16+

Частные клиники мечтают о радикальной реформе системы здравоохранения

08/10/2009

Частные клиники мечтают о радикальной реформе системы здравоохранения

В конце сентября в Петербурге врачи и чиновники дружно заговорили о наболевшем. Самые острые вопросы здравоохранения стали предметом дискуссии на III Всероссийском медицинском форуме «Частная медицина России-2009». Видимо, наболело всерьез: форум, организованный Ассоциацией частных клиник Петербурга, продолжался два дня и степенью сосредоточенности участников напоминал врачебный консилиум. Корреспондент «Города-812» побывал на форуме и попытался понять, что же именно беспокоит российскую медицину и чем это может обернуться для ее пациентов.


        Не с пустыми руками

Два докризисных форума ассоциации, в которой сейчас 14 клиник, были призваны заявить государству о том, что частная медицина существует. Теперь, по мнению медиков, государство это заметило, и можно двигаться дальше. «Мы собрались на форум, во-первых, чтобы обменяться мнениями, опытом работы, – сообщил  генеральный директор клиник «АВА-ПЕТЕР» – «Скандинавия» Глеб Михайлик, – а во-вторых, чтобы попытаться продемонстрировать власти, что частные клиники активно работают и хотят добиться равных правил игры с государственными». По словам Глеба Михайлика, третий форум важнее и потому, что он проходит в пору кризиса. Время, когда нет денег, лучше всего подходит для поиска нестандартных решений, новое быстрее пробивает дорогу.

Хотя форум и посвящался вопросам частной медицины, им все же заинтересовалась  одна государственная лечебница, петербургская детская инфекционная больница № 5 им. Филатова. Главный врач больницы Александр Голышев пришел к «частникам» без камня за пазухой, но не с пустыми руками. Он принес с собой документ, экономическую программу, цель которой – привлечь инвесторов к модернизации детской больницы, в которой уже 16 лет как не было ремонта. Программа, наполненная финансовыми расчетами, должна убедить чиновников в том, что отдать государственную больницу в управление частному бизнесу – единственный способ превратить ее в современное лечебное предприятие. При этом больница останется в собственности города, и все ее пациенты смогут получать медицинские услуги высокого качества по полисам ОМС. Ведь у самого государства, особенно в кризис, финансовых возможностей для этого нет (как оно само говорит), а инвестор – на то и инвестор, чтобы их найти.

        Пусть течет и горит

Впрочем, по мнению Александра Голышева, вопрос не только в финансах, а в самих принципах управления государственной медициной. «На самом деле деньги есть, – считает главврач детской больницы, – только они неправильно и неэффективно расходуются. Например, нашей больнице бюджет выделяет порядка 15 млн рублей в год на коммунальное обслуживание. Из них ежегодно мы экономим около 5 миллионов – просто за счет того, что вовремя свет выключаем, воду закрываем, и так далее. Это экономия только по одной статье. Я обращаюсь в городской комитет здравоохранения: дайте мне сэкономленные пять миллионов, чтобы я в нашей больнице стеклопакеты поставил. Не положено – комитет забирает у меня эти деньги и «закрывает» ими больницы, которые средства перерасходовали. Возникает вопрос: а зачем мне тогда экономить? Да и пусть все течет и горит! Но с «частником» государство будет совершенно иначе разговаривать – он эти 5 миллионов получит. Частный бизнес считает свои деньги, сегодня он управляет эффективнее».


На Западе подобные проекты – обычное дело. У нас законодательная база для их реализации тоже существует, и если у Александра Голышева все получится, это будет первый в нашей стране успешный проект государственно-частного партнерства в медицине.

«Все будут довольны, – уверен Александр Голышев. – Пациент – потому что сможет получать качественную и доступную медицинскую помощь. Государство – потому что сможет ее обеспечить для граждан. И бизнес тоже будет доволен, ведь он, вложив средства, получит обратно все то, что потратил, с прибылью. А пока ситуация в медицине выглядит как дорога, по которой параллельно едут государство и бизнес, нигде не пересекаясь. А общество, потребитель – лежит на обочине».

Чиновники Голышева слушали внимательно, но комментариев никаких не дали.

        Частный случай

Опытом состоявшегося сотрудничества с государством смог поделиться только Глеб Михайлик. Клиники «АВА-Петер» и «Скандинавия» принимали участие в государственных программах лечения бесплодия, а сейчас владеющая клиниками компания при поддержке правительства Татарстана строит крупный перинатальный центр в Казани. Под эту клинику город отдал медикам старинное полуразрушенное здание. Таким образом, правительство Татарстана, помогая частному медицинскому бизнесу, решит две задачи: обеспечит своих граждан качественным лечением и спасет памятник архитектуры.

Но все эти примеры, на взгляд Глеба Михайлика, – это отдельные победы, а вообще-то государство очень неохотно допускает частную медицину к участию в оздоровлении нации.

        Что выберем, за то и заплатят

По-настоящему изменить ситуацию сможет лишь кардинальное реформирование российской системы здравоохранения. Причем, по мнению руководителей частных клиник, изменить ее нужно таким образом, чтобы пациент, например, мог иметь право выбора лечебного учреждения вне зависимости от формы собственности.

Для этого страховые деньги должны «ходить» за пациентом – какую клинику он выберет для лечения, той фонд ОМС и должен за него заплатить, и не важно, частная она или государственная. Кроме того, пациент должен иметь право на софинансирование медицинских услуг. Если он выберет клинику, в которой лечение стоит дороже, чем предусматривают тарифы, ему должно быть разрешено за себя доплатить.

Такая система принята во многих развитых странах мира. Она, как считают менеджеры частных лечебниц, обеспечит здоровую конкуренцию на рынке медицинских услуг.

        Передышка

О конкуренции в медицине говорили на нескольких заседаниях. Так, менеджеры частных клиник считают, что в бюджетных лечебницах не должны представляться услуги за деньги – ведь все ресурсы они получают от государства бесплатно. И здания, и оборудование, и материалы для работы. Почему же пациент должен еще раз за это платить?

«Это как если взять таксиста и человека, который «халтурит» на служебной машине, – приводит пример генеральный директор ООО «Корис» Лев Авербах. – Один свою машину починит за счет хозяина, и у него же возьмет бензин. А другой – все сам, за свои деньги. При этом цены для пассажиров оба назначают одинаковые. Так и в медицине: частные клиники за все платят сами, а государственные, не неся никаких затрат, почему-то тоже стремятся продавать услуги, и практически по тем же ценам. А раз им дают такую возможность, то свою прямую обязанность – оказание бесплатной медицинской помощи гражданам – они выполняют с неохотой. Зачем, если ее можно продать? А людям, потребителям, когда им плохо и нужна медицинская помощь, не до того, чтобы рассуждать, справедливо ли это. Самое главное – вернуть здоровье, поэтому все платят»

Частные клиники давно бьются за запрет на оказание платных услуг в государственных лечебных учреждениях. Но на форуме отметили: сейчас бюджетным лечебницам живется труднее, поэтому кардинальные предложения отложили до лучших экономических времен.

        Своя правда

Зато в отношениях клиник со страховщиками кризис проблемы, наоборот, обострил. Медики и раньше упрекали страховые компании в задержках платежей за своих клиентов, а теперь деньги запаздывают все чаще. Но у страховщиков – своя правда. «Сейчас что получается? Страхователь экономит на всем в связи с нестабильностью, – размышляет директор по медицине СК «Капитал Полис» Валентина Тихоненко. – Сокращается количество страховок, уменьшаются объемы медицинских услуг, в то же время клиники стараются уменьшить нам тарифы по страхованию».

По оценке участников рынка, объем страховых сборов по ДМС уменьшился на 19%, а выплаты клиникам от страховщиков выросли на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года. «Мы призываем наших партнеров относиться к нам по-партнерски, – говорит Валентина Тихоненко, – хотя бы в этот сложный период. Сейчас мы всерьез озабочены тем, как работать дальше, поэтому и присутствуем на форуме».

        И бесполезное полезно

В форуме приняли участие руководители и менеджеры более 200 частных клиник из разных городов, страховщики и чиновники федерального и регионального уровней власти. На завершающем заседании форума все они собрались вместе, чтобы обсудить и принять меморандум. Его назвали «О возобновлении закона о частной медицине».

По мнению организаторов, этот закон поможет достичь «государственного признания частной медицины и полного равноправия государственных и частных медицинских организаций», а это необходимо для создания «эффективной национальной системы здравоохранения».

Самое активное участие в обсуждении принял заместитель председателя Комитета по здравоохранению правительства Петербурга Фарит Кадыров. Он же внес самое большое количество поправок в текст меморандума. И, высказывая свое впечатление о двухдневной работе форума, заметил: «Любые семинары и конференции наряду с полезным и интересным имеют один общий недостаток. Он заключается в том, что каждый приезжает с надеждой получить что-то полезное именно для него, но для этого вынужден прослушать и перелопатить достаточно большой объем информации бесполезной. С другой стороны, и это информация бывает полезна тем, что рождает собственные мысли. Которые, в свою очередь, всегда полезны... даже если они и бесполезны».

 


Другой чиновник, но федеральный – заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко – никакой бесполезности в форуме не обнаружил и поблагодарил Ассоциацию клиник за социальную инициативу: «Благодаря активности Ассоциации уже проведена большая работа. Представители власти видят необходимость в изменениях законодательства, и в ближайшее время от имени ФАС будет подготовлен доклад о «Состоянии конкуренции в здравоохранении России», который отразит все наболевшие вопросы в этой области».      


____________________________________________________________
 Комментарий: 

Наталия Шумилова, генеральный директор СК «Медэкспресс».

– У медицинских учреждений и страховщиков всегда были несколько разные взгляды на объем и стоимость медицинских услуг, которые должны предоставляться пациентам с полисами добровольного медицинского страхования, – говорит – Но если до кризиса застрахованных было много, страховые сборы по ДМС росли, и это смягчало все разногласия, то в новой экономической ситуации они обострились и мешают работать. Количество страховок сократилось, объемы страховых премий снизились, а клиники постоянно повышают стоимость медицинских услуг. Получается, что все страховые компании, заключившие в прошлом году договоры по определенным ценам, вынуждены платить больше.

Страховые компании в индивидуальном порядке пытаются решать вопросы по сдерживанию роста цен в клиниках, была и не очень удачная попытка объединиться и совместными усилиями договориться с медицинскими учреждениями. Мало того, Федеральная антимонопольная служба обвинила Союз страховщиков в сговоре и нарушении антимонопольного законодательства — из-за попыток коллективного влияния страховых компаний на цены. Поэтому сейчас каждая страховая компания, в силу своих возможностей и личных отношений с медучреждениями, эти проблемы решает сама. Наша компания старается дать возможность медицинским учреждениями заработать, поставляя достаточно большие объемы застрахованных — мы все-таки входим в число лидеров рынка. Стараемся их сконцентрировать в тех клиниках, которые идут нам навстречу в вопросах цены. Потому что если совсем никак не влиять на цену, если пропорционально росту цен на медицинские услуги увеличивать стоимость полисов, мы тем самым поставим в сложное положение наших клиентов. Таким образом, взаимопонимание — это сейчас единственная возможность решить проблему.
 

 

 

Оксана Ермошина








Lentainform