16+

«Читающий человек умеет моделировать собственные фантазии»

23/09/2009

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Андрея Константинова друзья порой называют «профессиональным читателем». По просьбе «812online» известный писатель и журналист продолжает разговор о литературных новинках, которые с его точки зрения, можно назвать удачами и порекомендовать знакомым, а также предостерегает читателей от возможных литературных разочарований.


     

        Вязкость сознания

В последней нашей беседе шел разговор о том, что представляют собой новинки нашего книжного пространства. И я там заметил, что многие российские современные авторы, чьи имена на слуху, грешат тем, что не знают, как закончить свое произведение. И по этому поводу возникает иногда раздражение. Должен сказать, что это не стопроцентная ситуация, что бывают приятные исключения. Наверное, в первую очередь я бы отнес это к роману, роман Андрея Волоса – «Победитель». Я не могу сказать, что это шедевр, который обязан прочесть каждый. Но я искренне аплодирую автору и столь же искренне рекомендую друзьям это прочесть.

Замечу тут, кстати, что очень многие люди из моего близкого окружения почти перестали читать художественную литературу. Возможно потому, что им и без того каждодневно приходится читать и подписывать кучу разных бумаг – сотни страниц разных документов. Но ведь это неправильно. Не так давно, в «АиФ» была опубликована статья профессора Капицы, который говорит, что по социологическим данным 35% населения нашей страны вообще никогда не читают книг. Не то что от случая к случаю, а вообще – никогда. И то, что такая дебилизация происходит у нас столь стремительно, это очень серьезно. Дело в том, что единственное, что развивает мозг, это чтение. Капица утверждает, что это уже научно доказанный факт. А у многих иллюзия того, что можно такую работу для мозга получать другим образом. Вот тебе Интернет-общение, вот тебе телевизор, Но это не совсем то, что надо. Прыгание с канала на канал создает такой единый клип из мешанины сериалов, новостей, разных ток-шоу и способствует развитию вязкости сознания. А когда человек книгу читает, он собственный фильм снимает, он становится более грамотным и учится моделировать собственные фантазии, так сказать, монтировать их. Создавать образную историю в своем мозгу. А если человек говорит: зачем я буду читать, я посмотрю одну из экранизаций, то за него эту работу уже сделали, его мозг не трудится, он становится более пассивным. Конечно, он тоже как-то реагирует, но не так совсем. Чтение это особый процесс, а вовсе не один из способов узнать, кто такая Анна Каренина и кто ее столкнул под паровоз.

Так вот: Андрей Волос. Это хорошая литература, это книга с началом и концом. Это внятно изложенная история человеческой судьбы, такая историческая картина, рассказывающая о том, как мы входили в Афганистан. Это, в какой то степени, очень хорошая журналистская работа, в ней есть элементы исторического расследования. Все мы привыкли считать, что исключительно «Альфа» взяла штурмом дворец. Такие они молодцы, их было в десятки раз меньше, чем обороняющихся… Волос же в своей книге рассказывает о мало кому известном подразделении, которое называлось «мусульманским батальоном» Главного разведуправления. Но это не бродилка-стрелялка. Это история человеческой судьбы, офицера КГБ, который участвовал в этих событиях. История его нравственного выбора. Красивая и трагическая история. Лично меня она зацепила. Думаю, что и фильм интересный можно было бы по ней снять. Повествование здесь идет в нескольких временных пластах. Может быть, это и лишнее как раз было, может и утяжелило роман. Хотя, надо сказать, что для «неторопыг», для тех кто любит неспешное чтение, ничего в этом страшного нет.

Я с Андреем Волосом не знаком, не знаю как он выглядит, совершенно нет у меня никаких оснований его пиарить. Более того, когда я прочитал аннотацию и, узнал, что он лауреат Государственной премии, появилась легкая предвзятость к автору. Потому что с моей точки зрения, Государственную премию должны получать какие-то абсолютные шедевры, о которых говорят все. И я не мог понять, почему это прошло мимо меня. Но всякая предвзятость рассеялась в процессе чтения романа.

        Почти ювелирная работа

А есть другой автор, известный многим, с которым у меня, кстати говоря, хорошие и теплые отношения – Леонид Юзефович. У него недавно вышел роман «Журавли и карлики». И я его стал читать, в том числе и потому, что очень хорошую рецензию Виктора Топорова прочел в журнале «Город-812». (Хотя, надо сказать, что рецензии Топорова особенно интересны, когда он обрушивается, ругает, снимает маски и т.д. Когда он хвалит, становится более скучен. Но это закон драматургии: конфликта нет, так нет и интереса.) И я немножко расстроился, прочтя роман, потому что большего ждал. Может быть потому, что когда прочитаешь что-нибудь такое очень-очень хорошее от автора, ждешь, что эта планка будет перепрыгнута, что будет установлен новый рекорд. А мне кажется, что, к сожалению, этого не произошло. Я не могу сказать, что роман «Журавли и карлики» по силе сравним с его же романом «Князь ветра», который в свое время стал лауреатом Национального бестселлера абсолютно заслуженно. Замечательная вещь. С ритмикой, настроением, внутренней музыкой, мастерски сплетенной композицией, из нескольких временных пластов. Но там это обосновано начальным замыслом. Это почти ювелирная работа. Потрясающая историко-этнографическая база. Все это очень брало за душу. С романом «Журавли и карлики» этого не случилось. Хотя он тоже из разных временных пластов и идет там повествование о судьбе. И он не плох, он читается. Но когда дочитываешь, возникает вопрос: и что, в чем литературная мораль? Я не мог ее для себя сформулировать, и вот сейчас, когда я это произношу, мне страшно неловко, потому что я очень люблю писателя Юзефовича, но это не от отношения к нему. О чем эта вещь – очень трудно сказать. О времени и людях. Это роман о 91-м годе, о каких-то более поздних событиях. Там нет такого сюжета. Чем он, с моей точки зрения немного и подвисает, что появляется все-таки серьезная размытость, неоднозначность сюжетной линии. Не буду пересказывать – это такое ныряние в глубь себя, наверное, и в то время. Но, хотя это уже история, оно еще очень недалеко от нас. Конечно, это не бесполезное чтение, книга все равно дарит какие-то ассоциации и оттолкнувшись от нее, заставляет подумать о чем то о своем. Но не уверен, что это основная функция художественной литературы. Потому что, как мне объяснял один режиссер, есть музыка, когда ты не следишь за музыкальной фразой, а просто начинаешь о чем то грезить. То ли о мулатках, то ли о своей первой школьной любви, то ли о том, как ты придешь на работу и всех поувольняешь. Очень подходяще для фитнесс-клубов и СПА-салонов. Но все имеет право быть. И от самых разных вещей люди могут получать искреннее удовольствие. У кого, какую струну, вдруг заденет.

Я не случайно о Волосе и Юзефовиче говорил во второй серии нашего рассуждения о литературном процессе. Я считаю, что это намного лучше того, что мне удалось почитать из последнего финала национального бестселлера. Но эти книги почему то туда не попали. Хотя я считаю, что и у Юзефовича, и уж тем более у Волоса, на это должно было быть побольше шансов, чем как то у кого то другого.

        Недоеденный «пирожок»


Скажу несколько слов о последнем опусе Сергея Лукьяненко «Недотепа». Прочитал, и в некой растерянности оказался. Это, наверное, книга для какого то среднего школьного возраста, но в то же время, вроде и нет. Если для школьного возраста, то я не уверен, что порекомендовал бы эту книгу знакомым детям такого возраста. Ну какая-то такая она уж больно сладенькая, гладенькая, какая-то такая она предсказуемо-политкорректная… Надеюсь, что он над ней не творил, а просто работал и получал за это гонорар.

Ладно, не будем на этом заостряться. Расскажу о чем-нибудь хорошем.

Есть один автор, интересный тем, кто любит исторические романы. Легкие, в которые можно просто нырнуть. Это Саймон Скэрроу с его книгами: «Римский орел» и «Орел-завоеватель». У меня историческое образование и историей Рима и римских завоеваний я не был обделен. И могу сказать, что с точки зрения выстраивания текста в соответствующих антуражах ничего особо слух не режет, наоборот, очень интересно. Узнаете, что такое римский легион, как он устроен. Более или менее выстроен сюжет с элементами детектива. В общем, хорошее историческое чтиво. (Конечно, это не мой любимый Бернард Корнуэлл, которого я просто обожаю, и не только за его Ричарда Шарпа – у него есть чудесные исторические романы. Я выше всех у него ставлю трилогию о короле Артуре. Очень сильная вещь). Я думаю, что Саймон Скэрроу, это скорее развлекательное чтиво. Но не это плохо, а то, что повествование обрывается в конце второй книги. И тут выясняется, что это серия чуть ли не из семи романов, но третий роман еще только в переводе, все остальное, в связи с кризисом могут и не выйти. Я просто как читатель позвонил в издательство с вопросом: «А где можно купить следующую часть этого пирожка?» Оказывается, нигде! Читайте по-английски. Я по-английски могу, но не получаю от этого удовольствия, т.к. чтение превращается в серьезную работу. Читать нужно, растворяясь в тексте, для этого нужно быть как минимум «билингвом», чтобы получать такое же удовольствие, как и от русской версии текста.

        Увлечение крестоносцами

Что еще интересного хотелось бы посоветовать из книг схожей направленности? Есть такой автор Пол Доуэрти (в некоторых версиях Пол Догерти). У него в одной серии вышло три романа: «Сатана в церкви», «Корона во тьме» и «Соглядатай его величества». Это средневековая Англия. В центре сюжета – чиновник-детектив, распутыватель сложных ситуаций. Еще есть его же роман «Крестоносец. За Гроб Господень». Впрочем, не роман, скорее пересказ профессионального историка. Автор основательно описывает, что из себя представлял первый крестовый поход. Я лично почерпнул оттуда не слишком много, поскольку раньше увлекался крестоносцами. И все же текст хороший, читается.

Хочется сказать о еще одном произведении, которое меня заинтересовало. Но опять возникает проблема следующих частей. Вышла книга, которая видимо раньше издавалась, но не попадалась мне на глаза. Я говорю о Уилбуре Смите, достаточно известном писателе. Есть у него роман «Когда пируют львы». Привлекает внимание само место действия: Южная Африка, накануне англо – бургской войны. Но это не детектив. Это такая сага семейная, которая интересна собственно этнографией, поворотами человеческих судеб… И вот все это в какой-то момент цинично обрывается издателями! Где искать продолжение, совершенно непонятно. Тем более книги такого плана не издаются бешеными тиражами.

Все о чем я говорил сейчас, не требует какого-то такого особого труда для чтения. И в то же время,  не стыдно такие вещи и читать, и рекомендовать другим.      

______________________________________________
  Далее: 

«Никаких офицеров в 1941 году в Красной армии не было»
«Разжалованный» – это живопись и драматургия в одном флаконе
«Чтобы написать о Михалковых, нужна гражданская смелость»
«Телефонный справочник – это тоже полезное чтение»











Lentainform