16+

Почему патриарх не комментирует проект небоскреба на Охте?

19/10/2009

Почему патриарх не комментирует проект небоскреба на Охте?

Нынешний визит патриарха в Петербург войдет в историю в связи с чем угодно, только не в связи с самим патриархом. Так совпало, что на время пребывания Его Святейшества в «городе на Неве» пришлось не только самое крупное выступление горожан против строительства «Охта-центра», но и демарш министра культуры, отправившего заключение Росохранкультуры о небоскребе в прокуратуру.


  Его Святейшество в курсе. И жил он близ Охты, и служил в тот день, 10 октября, на Охтинском кладбище панихиду по своим родителям. Должны же они были подсказать ему оттуда, что и когда нужно сделать. И люди шептались: он же умный, ну не может он не высказаться, такой день, одно к одному сходится. Но он не сказал. Ни кулуарно, ни в прессе. На протокольное заседание синода, где патриарх рассказывал о своих турпоездках «в Украину» и «на Беларусь», никто и не рассчитывал…

Патриарх, как думается, промолчал не только потому, что все «питерские», переезжающие в Москву, перестают быть «питерскими» и становятся «московскими». Небоскреб в Петербурге – это не та ситуация, когда можно оставаться над схваткой «манкуртов» (у Чингиза Айтматова были такие, отринувшие собственную историю) и нормальных людей. В схватку вступили властные элиты, и Петербург с его «небесной линией» стал в ней разменной пешкой.

Еще никому не понятно, кто стоит за демаршами министра культуры и Росохранкультуры. Но патриарх уже просчитывает. Если победят противники «сырьевой экономики», то всегда можно будет сказать, что и я был против небоскреба, только момента подходящего не было, чтобы сказать об этом. А если все останется по-старому?

Это похоже на правду. Защитники Петербурга не удостоились патриаршего внимания, зато приглашение на 200-летие СПб духовной академии получил Алексей Миллер. В этой истории Кирилл показал себя как верный газпромбайтер Кремля, который не намерен ссориться с петухом, откатывающим ему золотые яички Фаберже. «Газпром» выступает спонсором и патриархии, и академии, это диктует нормы поведения. Складывается впечатление, что дух и газ в сознании современных церковных функционеров стали взаимозаменяемыми явлениями. И духовное образование готово превратиться в «духпром», еще одну сырьевую отрасль России, готовящей не переработанный продукт для «удовлетворения религиозных потребностей» населения в виде специалистов по отпеваниям и панихидам …

Способ, которым патриархия решила отпраздновать юбилей академии, тоже наводит на размышления. Все силы были брошены на роскошный прием более 600 гостей, тогда как сама богословская наука – настоящее ноу-хау СПбДА, была отодвинута на задворки праздника. Знакомство с программой «научно-богословской конференции» удивляет скудостью происшедшего с его мелкотемьем и междусобойным характером, что противоречит с настоящими возможностями РПЦ. К тому же конференцию назначили на утро после торжества, когда у всех нормальных людей бывает похмелье. Ни одного епископа, кстати, на этом мероприятии и не было.

Все это о том, что ни стратегия, ни тактика в эпоху нового патриаршества не поменялись. Богословские образование и наука не стали приоритетом нового понтификата. И награды к празднику получили люди, которые до этого усердно разваливали духовное образование в Петербурге. А протоиерей Георгий Митрофанов, имеющий порядочность говорить правду о прошлом, был вычеркнут патриаршей рукой из всех наградных списков.

И здесь присуждение патриарху степени доктора богословия во время праздника выглядело символично. Доктором какой теологии хочет быть Его Святейшество? Может быть, речь идет о технологии, которая позволяет приспосабливаться к текущему моменту? Зато Петербург теперь объявлен «синодальной столицей России». Вдобавок к изобретенным эпитетам «культурная» и «криминальная».      
 

Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия











Lentainform