18+

Кто и зачем ходит в русские музеи?

22/09/2009

Ответ на этот вопрос недавно искали сотрудники отдела социально-психологических исследований Русского музея с коллегами из других городов России – они обнародовали динамику посещаемости музеев с начала перестройки до наших дней. Выяснилось, что народный интерес к музеям появляется и исчезает по странной формуле.

         Русский музей

Лучше всего в Русский музей публика ходила в 1988 году, тогда его посетило 1,623 млн человек. Хуже всего в относительно благополучном 1997-м – 327 тысяч граждан.

Статистика выглядит следующим образом:

1985 – 1,366 млн

1986 – 1,051

1987 – 1,586

1988 – 1,623

1989 – 1,134

1990 – 1,526

1991 – 1,000

1992 – 1,131

1993 – 1,257

1994 – 0,872

1995 – 1,590

1996 – 0,398

1997 – 0,327

1998 – 0,550

1999 – 0,510

2000 – 0,754

2001 – 0,750

2002 – 0,576

2003 – 0,850

2004 – 0, 757

2005 – 0,937

2006 – 0,905

2007 – 0,913

2008 – 1,050

Социологи отмечают скачкообразные изменения потока посетителей Русского музея. Он начал быстро снижаться в начале 90-х, а пик 1995-го, сравнимый с перестроечными временами, они объясняют фантастически популярной выставкой произведений Ильи Репина.

Опросы, постоянно проводимые в музейных залах, показали: в 1985 году посетители до 25 лет составляли 28,1%, от 30 до 55 лет –63,9%; пенсионеры – 8%.

Через 20 лет ситуация кардинально изменилась. В 2004 году на основной экспозиции Русского музея стало больше молодежи до 25 лет (47,5%) и посетителей старше 55 лет (15,9%). Лица среднего, социально активного возраста – от 25 до 55 лет – стали ходить в Русский музей в два раза меньше (34,8%).

Профессиональный срез аудитории также показал уменьшение в два раза доли так называемых инженерно-технических работников, их доля в музейной аудитории уменьшилась до 15 процентов.

Все последние 15 лет сохранялось гендерное соотношение посетителей – 70% женщин и 30% мужчин. Впрочем, среднестатистические цифры меняются на различных выставках.

На показе персоналий Айвазовского или Брюллова мужчин менее 30%, на выставках второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков мужчины в среднем составляют около 30%. На выставках русского авангарда их становится около 40%. На показе  актуального искусства «Искусство против географии» мужчины поднялись до 48% от всех посетителей.

Социологи отметили, что за последние 20 лет не произошло существенных изменений в предпочтениях широкой публики. «Горячие пятерки» по годам выглядят так:

1993 – 1994 – Айвазовский, Брюллов, Репин, Серов, Шишкин.

1998 – Айвазовский, Брюллов, Репин, Шишкин, Серов.

2000 – Куинджи, Репин, Брюллов, Шишкин, Васнецов.

2003 – 2004 – Айвазовский, Куинджи, Репин, Брюллов, Шишкин.

Таким образом, трижды первый Иван Айвазовский и только однажды – Архип Куинджи.

Ни один художник классического русского авангарда не набрал ни в одном из этих четырех опросов даже одного процента зрительских предпочтений.

         Эрмитаж и другие

 В Эрмитаже наблюдалась такая посетительская картина:

1985 – 3,115 млн человек

1986 – 3,096

1987 – 3,316

1988 – 3,180

1989 – 3,080

1990 – 3,099

1991 – 2,274

1992 – 2,684

1993 – 1,933

1994 – 1,688

1995 – 1,889

1996 – нет данных

1997 – 1,656

1998 – 1,768

1999 – 1,980

2000 – 2,395

2001 – 2,457

2002 – 2,595

2003 – 2,650

2004 – 2,587

2005 – 2,577

2006 – 2,636

2007 – 2,395

2008 – 2,360

В Эрмитаже,  как и в Русском музее, заметно, что максимальный спад посещаемости приходится не на времена политических кризисов 1991 и 1993 годов, и даже не на дефолты 1998-го и других годов.

Доступная исследователям статистика по другим художественным музеям страны показывает более сложную картину. Социологи приводят среднее число посетителей в год по четырем периодам для 4 художественных музеев – столичных Пушкинского музея и Третьяковской галереи, а также Ярославского и Саратовского художественных музеев.

Во времена последних вздохов соцреализма, в 1985 – 1987 годах в Пушкинский музей приходило 1,084 млн зрителей; в Третьяковскую галерею – 840 тысяч; в Ярославский художественный музей – 340 тысяч; в Саратовский – 198 тысяч.

В следующие три финальные перестроечные годы (1988 – 1990) цифры похожи, только в Третьяковку пришло больше посетителей, а в Ярославский музей – меньше.

В 1991 – 1999 годы ситуация с посещаемостью становится почти критической – 712; 1100; 74; 107 тыс. человек соответственно (Третьяковская галерея удерживает зрителя).

В годы относительной путинской стабильности (2000 – 2006) ситуация с посещаемостью медленно улучшается – 799; 1283; 96; 116 тысяч посетителей в среднем в год.

В отличие от петербургских музеев в ГМИИ им. А. С. Пушкина спад посещаемости начался позднее – в 1990 году, достиг своего минимума в 1991-м. Затем уровень посещаемости стабилизировался и в течение 14 лет колебался между семьюстами и восьмьюстами тысячами посетителей.

Ситуация с Третьяковской галереей была особой, в 1985 – 1996 годах на капитальный ремонт было закрыто историческое здание в Лаврушинском переулке, музей работал только в здании на Крымском валу в выставочном режиме. И именно за их счет был обеспечен пик посещаемости на рубеже девяностых.

В Ярославском художественном музее произошел резкий спад посещаемости в 1987 году, когда начался капитальный ремонт здания музея. После его завершения был небольшой пик и снова обвал – 47 тысяч посетителей в 1996 году. Только в последние четыре года количество посетителей превысило сто тысяч человек.

В Саратовском художественном музее в 1992 году произошел обвал посещений. Только в 1996 году уровень посещаемости преодолел планку в 100 тыс. и стал постепенно увеличиваться.

комментарий

Валерий КОЗИЕВ, ведущий научный сотрудник отдела социально-психологических исследований ГРМ.

 - Почему, на взгляд социолога, минимум посещаемости петербургских музеев пришелся на относительно благополучные 1996 – 1997 годы, а не на 1991 – 1993-й, когда цены на все взлетели в разы?

- Меня это тоже интересует, но обоснованного ответа на этот вопрос я не нашел. Можно предполагать, что поведение людей в сфере культуры в большей степени зависит от жизненных ориентаций, чем от экономических кризисов. В 1990-е годы началось кардинальное изменение жизненных ценностей наших граждан. В результате этого процесса художественная культура и художественное потребление переместились на периферию жизненных интересов. В то же время подросло новое поколение, которое ценности общества потребления впитало с молоком матери. Думаю, что в конце 1990-х годов процесс трансформации нашего общества (я имею в виду жизненные ценности людей, их мировосприятие) завершился. В музеи ходят не только те, кто любит искусство, а те, чей стиль жизни включает культурное потребление как норму. Решающим здесь является уровень образования.

- Каков прогноз посещаемости на ближайшие 2 – 3 года?

- Думаю, что кардинальных изменений не будет.

- Насколько скажется на посещаемости музеев мировой кризис?

- Этим летом, чтобы попасть в Эрмитаж, нужно было отстоять в очереди несколько часов.

- Подросло поколение эпохи интернета, которому, возможно, музей ни к чему? Его можно посетить виртуально, если вдруг возникнет такое желание.

- Поведение в сфере культуры является одним из существенных элементов стиля жизни, который воспроизводится в каждом новом поколении. Уже сто лет можно слушать музыку, не выходя из дома, а люди продолжают ходить на концерты.

Вадим Шувалов, фото photosight.ru