16+

Что такое ПИ-ТВ и чем оно отличается от И-ТВ

05/10/2009

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Давно хотел развить общую теорию современного ТВ. Общая теория, как фурункул, – должна созреть. Наконец, созрела.


  Это у ГЭС и других сложных технических сооружений выработан ресурс, созданный еще при социализме. А у ТВ советский ресурс неисчерпаем, и, пользуясь этим ресурсом, оно создает оптимистический образ России, устремленной к 2012 году и далее. Про годовщину взрывов в Москве практически ни звука, какие-то негативные сообщения если и появляются, то тонут в потоке новостей позитивных. Если же есть угроза нарушения баланса, то о результатах, скажем, расследования причин аварии на СШГЭС просто не сообщают. Концепция зрителя Первого, Главного и НТВ основана на том, что за 30 – 40 дней он все забыл.

Иными словами, ТВ в лице Первого, Главного (ВГТРК «Россия») и НТВ – это хорошо смазанная машина по производству хорошего настроения. Список новостей, которые сообщает, скажем, «Эхо Москвы», иногда полностью не совпадает со списком новостей «машины оптимизма». Но это никого не смущает. То есть логика требовала бы закрытия и «Эха Москвы», и отключения России от интернета, но этого не происходит, что позволяет диагностировать рост цинизма и – в виду 2012 года – дальнейшее развитие политтехнологий, исключающих влияние электората на реальную жизнь.

Концепция развития, таким образом, включает создание системы резерваций, в которых циркулируют сообщения: ТВ, с одной стороны, интернет – с другой. От интернета ТВ отличает важный момент: если интернет есть резервация для тех, кому нужна новая информация, то специфика ТВ заключена в том, что ТВ предназначено для тех, кому новая информация не нужна в принципе. Отсюда, например, бесконечные повторы сериалов или характерные высказывания депутатов Думы и членов СФ, членов правительства и т.п., которые произносят слова, но не выражают при этом какую-то мысль. Если Познер на церемонии вручения ТЭФИ вдруг произнес что-то незапрограммированное, то Пятый по техническим причинам это удаляет, ибо сама техника на ТВ не выносит чего-то не известного заранее, не тривиального. И сразу отключается сама собой.

Если новизна и есть, то она касается исключительно частных историй, не имеющих общественного значения. Например, как у Орбакайте отняли сына, чтобы потом продать Пугачевой за большие деньги. Или уже совсем бредовые программы Первого – «Модный приговор» и «Малахов плюс».

В сущности, за 10 путинских лет ТВ самых массовых каналов проделало путь от информационного к  постинформационному (ПИ ТВ), и это важнейший итог. Цель ТВ-минус – делать смешно, красиво и иногда – для любителей – немного страшно. Но без информации о реальности. Пятый может показывать фильмы про расстрел директора «Елисеевского», про «дело букинистов» или про «книги нашего детства», но никому и в голову тут не придет делать фильмы-расследования об аварии на СШГЭС (хотя институт гидротехники им. Б. Е. Веденеева рядом), о взрывах домов в Москве или хотя бы о скандальной истории строительства второго здания Мариинского театра, которая за шесть с лишним лет превратилась уже почти что в сагу.

Новый сезон дал три блестящих примера, которые демонстрируют ПИ-ТВ. Первый пример – ВГТРК. Это самый блестящий пример, потому что для нового сезона телекомпания не подготовила вообще ничего нового.

НТВ предложило «новинку» в виде серийного явления на экране (по воскресеньям вечером) А. Кашпировского. Во-первых, особая прелесть заключена в том, что «новинка» эта с 20-летней бородой, во-вторых, оформлено все «под Бэтмена», в стиле хорошо знакомой по фильмам готики комиксов (или комической готики), то есть и тут ничего нового нет. Мчится по пустым пространствам таинственный черный гигантский супермобиль, везет Кашпировского, как сказано в этом «кино», в его «тайное убежище» – таинственный черный гигантский замок с башенками, расположенный неизвестно где. Тема же передачи выбрана тоже готической: обратный ход из смерти в жизнь. Один мужчина не стареет после того, как обгорел в пожаре; другой побывал в пожаре – и у него седые волосы вернули пигмент. Девушка в 26 лет выглядит на 75 – наоборот, стареет очень быстро, и ее пытаются лечить.

А артист Александр Пороховщиков заявляет, что в 75 чувствует себя на 40, и между ним и целителем начинается многозначительный ночной разговор о «неумирании» и «обратном ходе». Тут же Кашпировский прямо на камеру якобы являет чудо омоложения пальцев Пороховщикова (правда, ничего заметно не было) и сообщает, что одному еврею удлинил в Израиле культю на 10 см… Еврея тоже не предъявили. Наконец, нашли еще сумасшедшую тетку, которая увлечена крионикой: свою умершую мать она не похоронила, как делают нормальные люди, а заморозила в каком-то частном учреждении в деревне Алабушево. И сама после смерти собирается нырнуть в жидкий азот, чтобы когда-нибудь, когда научатся возрождать умерших, ее разморозили, и тогда она вместе с любимой мамой увидит, каких успехов достигла Россия при десятом президентском сроке Путина. Сюжет заимствован из «Клопа» Маяковского, сама новость про хранилище замороженных трупов относится к 2006 году, но за новизной никто же не гонится.

Про девушку-старушку сообщали еще в 2005 г., и к теме «обратного хода» и Кашпировского она отношения вообще не имеет, поскольку с ней работал пластический хирург А. Тепляшин, владелец центра красоты на Рублево-Успенском шоссе, попутно балующийся со стволовыми клетками, останавливающими процессы старения, но не запускающими развитие в обратную сторону. Однако в винегрет, являющийся гарниром к готическому Кашпировскому, годится все, что угодно.

Наконец, третий блестящий пример ПИ-ТВ – это «Южное Бутово» на Первом. У Райкина когда-то была миниатюра, в которой излагалась классификация смеха. На нижней строке был смех от щекотки. Первый добавил строчку еще ниже: смех от «Южного Бутова». В программе два постоянных «артиста» – Светлаков и Брекоткин (из команды КВН «Уральские пельмени»), по условиям игры (заимствованным из передачи «Слава богу, ты пришел!», СТС) они должны импровизировать, подчиняясь командам, подаваемым модератором в ухо, а к ним добавочно запускают в сценический объем то Ксюшу Собчак, то Веру Брежневу, то Жанну Фриске – все, естественно, одеты полегче и так или иначе привязаны к дивану… Команды модератора, естественно, глупые, что здесь означает «смешные», а импровизировать никто не умеет, потому что надо быть артистом. Здесь же собрались ребята и девчата, наоборот, с потребностями: у Брекоткина, например, не хватает нескольких зубов, а Светлаков взял кредит на квартиру в Москве, но из-за кризиса число концертов в провинции и в клубах уменьшилось… Хочешь не хочешь, а придется целый год кривляться.      
 

Михаил Золотоносов








Lentainform