16+

Опытных бортпроводниц сокращают, чтобы заменить их моделями

28/09/2009

Опытных бортпроводниц сокращают, чтобы заменить их моделями

В минувший четверг летчики и стюардессы ГТК «Россия» провели в Петербурге акцию протеста. С 1 декабря 2009 года из парка авиакомпании выводятся все самолеты Ту-154 и увольняются все работавшие на них летчики, авиатехники и бортпроводники. Из-за этого пассажиры какое-то время не смогут летать в Архангельск и Минеральные Воды. Зато стюардессы будут молодые и красивые.


  Сокращение из парков авиакомпаний морально устаревших самолетов – история не новая. В прошлом году авиакомпания «Сибирь» сократила в один момент сразу 28 самолетов. Исчезли с неба родины Ту-104, Ил-18, Ан-12 и Ил-86. Ту-154 М, однако, к совсем уж устаревшим не относится. По своим параметрам (уровень шумов, безопасность полетов и т.п.) самолет соответствует международным нормам и принимается во всех аэропортах Европы. Только в 2012 году будут изменены квоты по экологическим выбросам, из-за чего, возможно, эти самолеты летать в Европу не смогут.

Тем не менее, авиакомпания «Россия» решила избавиться от самолетов уже сейчас. Под сокращение попадают 10 самолетов Ту-154, обеспечивавшие 20-22% пассажироперевозок, 190 летчиков, 120 авиатехников, 75 стюардесс, которые все поголовно, независимо от фигур, фигурируют в документах под названием «стюарды». В августе профсоюзы авиакомпании получили предупреждение о готовящемся сокращении, в сентябре долго, но пока безуспешно переписывались с правительством вплоть до президента, сейчас перешли к пикетам. На прошлой неделе сокращаемых стали вызывать на ковер группами по 10-15 человек для разъяснительных бесед.

Сокращение не маленькое  – всего в ГТК «Россия» 650 человек летного состава, так что уволят почти 30%. Единственный недостаток этих людей –  относительно меньшая тягловая сила, или грузоподъемность. В авиации такого параметра не существует, и употребляем мы его только для упрощения понимания.  Если эти 30% перевозят 20% всех пассажиров, получается, что в среднем каждый летчик, работающий на Ту-154, перевозит меньше пассажиров, чем летчики других самолетов той же компании. Относительно меньшая грузоподъемность членов экипажа  – не их вина, а конструктивная особенность Ту-154, экипаж которого составляет 4 человека – 2 пилота, штурман и бортинженер, в то время как для управления более современными Боингом-767 или Эйрбасом (Airbus) достаточно только 2 пилотов (штурмана и бортинженера заменила автоматика). Насколько безопаснее самолет с автоматикой, вопрос спорный.

– Пока автоматика работает, уровень безопасности самолета с двумя  членами экипажа примерно такой же, как с четырьмя без автоматики, но автоматика иногда дает сбои, – рассказывает Александр Ласкавый, бортинженер Ту-154, теперь представитель исчезающей профессии (он уже выучился за свой счет на второго пилота).

За последние 10 лет известна только одна авиакатастрофа с участием Ту-154, а чтобы пересчитать число аварий с участием Боингов, не хватит волос на голове.

Главную роль в решении руководства ГТК «Россия» об увольнении и сокращении самолетов, очевидно, сыграли соображения экономии. Ту-154 слишком прожорлив. Кроме того, минус 2 человека летного состава на каждый самолет – это минус 2 зарплаты. У летчиков и бортинженеров работа тяжелая и зарплата соответствующая. Так, у первого пилота (командира корабля) Ил-86 при налете 80 часов в месяц она составляла 130-150 тысяч рублей (рабочая неделя – 36 часов, оплачиваемый отпуск – 60 дней). Зарплата второго пилота Ту-154 – 40-60 тысяч рублей.  Переучивание бортинженеров Ту-154 на летчиков «иномарок» обошлось бы в среднем по 4 млн. рублей на человека (тарифы центра переподготовки при Академии гражданской авиации). Проще принять неопытных, которым к тому же не надо платить надбавки за стаж, класс и т.п.

– Имея парк самолетов, за которые нужно регулярно платить лизинговые платежи, компании стараются максимально их использовать, не оставляя резерва, роль которого играли Ту-154. В результате небольшой сбой в работе из-за погоды или поломки приведет к тому, что пассажиры будут мучиться в аэропорту, ожидая вылета, – рассказывает Игорь Морозов, председатель совета профсоюза летного состава. – Из-за состояния аэродромов мы перестанем летать по некоторым традиционным направлениям. Это Минеральные Воды, куда летают только Ту-154, Мурманск, Норильск, Архангельск. Боинги, конечно, тоже неплохие самолеты, но там кресла маленькие, на дальних перелетах пассажиру приходится много часов сидеть в позе эмбриона, правда, экономически такой самолет выгоден.

– В списке сокращаемых находятся наиболее опытные, отработавшие в компании более 10 лет, – рассказывает Валентина Воронина,  председатель Свободного профсоюза бортпроводников (сама работает стюардессой 27 лет). – Они имеют 1-й-2-й класс обслуживания, допуск на международные линии. У многих правительственные награды и бесценный опыт чрезвычайных ситуаций, таких как разгерметизация самолета, угон и захват судов, инфаркты, инсульты, эпилептические припадки, драки на борту. Такие ситуации бывали – начинается с 2 человек, дальше и 4, и 10, никто не может справиться: ведь в самолете нет для этого специальных людей, экипаж должен управлять самолетом. В таких случаях  спасали только опытные бортпроводницы.

– Они владеют приемами ушу?

– Они владеют собой. Я знаю женщину, которая прекратила массовую драку на борту, включив аварийную систему пожаротушения: драчунов засыпало пеной. Конечно, это не было предусмотрено никакими инструкциями. 

– Кого же берут взамен таких замечательных женщин?

– В последние годы у нас в ГТК «Россия» наблюдается такая тенденция – борт самолета подменяют подиумом топ-моделей: набирают молодых. На них, конечно, приятнее смотреть, чем на меня, например (откровенная неправда – А.О.). Но в 20 лет она еще по-настоящему не любила, ее еще не бросали, и что она сможет сделать в экстремальной ситуации? Той, которая приняла решение о применении пены Со2 на борту во время драки, было около 50.  Борт самолета – это не подиум. Нормальна ситуация, когда хотя бы одна-две стюардессы – опытные. Именно к ним обращаются люди, когда с ними что-то происходит: хотя бы за таблеткой. Я летала недавно на самолете израильской авиакомпании Эль Аль, на пути туда нас сопровождала старшая проводница – женщина 62 лет, остальные – молодые, обратно были двое взрослых мужчин – 62-64 года, остальные молоденькие стюардессы.

В декабре 2008 года в руководство по производству полетов ГТК «Россия» было введено ограничение по возрасту. Таким образом, по словам недовольных действиями ГТК, была нарушена конвенция МОД 111 «дискриминация в области труда», ст.19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и обоих полов. Свободный профсоюз бортпроводников  подал жалобы в Гострудинспекцию, в Транспортную прокуратуру и прокуратуру Московского района, и буквально на днях из органов пришло предписание ограничение в возрасте убрать. Но это ни на что не повлияло – появился список лиц, намеченных к сокращению, который формально с возрастом никак не связан: среди опытных там есть и молодые, и никто не знает, не подмешали ли последних в последний момент, чтобы разбавить коктейль.

После изучения всех цифр у меня появилась крамольная версия, что сами женщины-стюардессы свои сокращения и спровоцировали. Сократить планируется 70 бортпроводников (среди них только 2 мужчины, которых, возможно, еще оставят). А в декрете сейчас находятся 87 стюардесс. Выбрав кого-то одного за неизвестные заслуги, они лишили своего общества тысячи пассажиров. Разве такое могло оставаться безнаказанным?     
 

Алексей Орешкин





3D графика на заказ







Lentainform