18+

Библиотеку Ельцина замаскировали под апартаменты президента

22/09/2009

В Президентскую библиотеку им. Б. Н. Ельцина теперь можно войти и даже получить (через двое суток, после проверки документов ФСО - Федеральной службой охраны) читательский билет. У президента Медведева билет номер 1, у меня – номер 38. Как мне объяснили, с этим билетом я смогу посещать не только электронный читальный зал, но и мероприятия, организуемые библиотекой: конференции, семинары. Кстати, наличие читательского билета не избавляет от необходимости получать разовый пропуск от ФСО. Все очень строго.

         Сделали красиво

Я побывал в электронном читальном зале (ЭЧЗ), посидел два часа за компьютером, побеседовал с заместителем генерального директора Президентской библиотеки (ПБ) по информационным ресурсам Еленой Жабко, два месяца назад перешедшей сюда из Российской национальной библиотеки. Ситуация прояснилась вполне.

Самое первое впечатление – нам сделали красиво. Под ЭЧЗ, который и есть та самая Президентская библиотека (остальные помещения, входящие в ее состав, например выставочный зал, закрыты, а вход туда будет разрешен только по большим оказиям) отвели анфиладу из трех или четырех небольших залов на 3-м этаже. Залы оформлены в стиле «евроремонт» и напоминают недорогую турецкую гостиницу, на стенах в багетных рамках какие-то картинки, выполненные на цветном ксероксе, на полу ковролин. Бахилы надевать не требуют. Усредненный интерьер.

Стоят большие круглые (а не прямоугольные письменные) столы с компьютерами (воспроизведен привычный стиль интернет-кафе), удобные кресла... Тихо, чисто, уютно, спокойно – здание надежно охраняется хорошей спецслужбой. Невротики три дня в неделю (вторник, четверг, суббота) могут приходить сюда – это самое безопасное (и притом бесплатное) место отдыха в Петербурге.

Собственно говоря, было понятно заранее: гигантское здание Синода получило статус президентской резиденции, ее охраняет ФСО, придавая всему облик военного объекта, где-то, скрытые от посетителей библиотеки, расположены апартаменты президента, патриарха, всякие конференц-залы и залы для заседаний и переговоров, парадные залы для приемов и балов, но все это замаскировано под ПБ им. Ельцина, которой отвели крошечную часть от общего объема помещений. Естественно, никакой нужды ставить 60 компьютеров и создавать это интернет-кафе внутри военного объекта «Синод» особой важности не было. Хотя, конечно, приятно иметь право войти в Зону и ощутить близость к чему-то государственному. Ведь где-то недалеко от кресла, в котором ты, ничтожный, сидишь и ковыряешь в носу, лежит в бронированном сейфе экземпляр Конституции РФ, на котором присягают президенты. Страшное дело!

Что касается информационных ресурсов, то дела обстоят так. На сайте Президентской библиотеки в интернете доступны примерно 3 тысячи документов, а в электроном читальном зале – 43 тысячи. Из РГИА поступило 23 017 сканированных документов, из Российской государственной библиотеки (бывшая «Ленинка») – 17 812, из РНБ – 2, из Тюменской ОНБ – 901, из Государственного архива РФ – 12. Два документа из РНБ – это Киевская Псалтирь 1397 г. и Остромирово Евангелие 1056 г., но фактически, как сказала Елена Жабко, в РНБ сканировано около 20 тысяч документов, однако их пока не успели разместить, снабдив библиографическими описаниями и всеми теми забавными, но практически бессмысленными игрушками, которые в Президентской библиотеке приняты (изображение документов в форматах 2D – 3D). Аналогичным образом не успели сделать доступными прямо с сайта все 43 тысячи документов.

Очевидно, что со временем число документов на сайте будет увеличиваться, так же как и число сканированных документов из архивов и библиотек. Естественно, чудес не бывает, и на это уйдет время, причем немалое – особенно с учетом того, что формированием фондов и обслуживанием читателей под руководством Елены Жабко занимаются всего 20 человек (хотя штатное расписание предусматривает 68). Думаю, что охранников тут гораздо больше, но такова специфика: главная функция объекта «Синод» – резиденция, а библиотека – лишь прикрытие. Они же всегда работали «под прикрытием».

         Библиотека как операция прикрытия

 Так что пока Президентская библиотека предназначена, скорее, для блондинок. Правда, и для них тут условия не вполне подходящие: больших пространств для светской жизни нет (впрочем, кафе есть). Заниматься же в ПБ научной работой пока невозможно ввиду абсолютной случайности накопленных информационных ресурсов, к формированию которых ни Елена Жабко, ни кто-либо из ее подчиненных ни малейшего отношения не имеют.

Как, например, образовались те 23 тысячи сканированных документов из РГИА (Российский государственный исторический архив)? Частично их сканировали для обеспечения сохранности архивных дел, частично это индивидуальные заказы, цифровые копии которых остались в архиве. В целом же получилось все абсолютно случайно. Так же случайно выбраны книги из РГБ и РНБ. А если учесть, что массив одного лишь РГИА – это 8 миллионов (!) дел, то понятно, что и 100 тысяч, и 500 тысяч – все еще будет мало для нормальной научной работы, и ПБ им. Ельцина все еще не сможет при таком сканированном массиве заменить РГИА. Так что программа рассчитана на долгие годы, и вряд ли мы доживем до ее окончания. Что, естественно, не означает, что не надо работать.

При этом, например, оказалось, что в ПБ, тематика которой определена по трем линиям: история России, теория права, поддержка русского языка – нет, например, доступа к законодательной базе Российской империи, СССР и РФ, хотя на пересечении «истории России» и «теории права» располагается «история права», подразумевающая полное собрание нормативных актов. Ибо как изучать теорию права без самого права? Например, Полное собрание законов Российской империи оцифровано в РНБ, документы СССР и РФ есть, скажем, в «Консультанте+», но пока сотрудники ПБ им. Ельцина об этом не подумали и не взяли даже то, что уже имеется.

Кстати, юридические документы периода СССР в «Консультанте» представлены весьма неполно, создание их свода – самостоятельная большая работа, поскольку в СССР не действовала норма, аналогичная части 3 ст. 15 Конституции РФ («Неопубликованные законы не применяются»), и большая часть юридических актов советского периода была секретной. Так что работа в этой части нужна большая.

Но и в этом случае, и во всех других, связанных с наполнением электронных фондов Президентской библиотеки,  управление делами президента потратило мало – относительно затрат на другие составные части объекта «Синод». И это естественно, поскольку ПБ понималась как красивое прикрытие. Будет ли сохраняться это положение и дальше – неизвестно. Если да, то Президентская библиотека так и останется «пылью в глаза», занятой в лучшем случае культурно-просветительской работой для школьников и студентов.

         История для чайников

 Из беседы с Еленой Жабко я понял, что пока оперативные планы работы ПБ связаны именно с культурно-просветительской, популяризаторской работой. Это неплохо, но при тех возможностях, которыми в принципе обладает управление делами президента, при том административном ресурсе, который есть у Владимира Кожина, этого, безусловно, мало.

Сейчас на сайте представлен проект «Учебники по истории России»: размещены анонимная обзорная статья и коллекции – дореволюционные издания для начальной школы (53), дореволюционные издания для средней школы (16), советские учебники для средней школы (19), советские учебники для вузов (9). В самой ПБ учебников представлено больше. Как выразилась Е. Жабко, идея заключена в том, чтобы создать knowledge cloud, «знаньевое облако» – объекты, в данном случае учебники по истории, а также разного рода сопроводительные сведения, которые в сумме могут быть полезны для тех, кто изучает как историю, так и способы обучения ей.

Это неплохая идея, но не могу не высказать ряд критических замечаний. Во-первых, плохо то, что обзорная статья анонимная – она должна быть и больше размером, и авторской. Во-вторых, сюда требуется не одна, а несколько исследовательских статей – по образцу, например, «Энциклопедии культур «Дежа вю»» (ec-dejavu.net). В-третьих, пока что проект представляет собой собрание отдельных картинок, на которых изображены страницы учебников. Это ничем не отличается от обычной библиотеки – только реальные книги заменены их изображениями.

На самом же деле knowledge cloud должно представлять собой гипертекст, чтобы появилась не только возможность переходов по гиперссылкам, но и поиска внутри всего «облака». Скажем, я хочу посмотреть, как в учебниках разного уровня и разных лет описывалась личность Аракчеева. Я задаю в поисковой строке слово «Аракчеев» (или «аракчеевщина») и сразу получаю список гиперссылок. Это не просто экономит время – это как раз и делает возможным эффективное самообучение с помощью «облака». Пока что вопрос о его превращении в гипертекст даже не ставится, но не воспользоваться такой возможностью, которую предоставляет компьютер, – просто смешно. Техника передовая, а ее возможностями пользуются на 10%. То, что придаст продукту принципиальное отличие от традиционной «бумажной» библиотеки, – не сделано.

Другое knowledge cloud, о котором рассказала мне Е. Жабко, будет посвящено Елизавете Петровне, русской императрице, которой 29 декабря 2009 г. стукнет 300 лет. Этот праздник отметят появлением еще одного «облака» материалов – монархизм в моде. В дальнейших планах создание виртуальной справочной службы «Спроси историка» с «запоминанием» ответов, которые со временем сложатся в базу знаний.

В общем, легко заметен просветительский уклон, сочетающийся с примитивизмом в области программных технологий. Все легковесно, по-школьному, и понятно, что для научной работы пользы нет никакой. Очевидно, так нынешнее руководство Президентской библиотеки представляет ожидания владельца – управления делами президента. Ну, хотя бы разместили у себя на сайте описи фондов РГИА и ГАРФ с доступом к ним через интернет – то, что сами РГИА и ГАРФ категорически не делают по таинственным причинам. Но и в планах ПБ это не стоит.

         Программа-оптимум

 К декабрю 2009 года, сообщила мне Е. Жабко, библиотека подготовит программу развития информационных ресурсов, т.е. определится с профилем комплектования, базой источников, хронологическими рамками, типами документов (есть мысль привлечь аудио- и видеозаписи, фотографии). Рассчитывая на то, что из операции прикрытия ПБ все-таки может превратиться в полезный для гуманитарной науки ресурс, хочу сделать несколько предложений.

Первое состоит в том, что надо выделить два направления работы: научное и учебно-просветительское. Думать о школьниках и студентах надо, это важно, причем так же важно делать продукт высокого уровня в программном отношении, а не просто вешать на сайт «картинки».

Второе предложение касается научного направления. Очевидно, что с прицелом на далекую перспективу надо сканировать документы РГИА, ГАРФ и других архивов. Это длительная работа, и эффект будет ощутим нескоро – когда будет сканировано не менее 50% документов, а это миллионы единиц хранения.

Второе направление – юридические документы: законы и прочие нормативные акты. Нужна их полная коллекция. Многие так и лежат в архивах – там они и должны оставаться, а в ПБ  нужны их копии. Написать историю без постановлений ЦК КПСС, приказов по НКВД и МВД, без секретных приказов КГБ невозможно. 

Третье направление – книги, журналы, газеты. Здесь надо, подключив РНБ и РГБ, начать тотальное сканирование всего фонда изданий на русском языке с последующим их распознаванием. Эффективность сайта www.books.google.com и ресурса газет США на сайте Библиотеки Конгресса показывает, что это верный путь. Именно всего фонда, а не выборочно неких изданий по трем предметам («история России», «теория права» и «поддержка русского языка»). Делать что-то выборочно просто неграмотно. Потому что, строго говоря, к «истории России» относятся и указы императоров, и книги Ключевского, и «Новое время» Суворина, и кадетская «Речь», и «Краткий курс истории ВКП (б)», и роман Кочетова «Чего же ты хочешь?», и «Правда» без известий, и «Известия» без правды, и труды Брежнева и Суслова, и «Литературная газета» времен Чаковского, и его же лживые романы. То есть всё. Это «всё» и есть история России.

На эту тему можно долго и упоительно спорить, но всем понятно, что в подоплеке споров лежит страх перед гигантской работой, конец которой скрыт за горизонтом, и большие деньги, которые нужны для осуществления этого проекта. Тем «голодным пайком», на котором находится ПБ сейчас, не обойтись. Однако это будет, действительно, создание уникального и нового – того, чего нет нигде. Уместно напомнить слова Д. Медведева из его статьи «Вперед, Россия!»: «В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами».

         За работу, товарищи!

 В этом вопросе Россия безнадежно отстала. Например, работу в РНБ по сканированию всех книг надо было начинать еще в 1994 году, уже тогда существовала техника, но работа не была даже начата. Это было то самое, о чем недавно написал Д. Медведев в статье «Вперед, Россия!»: «безынициативность, дефицит новых идей». А если бы работа была начата, то за 15 прошедших лет был уже сканирован заметный массив книг. К слову сказать, сканирование теперь осуществляет не оператор, а автоматизированный комбайн. Поставить по 15 таких комбайнов в РГБ и РНБ – и за 20 лет все книги и журналы на русском языке будут отсканированы. После чего их можно будет распознавать и создавать генеральную поисковую машину.

Кстати, подобная работа лет десять назад в РНБ была проделана. Тогда в рамках международного проекта по заказу Финляндии (с которой таким способом РФ рассчитывалась за яйца, полученные в тот период, когда у нас не было своих яиц) были сканированы «Литературная газета» советского периода с момента создания до 1960 г., несколько ханты-мансийских газет, несколько изданий на идиш и татарском. От этого проекта в газетном отделе РНБ осталась сканированная «ЛГ», которую теперь можно смотреть в компьютере. Проект начальством не афишировался. Чтобы не возникло вопроса: почему финнам это нужно, а нам нет?

 В деле сканирования всего объема книг, журналов и газет на русском языке ПБ могла бы выступить координатором, заказчиком и «главным программистом» ресурса. В современной России никакое другое ведомство, кроме ведомства Владимира Кожина, волею судьбы оказавшегося владельцем ПБ, не сможет это сделать.

А начать лучше всего со сканирования (с обязательным последующим распознаванием) «Нового времени» за весь период ее существования – это лучшая газета на русском языке, самая информативная, самая влиятельная, можно сказать, «живая история». И дело не только в том, что публикации этой газеты входили в часть большой политики Империи и в ее историю  – читатели РНБ за многие годы долистали газету до того, что за большой период она уже не выдается по ветхости. Так что это уникальное издание еще нужно экстренно спасать.

Закончить хочу замечательными словами Никиты Сергеевича Хрущева, которыми он завершил свое выступление на XXII съезде КПСС (31 октября 1961 г.): «Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!»       

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ