Ответ на этот вопрос недавно искали сотрудники отдела социально-психологических исследований Русского музея с коллегами из других городов России – они обнародовали динамику посещаемости музеев с начала перестройки до наших дней. Выяснилось, что народный интерес к музеям появляется и исчезает по странной формуле.
Русский музей
Лучше всего в Русский музей публика ходила в 1988 году, тогда его посетило 1,623 млн человек. Хуже всего в относительно благополучном 1997-м – 327 тысяч граждан.
Статистика выглядит следующим образом:
1985 – 1,366 млн
1986 – 1,051
1987 – 1,586
1988 – 1,623
1989 – 1,134
1990 – 1,526
1991 – 1,000
1992 – 1,131
1993 – 1,257
1994 – 0,872
1995 – 1,590
1996 – 0,398
1997 – 0,327
1998 – 0,550
1999 – 0,510
2000 – 0,754
2001 – 0,750
2002 – 0,576
2003 – 0,850
2004 – 0, 757
2005 – 0,937
2006 – 0,905
2007 – 0,913
2008 – 1,050
Социологи отмечают скачкообразные изменения потока посетителей Русского музея. Он начал быстро снижаться в начале 90-х, а пик 1995-го, сравнимый с перестроечными временами, они объясняют фантастически популярной выставкой произведений Ильи Репина.
Опросы, постоянно проводимые в музейных залах, показали: в 1985 году посетители до 25 лет составляли 28,1%, от 30 до 55 лет –63,9%; пенсионеры – 8%.
Через 20 лет ситуация кардинально изменилась. В 2004 году на основной экспозиции Русского музея стало больше молодежи до 25 лет (47,5%) и посетителей старше 55 лет (15,9%). Лица среднего, социально активного возраста – от 25 до 55 лет – стали ходить в Русский музей в два раза меньше (34,8%).
Профессиональный срез аудитории также показал уменьшение в два раза доли так называемых инженерно-технических работников, их доля в музейной аудитории уменьшилась до 15 процентов.
Все последние 15 лет сохранялось гендерное соотношение посетителей – 70% женщин и 30% мужчин. Впрочем, среднестатистические цифры меняются на различных выставках.
На показе персоналий Айвазовского или Брюллова мужчин менее 30%, на выставках второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков мужчины в среднем составляют около 30%. На выставках русского авангарда их становится около 40%. На показе актуального искусства «Искусство против географии» мужчины поднялись до 48% от всех посетителей.
Социологи отметили, что за последние 20 лет не произошло существенных изменений в предпочтениях широкой публики. «Горячие пятерки» по годам выглядят так:
1993 – 1994 – Айвазовский, Брюллов, Репин, Серов, Шишкин.
1998 – Айвазовский, Брюллов, Репин, Шишкин, Серов.
2000 – Куинджи, Репин, Брюллов, Шишкин, Васнецов.
2003 – 2004 – Айвазовский, Куинджи, Репин, Брюллов, Шишкин.
Таким образом, трижды первый Иван Айвазовский и только однажды – Архип Куинджи.
Ни один художник классического русского авангарда не набрал ни в одном из этих четырех опросов даже одного процента зрительских предпочтений.
Эрмитаж и другие
В Эрмитаже наблюдалась такая посетительская картина:
1985 – 3,115 млн человек
1986 – 3,096
1987 – 3,316
1988 – 3,180
1989 – 3,080
1990 – 3,099
1991 – 2,274
1992 – 2,684
1993 – 1,933
1994 – 1,688
1995 – 1,889
1996 – нет данных
1997 – 1,656
1998 – 1,768
1999 – 1,980
2000 – 2,395
2001 – 2,457
2002 – 2,595
2003 – 2,650
2004 – 2,587
2005 – 2,577
2006 – 2,636
2007 – 2,395
2008 – 2,360
В Эрмитаже, как и в Русском музее, заметно, что максимальный спад посещаемости приходится не на времена политических кризисов 1991 и 1993 годов, и даже не на дефолты 1998-го и других годов.
Доступная исследователям статистика по другим художественным музеям страны показывает более сложную картину. Социологи приводят среднее число посетителей в год по четырем периодам для 4 художественных музеев – столичных Пушкинского музея и Третьяковской галереи, а также Ярославского и Саратовского художественных музеев.
Во времена последних вздохов соцреализма, в 1985 – 1987 годах в Пушкинский музей приходило 1,084 млн зрителей; в Третьяковскую галерею – 840 тысяч; в Ярославский художественный музей – 340 тысяч; в Саратовский – 198 тысяч.
В следующие три финальные перестроечные годы (1988 – 1990) цифры похожи, только в Третьяковку пришло больше посетителей, а в Ярославский музей – меньше.
В 1991 – 1999 годы ситуация с посещаемостью становится почти критической – 712; 1100; 74; 107 тыс. человек соответственно (Третьяковская галерея удерживает зрителя).
В годы относительной путинской стабильности (2000 – 2006) ситуация с посещаемостью медленно улучшается – 799; 1283; 96; 116 тысяч посетителей в среднем в год.
В отличие от петербургских музеев в ГМИИ им. А. С. Пушкина спад посещаемости начался позднее – в 1990 году, достиг своего минимума в 1991-м. Затем уровень посещаемости стабилизировался и в течение 14 лет колебался между семьюстами и восьмьюстами тысячами посетителей.
Ситуация с Третьяковской галереей была особой, в 1985 – 1996 годах на капитальный ремонт было закрыто историческое здание в Лаврушинском переулке, музей работал только в здании на Крымском валу в выставочном режиме. И именно за их счет был обеспечен пик посещаемости на рубеже девяностых.
В Ярославском художественном музее произошел резкий спад посещаемости в 1987 году, когда начался капитальный ремонт здания музея. После его завершения был небольшой пик и снова обвал – 47 тысяч посетителей в 1996 году. Только в последние четыре года количество посетителей превысило сто тысяч человек.
В Саратовском художественном музее в 1992 году произошел обвал посещений. Только в 1996 году уровень посещаемости преодолел планку в 100 тыс. и стал постепенно увеличиваться.
комментарий
Валерий КОЗИЕВ, ведущий научный сотрудник отдела социально-психологических исследований ГРМ.
- Почему, на взгляд социолога, минимум посещаемости петербургских музеев пришелся на относительно благополучные 1996 – 1997 годы, а не на 1991 – 1993-й, когда цены на все взлетели в разы?
- Меня это тоже интересует, но обоснованного ответа на этот вопрос я не нашел. Можно предполагать, что поведение людей в сфере культуры в большей степени зависит от жизненных ориентаций, чем от экономических кризисов. В 1990-е годы началось кардинальное изменение жизненных ценностей наших граждан. В результате этого процесса художественная культура и художественное потребление переместились на периферию жизненных интересов. В то же время подросло новое поколение, которое ценности общества потребления впитало с молоком матери. Думаю, что в конце 1990-х годов процесс трансформации нашего общества (я имею в виду жизненные ценности людей, их мировосприятие) завершился. В музеи ходят не только те, кто любит искусство, а те, чей стиль жизни включает культурное потребление как норму. Решающим здесь является уровень образования.
- Каков прогноз посещаемости на ближайшие 2 – 3 года?
- Думаю, что кардинальных изменений не будет.
- Насколько скажется на посещаемости музеев мировой кризис?
- Этим летом, чтобы попасть в Эрмитаж, нужно было отстоять в очереди несколько часов.
- Подросло поколение эпохи интернета, которому, возможно, музей ни к чему? Его можно посетить виртуально, если вдруг возникнет такое желание.
- Поведение в сфере культуры является одним из существенных элементов стиля жизни, который воспроизводится в каждом новом поколении. Уже сто лет можно слушать музыку, не выходя из дома, а люди продолжают ходить на концерты.
Вадим Шувалов, фото photosight.ru
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом
- Синоптики предупредили о гололеде в Петербурге после "температурных перепадов" 14 марта
- Береговая зона Финского залива почернела после начала работ по сносу «Сестрорецкого курорта»
- Петербуржцы обсуждают новый способ ликвидации свисающих с крыш сосулек
- Впечатляющие очереди в Мурино замороженных горожан в ожидании автобусов