16+

Антиалкогольные кампании. Мировой опыт

19/11/2009

Антиалкогольные кампании. Мировой опыт

Россию ждет очередная антиалкогольная реформа. Еще бы, ведь всем известно, что мы – самый пьющий народ в мире. Правительство придумывает все новые запреты (водка не дороже 89 рублей), народ вспоминает неудачный опыт Горбачева, западные СМИ пишут ехидные статьи с заголовками «Медведев пытается оторвать Россию от бутылки». Чем все это закончится – непонятно. А мы попытаемся собрать воедино российский и западный опыт подобных преобразований.


     

Шотландцы пошли по нашему пути?

В статье журнала New Your Times, посвященной антиалкогольной реформе в России, написано, что «водка – основная составляющая жизни в России, которая  «социализирует» человека и одновременно помогает справиться с тяжелыми жизненными реалиями». Однако нам не стоит слишком сильно расстраиваться. Как показывает практика, нет такой страны, у которой нет проблем с пьянством среди населения. Большинство развитых стран в данный момент так или иначе пытается снизить употребление алкоголя среди населения. И на то есть свои причины.
Больше всех паникуют власти Шотландии. В марте этого года американский The Times пишет: «На территории Великобритании сохраняется очень высокий уровень насилия, совершенного под влиянием алкоголя, особенно в северной ее части (Шотландия). Кроме того, эта страна лидирует по количеству смертей, вызванных употреблением алкоголя и по количеству заболеваний циррозом печени в Европе».
Министр здравоохранения Шотландии Никола Стерджен заявляет: «Шотландия занимает 8 место среди самых пьющих стран. Ежегодно мы теряем около 3,2 миллиардов долларов на лечении людей, страдающих алкоголизмом, и на обеспечение безопасности общества от них же. Около 79 процентов преступлений в нашей стране совершается под воздействием алкоголя».
Характерно, что в сентябре этого года  в Шотландии, как и в России, правительство рассматривало законопроект о введении минимальной цены на крепкую алкогольную продукцию. Помогло ли это нововведение Шотландии, пока не известно.
Есть еще одна проблема, которую правительство Шотландии должно решить как можно скорее: на территории страны нет единого возрастного ограничения на продажу алкоголя.
Сами шотландцы считают, что они – суровый северный народ, и любовь к крепким алкогольным напиткам – часть их культуры, с которой не имеет смысла бороться.

На рекламу спиртного в мире слишком много тратят

В прочем, как показывает практика, проблемы с алкоголизмом – бич не только северных стран. Италия – страна где всегда было принято выпить за ужином «немного хорошего вина для настроения» догоняет по алкогольной статистике северные страны. Этим летом Сильвио Берлускони даже пришлось принять кое-какие меры, чтобы начать хоть как-то контролировать растущую страсть к алкоголю среди подростков: он ввел в Милане запрет на продажу алкоголя лицам младше 16 лет.
Как сообщает сайт thejakartaglobe.com, ежегодно в Италии погибает 2800 молодых людей, пьяными садящихся за руль. Для сравнительно небольшой страны это очень высокий показатель.
В этом году 38 процентов опрошенных итальянских подростков в возрасте от 15-16 лет признались, что как минимум раз за последний месяц «напивались до потери сознания». Это на 23 процента больше, чем в 1995 году. Это больше чем в Швеции и Финляндии! Лидирует же в подростковом пьянстве Великобритания, со своими 54 процентами. Виной всему, считают итальянские эксперты, реклама алкоголя, на которую в год тратится как минимум 169 миллионов евро.
Несомненный вред рекламы алкоголя признали не только в Италии. Как сообщает Zeit.de, немецкие ученые из института по изучению терапии и здоровья человека в Киле (Institut für Therapie- und Gesundheitsforschung in Kiel) провели исследование влияния рекламы алкоголя на молодежь. Оказалось, что из 100 процентов немецкой молодежи, 80 процентов никогда не сталкивавшихся с рекламой алкоголя и никогда его не пробовали. А 90 процентов из 100 видевших такую рекламу, уже пробовали те или иные спиртные напитки. Молодые люди, регулярно напивающиеся до потери сознания, по данным исследования, весьма охотно идентифицируют себя с «крутым тусовщиком, пьющим пиво среди пальм и красивых женщин».
Канцлер Германии Ангела Меркель не намерена так все это оставлять. Она также намерена бороться с популярной в Германии «дискотечной заманухой»: платишь несколько евро, и всю ночь пьешь столько спиртного, сколько в тебя влезет.
Методы стандартны: ограничить рекламу алкоголя, следить за тем, чтобы подросткам не продавали алкоголь, повысить налоги на спиртное. По данным немецкого отделения международной организации «Анонимные алкоголики», которая более чем в 150 странах пытается помочь больным людям, в Германии насчитывается более 1,5 млн алкоголиков при населении в 83 млн человек, а на душу населения потребляется более 10 литров чистого алкоголя в год.
В Америке правительство тоже хочет позаботиться о подрастающем поколении. По сообщению time.com, там грядет запрет алкогольных энергетических напитков. Тридцать дней дала Американская Ассоциация продуктов питания и напитков компаниям, производящим коктейли из алкоголя и кофеина на то, чтобы они доказали, что их напитки безопасны для здоровья подростков. Если бизнесмены этого не сделают, то заводы обещают закрыть.

ВОЗ разрабатывает стратегию

С алкоголизмом борются уже не только правительство «на местах», но и глобальные мировые организации. Сайт vovremya.info сообщает, что недавно Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приступила к разработке стратегии, цель которой – сократить потребление алкоголя в мире. Результаты разработок планируется обнародовать в 2010 году.
По данным ВОЗ, в 2004 году от последствий употребления алкоголя в мире скончалось более 2,5 миллиона человек, из них 320 тысяч – возрасте от 15 до 29 лет. Употребление алкоголя является пятой по частоте причиной преждевременной смерти и инвалидности граждан. В связи с этим ВОЗ предлагает ограничить производство и продажу алкогольной продукции, ужесточить правила лицензирования и рекламы этой продукции и сократить число торговых точек. По мнению сотрудников ВОЗ, наиболее эффективной мерой будет изменение государственной ценовой политики в отношении алкоголя.
Этим как раз сейчас и занимается в России Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, которая рассматривает закон о введении минимальной цены на водку (89рублей). Что же, посмотрим, чем все закончится.

P.S: В такой тяжелой ситуации только жизнерадостные испанцы сохраняют бодрость духа. Как сообщает bbc.co.uk, тамошние ученые недавно пришли к выводу, что чем больше человек пьет, тем меньше у него шансов слечь с инфарктом: «Согласно результатам исследования, те, кто пьют лишь один стакан вина раз в два дня сокращают риск своего инфаркта на 35% по сравнению с людьми совсем непьющими. Выпивающие около двух стаканов вина в день, сокращают этот риск более чем вдвое – на 54%.Но странным оказался вывод, что те, кто пьют много – по бутылке в день – также вдвое сокращают риск возникновения инфаркта».



 

Мария СМИРНОВА








Lentainform