16+

Как кризис изменил рынок грузоперевозок

30/09/2009

Как кризис изменил рынок грузоперевозок

Действия властей Петербурга в отношении поддержки малого и среднего бизнеса (создание бизнес-инкубатора, льготное кредитование субъектов малого бизнеса и т.д.) будут эффективны только в том случае, если они станут частью целого комплекса мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. Важнейшим условием его дальнейшего развития является рост транспортной инфраструктуры региона.


  Сегодня петербургский рынок грузоперевозок представлен множеством компаний. Большинство из них чутко реагируют на все изменения в экономике региона, поскольку грузооборот напрямую зависит от уровня инвестиций, оборота розничной торговли, динамики в промышленном секторе. Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году объем грузоперевозок в регионе не сократился. Он изменился качественно, но не количественно.

В период экономической нестабильности предприниматели нашего региона не стали возить грузы меньше, а изменили объем партий товара и частоту перевозки. Это объясняется довольно просто: торговым компаниям гораздо удобней получать небольшие партии несколько раз в неделю, чем крупные, и гораздо реже. Конечно, можно заказывать каждый раз отдельную «Газель» или даже целую фуру, но подобная перевозка малого размера будет экономически неоправданна: иногда переплата может достигать 10-кратного размера. При этом и в Санкт-Петербурге, и во всей Ленинградской области практика отправки грузов в полупустых автомобилях по-прежнему очень распространена. «Лекарство» от такого расточительства существует, и называется оно – «сборные грузы». О динамике рынка сборных грузов в регионе мы решили узнать у представителей «Первой экспедиционной компании» («ПЭК»), одного из лидеров петербургского рынка грузоперевозок.

        Сборные грузы – новый тренд

Чем вызвана такая тенденция в поведении бизнесменов? Для начала все же поясним, что такое сборный груз. Представим ситуацию, в которой вы – владелец сервисного центра по ремонту компьютерной техники. Чтобы быстро и качественно обслуживать клиентов, вам необходимо периодически, примерно раз в неделю, получать комплектующие для компьютеров. Возможно, покупать их придется у поставщиков в регионах. Сделав заказ, даже очень крупный, нужно искать транспортную компанию с приемлемыми условиями.

И тут становится понятно, что полностью кузов автомобиля ваши комплектующие не займут, а гонять полупустую машину невыгодно. В этой ситуации выход один – обратиться в экспедиционную компанию, специализирующуюся на сборных грузах.

Справка: Перевозка сборных грузов – весьма удобный способ перевозок небольших партий, позволяющих сократить расходы на транспортировку,  когда нужно доставить небольшую партию максимально быстро, а целую фуру заказывать достаточно дорого. Малые партии товара объединяются в одну полную для транспортировки, при этом грузоотправители не ограничены в объемах заказа и платят только за место. Сборный груз, предназначенный нескольким получателям, доставляется одним транспортным средством по определенному маршруту. Это экономит время и средства грузоотправителей и грузополучателей.

В наше экономически трудное время, когда в условиях жесткой конкуренции выживает сильнейший, а значит, умеющий правильно строить бизнес-процесс, перевозка сборных грузов становится трендом и флагманом отечественного рынка грузоперевозок, уверяют эксперты «ПЭК».

        В одной связке


Индикатором уровня розничной торговли выступает объем грузоперевозок. Если бизнес развивается – значит, грузооборот увеличивается, и наоборот. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России сейчас находится в зоне роста, но до показателей прошлого года пока не дотягивает. Так, оборот розничной торговли в июле вырос  в сравнении с июньским уровнем на 1,9%, но сократился на 8,2% относительно уровня годичной давности. В результате за 7 месяцев 2009 года снижение данного показателя к уровню годичной давности составило 3,8% против 3,0% за первое полугодие 2009-го. Следует отметить, что в середине 2008 года шел слишком быстрый подъем розничной торговли на фоне мощного потребительского кредитования, финансировавшегося за счет внешних заимствований банков. Поэтому сейчас можно утверждать, что в скором времени состояние розничной торговли стабилизируется.

Кстати: Нереализованность потенциала автомобильного транспорта в России очевидна хотя бы в сравнении с Европой, где ситуация прямо противоположна. «Благодаря развитой автодорожной инфраструктуре и преобладанию внутрирегиональной торговли над экспортом автомобильный грузооборот более чем впятеро превышает железнодорожный. Причем в течение десятилетия благоприятной экономической конъюнктуры грузовые железнодорожные перевозки в Европе в целом стагнировали, в то время как грузооборот автомобильного транспорта вырос более чем на треть»,- считает заместитель управляющего директора ИК "Ленмонтажстрой" Денис Дёмин.

Транспортные компании сейчас отмечают рост объемов перевозок. Несомненно, это связано с некоторой стабилизацией положения малого и среднего бизнеса. «Предприниматели адаптировались к новым условиям ведения бизнеса и нашли новые направления развития», – уверяет директор «ПЭК» в Санкт-Петербурге Алексей Карачевцев.

С учетом положительной динамики основных показателей развития Ленинградской области экспедиторы прогнозируют дальнейший рост объемов грузоперевозок. А спрос всегда рождает достойное предложение, уверяют в «ПЭК».

        Количество не влияет на качество

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке грузоперевозок, современная транспортно-экспедиционная компания должна быть нацелена на долгосрочное сотрудничество с клиентами. Это возможно только в том случае, если в своей работе она использует те логистические решения, которые уже проверены годами и успешно функционируют на отечественном рынке. К прогрессивным компаниям сегодня относятся те, кто стремится к глубокому пониманию и предвосхищению потребностей клиентов, чтобы иметь возможность сделать им правильное предложение  в правильное время с правильной ценой и по правильному каналу.

В настоящее время в России, по оценке экспертов, работают порядка восьми крупных игроков на  рынке автомобильных грузоперевозок. Активных игроков на рынке сборных грузов и того меньше. Что касается мелких и средних отечественных грузоперевозчиков, то большинство этих компаний не способны составить достойную конкуренцию крупным грузоперевозчикам, оперативно отреагировавшим на ситуацию в отечественной экономике и сумевшим найти способ снижения тарифов на перевозки грузов.

Во-первых, по причине того, что небольшим компаниям не хватает собственных оборотных средств. В самой сложной ситуации оказываются те перевозчики, которые связаны кредитами и лизинговыми платежами. Во-вторых, у подавляющего большинства компаний отсутствует четкая система экспедиции на всех этапах, особенно если такие участники предоставляют услуги перевозки сборных грузов – начиная от складской инфраструктуры и заканчивая спутниковым мониторингом автомобилей, – считает Карачевцев.

По поводу сохранности перевозимых товаров клиенты крупных, зарекомендовавших себя компаний могут быть спокойны:  все грузы подвергаются обязательному страхованию. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств нанесенный ущерб полностью компенсируется. И это еще не все. В «ПЭК», к примеру, груз дополнительно упаковывается, чтобы полностью избежать повреждений при перевозке. К тому же перед отправлением и по прибытии груз фотографируется, чтобы впоследствии не возникло неприятных недоразумений.

Кроме того, оказалось, что «ПЭК» – один из немногих автоперевозчиков, который ввел штрих-кодирование груза в Санкт-Петербурге, соответственно погрузка-выгрузка в филиалах происходит посредством сканирования по штрих-коду. На сайте компании открыта страница для клиентов – «Ваш груз», где любой клиент может в режиме реального времени получать информацию о том, что происходит с его грузом. Также на сайте клиенту предоставляется возможность распечатать заполненную доверенность со всей информацией по грузу и счет. В «ПЭК» также введена система спутникового слежения за всеми автомобилями с грузом. В век повсеместного распространения информационных технологий данные сервисы становятся жизненно необходимыми.

Поскольку расстояние для перевозки грузов сегодня бывает самое разное, от нескольких сотен километров до тысячи и выше, набирает обороты отрасль мультимодальных перевозок. Это использование разных видов транспорта при перевозке одного груза. Они используются в случае перевозки на дальние расстояния с целью сокращения сроков. «ПЭК» до конца 2009 года намерена ввести новую услугу – авиадоставка. «Мы будем совмещать авиа и автомобильные перевозки, поэтому схема забора и доставки груза для наших клиентов не изменится. Изменится лишь время перевозки – за 48 часов мы доставим груз в любой город, где есть наш филиал, хоть в Калининград, хоть в Иркутск», – объясняют в «ПЭК».

        Как выбрать надежного партнера

При выборе грузоперевозчика сами экспедиторы советуют ориентироваться на несколько факторов. Во-первых, компания должна предлагать максимально низкие сроки доставки. Это не по силам мелким перевозчикам, поскольку они не имеют постоянного грузопотока, а значит, их сроки доставки будут очень размыты. Только компания с большим опытом сможет доставить груз за разумные сроки.
Во-вторых, уровень тарифов. Если они заметно снижены, стоит насторожиться. Демпингующие компании, как правило, идут на множество рисков, чтобы все-таки окупить свои услуги.

И наконец, гарантии сохранности грузов, которые предоставляет компания. Чем их больше, тем вероятнее, что груз будет доставлен в пункт назначения в целости и сохранности. Только надежная компания может полностью поручиться за качество перевозки.
С.К.

Справка: На сегодняшний день у «ПЭК» открыты филиалы в 55 крупнейших городах России. Только в период с декабря 2008 года по март 2009-го ПЭК открыла 5 новых филиалов. «ПЭК» не только может доставить груз весом от 1 кг до 20 тонн, но и принять на ответственное хранение  – общая площадь складских помещений «ПЭК» составляет более 100 000 метров.      
 


Необходимо доставить груз из дальнего или ближнего зарубежья? Специально для вас быстрые и качественные автомобильные грузоперевозки из стран Европы, Китая, Казахстана в любую точку России. К каждому клиенту индивидуальный подход. Предложение на сайте soyuzcargo.ru .











Lentainform