рамках пилотного проекта. С «Бизнес-авто» предприниматели и юридические лица могут приобретать транспортные средства для использования в хозяйственной деятельности: легковые и грузовые автомобили, железнодорожные вагоны, сельскохозяйственную и спецтехнику, прицепы и полуприцепы, мотоциклы и мотороллеры, яхты и катера, моторные лодки, гидроциклы и т. д. Также возможно приобретение в кредит подержанного автотранспорта и спецтехники.


Основные требования к заемщику по программе «Бизнес-авто»:

– годовая выручка не более 150 миллионов рублей и срок ведения хозяйственной деятельности — не менее 6 месяцев;

– кредит выдается на срок до 5 лет, исключительно под залог приобретаемого транспорта;

– максимальная сумма кредита — до 80% стоимости транспортного средства плюс оплата страхового взноса за первый год действия кредитного договора.



Доверяйте лучшим

Страховая группа «Спасские ворота» работает на рынке с 1995 года. Победитель конкурсов «Финансовый Петербург» и «Финансовая Россия»в номинациях «Лучшая страховая компания Петербурга по страхованию недвижимости — 2006» «Лучшая страховая компания Петербурга по автострахованию — 2007» и «Лучшая страховая компания Северо-Западного федерального округа — 2008». Входит в десятку наиболее стрессоустойчивых страховых компаний России в условиях кризиса по версии «Национального банковского журнала». Более 30 офисов и 400 пунктов продаж полисов в Петербурге и области.

Справки по телефону: (812) 336-36-36.

Без выходных.


Кстати

Госпрограмма повышает цены

С повышением ценового порога программы льготного кредитования до 600 тысяч рублей автопроизводители подняли цены либо собираются это сделать. С 6 июля минимальная стоимость Skoda Fabia повысилась до 379 тысяч рублей, Kia Spectra подорожала до 359 тысяч рублей. Седаны Fiat Albea выросли в цене от 336,5 до 366,5 тысяч рублей. Renault Logan стала дороже с 282 тысяч до 299 тысяч рублей. А в начале октября подорожает и Ford Focus — с 344 тысяч до 496,1 тысячи рублей. Как отмечают эксперты, серьезных экономических факторов для повышения цен нет, но, поскольку даже после удорожания автомобили все равно находятся в диапазоне, позволяющем покупателям рассчитывать на льготы, производители обоснованно хотят заработать.


Факт

В лидерах Ford и Nissan

За первые шесть месяцев нынешнего года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 47,4 тысячи новых автомобилей. По данным агентства «АВТОСТАТ», подавляющее число продаж в городе на Неве составляют иномарки — на их долю приходится 93,8% (44 525 штук). Лидером петербургского авторынка являются марки Ford и Nissan, которые по итогам полугодия показали примерно равный результат — 4328 и 4252 машин соответственно. Chevrolet, еще по итогам 2008 года занимавшая второе место, в первом полугодии нынешнего года опустилась на третью строчку с показателем 3720 автомобилей. За ней следует Renault — 2791 автомобиль. Замыкает пятерку лидеров японская Toyota с показателем 2740 машин. Рекордсмен российского авторынка — Lada — в Северной столице находится лишь на шестом месте, имея результат в 2695 автомобилей. В десятку лидеров рынка новых автомобилей Санкт-Петербурга также вошли Hyundai (2470), Skoda (2281) Opel (2125) и Mazda (1972).


Справка


Автохолдинг РРТ — петербургская компания с пятнадцатилетней историей, прошедшая путь от спортивной команды по авторалли до автомобильного холдинга, владеющего 17 автоцентрами в 6 городах России и продолжающего активно развиваться. В 2006 году компания получила звание «Лучший налогоплательщик года» и «Лучшая розничная сеть Петербурга по реализации автомобилей иностранного производства». Также в 2008 году компания получила знак «Золотая звезда за вклад в возрождение Российской державы».

Автохолдинг РРТ является официальным дилером Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet и Skoda, коммерческого транспорта Nissan,  Baw Fenix и Yuejin.


Адреса автоцентров РРТ в Петербурге:


– Субару

Лахта. Савушкина, 119, к. 4, т. 9999-555

Пулково. Пулковское шоссе, 27А, т. 9999-555

Охта. Пр. Маршала Блюхера, 52А, т. 9999-555

– Опель и Шевроле

РРТ Юго-Запад. Ул. М. Захарова, 41, т. 9999-000

– Хонда

Хонда — Озерки. Выборгское шоссе, 31, т. 9999-444

– Ниссан

ADR. Выборгское шоссе, 27, т. 9999-111

Ниссан, коммерческий транспорт.

Ул. Симонова, 14, т. 9999-111

– Шкода

Росспан Моторс. Краснопутиловская, 65, т. 9999-333

– Хендай, коммерческий транспорт

Хендэ Росспан. Ул. Симонова, 14, т. 9999-111

 Адреса автоцентров РРТ в других городах ищите на сайте www.rrt.ru





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform