16+

Чем литературная премия миллиардера Прохорова отличается от «Белочки»?

09/11/2009

ВИКТОР ТОПОРОВ

На Красноярской книжной ярмарке объявлен шорт-лист впервые присуждаемой литературной премии НОС. Финансируемая фондом миллиардера Михаила Прохорова и курируемая, естественно, его сестрой - литературоведом и издателем Ириной Прохоровой, премия со старта (точнее, начиная прямо со своего названия) продемонстрировала амбициозность пополам с экстравагантностью.


     

      Призванная, как было объявлено, немалыми деньгами поощрять «инновации» как в идейном, так и в формальном плане, она вместе с тем сразу же демонстративно дистанцировалась от традиционной столичной тусовочности. В состав первого жюри вошли тележурналист (почетный председатель); социолог (председатель); поэт, известный как обозреватель радио «Свобода»; обозреватель радио «Свобода», известный как прозаик и эссеист; американский советолог из «бывших наших»;  и авторитетный, по-видимому, журналист из Норильска.

Впрочем, существовала, конечно, опасность, что новая премия впишется в формат пресловутой «Белочки», то есть премии Андрея Белого, также только что обнародовавшей первый после наполовину состоявшегося поздней весной раскола шорт-лист, – и смешанной колонной носатых грызунов выдвинется на литературный гей-парад. Этого, однако, не произошло. Шорт-лист НОСа получился гомерически смешным, но вместе с тем неожиданно интригующим, а в чем-то и актуальным, тогда как голубые белки в очередной раз изготовились нагнать на лесную публику смертную тоску, - и кому они отдадут свой наперсток водки – дело настолько интимное, что критически пенетрировать этот процесс мы не будем из естественного страха запомоиться (как наверняка сформулировали бы все в Норильске). Так что грызуны отдыхают, а у «носатых» на промежуточном финише получилось вот что:

 - Андрей Аствацатуров. "Люди в голом";
– Татьяна Бочарова. «Новочеркасск: кровавый полдень»;
– Лев Гурский. "Роман Арбитман";
– Сергей Носов. "Тайная жизнь петербургских памятников";
– Андрей Степанов. «Сказки не про людей»;
– Елена Элтанг. «Каменные клены».

 Сразу трое наших земляков! Сразу трое наших земляков с произведениями, рассмотренными (причем с разных сторон) на страницах «Города 812»! Колумнист сайта www.online812.ru (Аствацатуров) в том числе! Новый раунд дружеского единоборства двух преподавателей филфака СПбГУ – профессора и доцента! Носов как претендент на премию НОС!

За Сергея Носова я рад особенно, потому что регулярное попадание его произведений во всевозможные шорт-листы кое-кто склонен был злопыхательски объяснять происками петербургско-фундаменталистской мафии. Но вот вам НОС – и при чем тут, спрашивается, петербургские фундаменталисты? Рад и за Аствацатурова со Степановым: первому уже полгода, как «прёт», а второму – наконец-то (и заслуженно) «попёрло».

Роман Лены Элтанг тоже очень хорош (хотя, может быть, и не так хорош, как «Побег куманики», с которым она три года назад едва не взяла «Нацбест»). Во всех четырех книгах, мною только что упомянутых, разумеется, нет ничего новаторского (или, в провозглашаемым НОСом смысле, инновационного), – но литература это, несомненно, изысканная.

Книгу Татьяны Бочаровой я не читал. Как вытекает из названия, это публицистическое исследование Новочеркасской трагедии 1962 года. Тогда, напомню, одновременно повысили цены в магазинах и нормы выработки в шахтах; рабочие вышли на демонстрацию, по демонстрантам открыли стрельбу, вызвавшую серьезные жертвы, а потом, повязав, приговорили к смертной казни «зачинщиков». Напомню, что Михаил Прохоров успел перед самым началом всемирного кризиса выйти в кэш (то есть избавиться от промышленных активов), – и о возможности повторения подобных событий в наши дни пусть болит голова у его бывшего партнера Потанина и у Дерипаски. Так что трактат Бочаровой (качество которого не имеет при таком раскладе значения) не только актуален, но и в некотором роде исполнен ехидства: от нашего стола – к вашему!

Главные проблемы с книгой Льва Гурского «Роман Арбитман». То есть проблем-то на самом деле никаких: скверный прозаик (детективщик и фантаст) Роман Арбитман, пишущий под псевдонимом Лев Гурский, сочинил и издал собственное фиктивное жизнеописание то ли в сослагательном, то ли в желательном наклонении. В книге «Роман Арбитман» вторым президентом России после Ельцина становится не Владимир Путин, а Роман Арбитман – ну, и получается, понятно, еще более дурной анекдот, чем в действительности.

Проблемы возникли из-за того, что книга вышла в оформлении, стилизованном под «молодогвардейскую» серию «ЖЗЛ», – и «Молодая гвардия» подала в суд то ли за плагиат, то ли за контрафакт. Понятно, что никакой это не плагиат и не контрафакт, а пародия. Но понятно и другое: у издателей «Романа Арбитмана» имелся расчет срубить бабло, объегорив покупателей-идиотов внешним видом книги. Тому, кто усомнится в этом, можно напомнить, как десять-пятнадцать лет назад гнали у нас поддельную продукцию знаменитых фирм, изменив в их логотипах одну-две буквы. И ведь находились люди, которые ее – по дешевке – покупали!

Вспоминаю и другую историю, как судились друг с другом петербургские издательства «Амфора» и «Симпозиум»: предметом тяжбы была ширина (в миллиметрах) сетки, нарисованной на суперобложке двух популярных книжных серий. Кто у кого эту ширину скоммуниздил, суд окончательно решил только в третьей инстанции.

В судебной перспективе «Романа Арбитмана» кое-кому видится и политический аспект. Вот, дескать, посягнул на «святое», – а тебя под надуманным предлогом тут же нагнули… Чушь собачья, конечно, – но как раз эта соломинка и может переломить хребет верблюду. Проще говоря, это может заставить двух сотрудников радио «Свободы» и одного американского слависта проголосовать за Арбитмана.

Цена вопроса 700 тысяч рублей. Впрочем, финалистам даже в самом худшем раскладе причитается по 40 тысяч.

А как оно на деле получится, сказать не возьмусь. Премия-то, хоть и новая, но, похоже, веселая.       



_Ранее: ________________________________________________________

Исаев это не Штирлиц, это человек-функция
Чему должна научить власти оптимистическая книга о пьянстве?
Господи, это я, Эдичка!
К вопросу о «брехне Тараса»a>
Долгая жизнь в эпоху перемен
Элегия по умирающему животному
И от этого ушел, и от того
Почему премию «Большая книга» отдали Владимиру Маканину
Домовые котлеты и домовые мухи
Свет земной и небесный
Чужие здесь не ходят
Литературный хит-парад-2008. Версия Виктора Топорова
Литературный критик об авторском кино и его любителях
Можно ли узнать из художественной литературы, чем закончится кризис?
Чем отечественное ТВ заменило борьбу с Америкой?
За что мы, авторы, нас, редакторов, так не любим? И наоборот
Кого понимает под карликами и журавлями писатель Юзефович?
Как Глеб Павловский написал открытое письмо и на что оно оказалось похоже
Зачем на отечественное ТВ вернули В. В. Жириновского?
Зачем Юлия Латынина написала еще один роман про Кавказ?
Почему запрещают «Россию-88» и разрешают «Олимпиус Инферно»?
Что будет делать Михалков после победного для себя съезда кинематографистов?
Хорошо ли быть Гордоном на отечественном ТВ?
Может ли кризис благотворно сказаться на поэзии?
Какие интимные тайны раскрыл в своих записках сексолог Лев Щеглов
Что нового о Сергее Довлатове можно узнать из его первой биографии?
Почему о недостатках и достоинствах «Нефтяной Венеры» Александра Снегирева стоит говорить сейчас?
Евровидение в хорошем смысле
Кто из шорт-листа «Большой книги» получит три миллиона?
Что нового о долларе и нефти можно узнать из антикризисных книг?
Хорошо ли, что «Национальный бестселлер» достался Андрею Геласимову?
Зачем в ТВ смотреть на Мережко и Макса Фрая
Как можно, а как нельзя критиковать в российской литературе. Ответ М.Золотоносову
Москва. Перемирие на реке могут ли петербургские писатели примириться с московскими. И наоборот
Главное в телевизионном кино это не драки и не постельные сцены
Может ли четвертый роман быть лучше первого
Как изменился русский язык под напором кризиса
О злодеях и героях в поэме «День «Зенита»
Какими новыми способами пытается рассмешить зрителя отечественное ТВ?
Почему Тарантино такая скотина?
Надо ли ругать Сергея Михалкова за то, за что его ругают?
Зачем петербургские поэты осенью перемещаются в Крым?
Зачем отечественное ТВ заинтересовалось «проблемой-2012»
Что можно было бы узнать из романа «Околоноля», если бы его написал Сурков про самого себя
Тайная интрига Русского Букера
Зачем писатели на самом деле ходили к Путину?











Lentainform