16+

От депутатов скрывают, как распределяются деньги внутри бюджета Петербурга

17/11/2009

От депутатов скрывают, как распределяются деньги внутри бюджета Петербурга

Экс-глава Контрольно-счетной палаты Герман Шаляпин, являющийся сейчас экспертом фракции КПРФ, – один из немногих специалистов по бюджету в Петербурге, не связанный с городскими финансовыми чиновниками. О том, какие принципиальные вещи не устраивают его в бюджете-2010, он рассказал «Городу 812».


     – Что не так с нашим бюджетом?

- Масса городских и федеральных нормативных актов гарантирует горожанам те или иные возможности, предоставляемые государством, на которые требуется финансирование. Получать образование, медицинскую помощь, ездить по качественным дорогам и т.д. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ все эти гарантии должны быть включены в Реестр расходных обязательств. В этом случае все финансовые обязательства государства можно соотнести с реальными возможностями их реализации. На федеральном уровне предусмотрено представление депутатам реестра вместе с проектом бюджета. У нас, к сожалению, нет.

- Кодекс требует такого реестра для регионов?

- Ведение реестра – обязательное требование для всех уровней власти и местного самоуправления. Это предусмотрено и нашим законом о бюджетном процессе, а его ведение возложено на Комитет финансов. И мы верим, что он его ведет. Однако этот документ находится в зоне автоматизированной информационной системы бюджетного процесса (АИС БП), доступ к которой нам с вами заказан. Убедитесь в этом сами, войдя на сайт комитета.

- Так а практический смысл у этого реестра какой?

- Огромный. Вот сегодня депутаты готовят поправки ко второму чтению бюджета. А какова основа для таких поправок? Кто знает, в какой степени государство профинансировало свои обязательства в сфере медицины, образования или жилищного строительства. С какой из статей снимать деньги, если понадобится перераспределять их внутри бюджета? Если бы такой реестр был представлен, стало бы понятно: образование, допустим, профинансировано на 40%, а милиция – на 90%. Депутаты имеют право изменять бюджет – пусть даже по политическим соображениям. Но у них нет целостной картины, поэтому все изменения, которые предлагает парламент, носят мелкий локальный, либо лоббистский характер.

- Ну, депутаты уже давно не стремятся вносить никакие более-менее значимые поправки в бюджет.

- Депутатам оставляется такая хитрая статья – субсидии муниципальным образованиям. В проекте бюджета она почему-то не расписана – есть просто общая сумма, и парламент может ее распределять по своему усмотрению. Вообще-то в нашем законе о межбюджетных трансфертах сказано, что все основания для предоставления субсидий местным бюджетам должны появиться до 1 июля текущего года. Чтобы Комитет финансов, формируя бюджет, уже знал, какому муниципалитету какая субсидия нужна, и вписал это в проект закона. Но этого не делается. Депутатам оставляется возможность самим распределять эти деньги – я думаю, в данном случае речь идет о том, что раньше называлось депутатским резервным фондом. Но в любом случае, это – крохи бюджета. Трогать все остальное в бюджете они фактически не могут.

- Ну вы же сами говорите, что Бюджетный кодекс не требует от регионов обязательной публикации реестра расходных обязательств.

- Да, по отдельным статьям кодекса тут нарушений нет. Реестр ведется. Но нарушаются принципиальные вещи. Что такое бюджет? Его цель – обеспечение расходных обязательств государства. И исходя из этого, я спрашиваю: а точно ли представленный нам проект бюджета обеспечивает расходные обязательства? Особенно сегодня, в условиях финансового кризиса. Без реестра это проверить невозможно - мы можем либо верить на слово Смольному, либо не верить.

- А есть основания не верить?

- Ну вот парламент только что принял изменения в текущий бюджет 2009 года. Туда в последний момент внесены очень странные поправки. Сначала оттягивается расходование бюджетных средств по системе госзаказа. Нам любят объяснять, что финансирование идет в конце года, потому что оплата происходит по факту выполнения работ. Но у нас масса случаев, когда заказ даже не размещен, то есть конкурс еще не проводился. На 1 ноября не размещено порядка 15% лимита этого года, причем по самым скромным оценкам. А потом принимаются поправки в бюджет. Вместо того чтобы вовремя подготовить документацию и провести конкурс на ремонт дорог, эти деньги переведены на субсидии юрлицам на содержание дорог.

- А в чем принципиальная разница?

- Совсем другой принцип расходования. Капитальный или текущий ремонт – это аукционы, конкурсы, конкретные квадратные метры с актом приемки выполненных работ, а содержание – это, упрощенно говоря, дворник ее метелкой подмел. И сколько раз он подмел, никто никогда не узнает. Причем пока уточненный бюджет не подписан, деньги еще не пошли. Зато можно не сомневаться, что в декабре они в огромных суммах будут потрачены. Вот если бы у нас был реестр расходных обязательств, а также соответствующие задания на предоставление государственных услуг, в которых говорится о конкретном количестве метров отремонтированных за год дорог и их стоимости, эти деньги нельзя было бы перевести с одной статьи на другую, не меняя нормативного акта, на основании которого они выделялись. То есть программы правительства или чего-либо подобного. Я спрашивал главу БФК Владимира Барканова – как повлияла невозможность профинансировать многие статьи бюджета из-за финансового кризиса на содержании реестра расходных обязательств. Он сказал, что после принятия бюджета придется изменять ряд нормативных актов. Но ведь должно быть наоборот.

- А как это происходит на федеральном уровне?

- В Бюджетном кодексе по поводу федерального бюджета прямо сказано: в случае, если проект бюджета не обеспечивает исполнение всех расходных обязательств, правительство представляет в Думу проекты законов, которые изменяют расходные обязательства. У нас все наоборот. Формально это может быть и верно, а по сути, как говорил Ильич, издевательство.       

 Антон МУХИН

 Комментарий

«У Петербурга практически отсутствует долг»

 Борис Копейкин, кредитный аналитик Standard & Poor's:

- Чтобы присвоить городу кредитный рейтинг, необходимо оценить много аспектов. Большое внимание уделяется и финансовым показателям бюджета: ключевым соотношениям текущих расходов и доходов, соотношениям после осуществления капитальных расходов и поступления капитальных доходов. Плюс оцениваем размер долга и условных обязательств (по последним город юридически напрямую не отвечает, например, за «Водоканал» или метрополитен, но в случае возникновения у них проблем, мы ожидаем, что город будет помогать им).

Наибольшее внимание уделяется качеству управления финансами. Петербург в этом смысле отличается консерватизмом и осторожностью. Например, при планировании доходов. В текущем бюджете Петербурга в доходной части предусмотрено 273 млрд рублей. По истечении 9 месяцев получено уже почти 230 млрд рублей. Это порядка 84%. В начале года у города были опасения по объемам поступления по налогу на прибыль. И город довольно осторожно заложил 40 млрд рублей на весь год. А к на 1 октября поступило уже почти 47 млрд рублей.

У Петербурга практически отсутствует долг. В целом у российских регионов долги, как правило, не превышают 20 – 30% от объема бюджета. Тогда как, например, у регионов Германии долг зачастую составляет 200%. Но для них это некритично, поскольку они выплачивают обязательства по этим займам в течение длительного времени - 15 – 20 – 25 лет. Российские регионы часто берут займы в короткую, например, на 1 год. И сумма выплат получается существенной по сравнению с размером годовых доходов.

В 2010 году долг у Петербурга увеличиваться будет очень умеренно. Но давать какую-то окончательную оценку бюджету города на будущий город пока рано. Он принят только в первом чтении и изменения в последующих чтениях и по ходу исполнения в течение 2010 г. могут быть довольно значимыми.

В. С.











Lentainform