16+

Как «остаться в живых» в ночном телеэфире

23/11/2009

ВИКТОР ТОПОРОВ

По Первому каналу в субботний ночной прайм-тайм идут один за другим два глобально раскрученных сериала – прославленный Lost («Остаться в живых»; с годичным опозданием нам показывают Пятый сезон, тогда как Шестой - заключительный - сезон стартует в США только ранней весной) и широчайшим образом разрекламированный «Вспомнить, что будет» (он же – «Мгновения будущего» и «Флешфорварды»).


     

    Оба сериала точнее всего характеризует немецкое слово grossangelegt – то есть не просто «грандиозный», а непременно как нечто грандиозное задуманный.

О сериале Lost написаны целые книги. В Пятом сезоне на таинственном острове появляются Бог-Отец и Бог-Сын (точнее, здесь становится ясно, что это именно они), смертных и не совсем смертных людей то и дело кидает из одной эпохи в другую, отчаянные смельчаки взрывают водородную бомбу, и т.д. Я бы, кстати, порекомендовал читателю обратить внимание на роман Тонино Бенаквисты «Сага», герои которого – кучка разношерстных литературных неудачников, – собравшись вместе, нежданно-негаданно выдают на-гора сценарий сериала вроде Lost. Основной вопрос к создателям сериала «Остаться в живых» заключается, пожалуй, вот в чем: знают ли они сами, чем вся эта как бы космическая история закончится?

Так или иначе, всемирный успех Lost породил многие подражания. Одним из которых стал, например, сериал Fringe («Грань» или «За гранью»), замах которого, впрочем, оказался недостаточным: после интересных первых серий сериал безнадежно завалился в сторону «Секретных материалов», причем из далеко не лучших сезонов.

«Мгновения будущего» – проект изначально сверхамбициозный и принципиально глобальный: действие здесь начинается 6 октября 2009 года и заканчивается 29 апреля 2010-го, причем экранное время совпадает с фактическим. 6 октября все человечество якобы погрузилось на пару минут в сон, в котором каждый увидел себя 29 апреля. А кто не увидел, тот, значит, до судьбоносной даты не доживет. А вот сыщик, увидевший себя 29 апреля ведущим расследование всей этой загадочной истории, означенное расследование тут же и начинает – и, деталь за деталью, находит подтверждение тому, что увидел в своем «флешфорварде». Но можно ли, расследуя будущее в режиме реального времени, изменить его? Один из агентов ФБР, у которого было видение (значит, 29 апреля он должен был оставаться в живых), кончает с собой, чтобы изменить будущее и доказать другим, что такое возможно в принципе. Появляется и главный злодей (его играет тот же актер, что и одного из самых обаятельных персонажей Lost). А следствие постепенно охватывает весь земной шар.

Зритель Первого канала смотрит сериал всего-навсего с недельным опозданием (необходимым на русскую озвучку) – и это ноу-хау покруче всех наших нанотехнологий! Смотрит – но, как показывают замеры рейтинга, – скорее, позевывая. С сериалом и впрямь что-то не то, начиная прямо с кастинга, – герои (в отличие от героев Lost) не обаятельны, а значит, за их судьбой следить не больно-то интересно. Тайны возникают и распутываются одна за другой, однако открытий, ничего на самом деле не объясняющих, а, наоборот, всё только еще сильнее запутывающих (чем и держит зрителя Lost), здесь нет. Да и на гипнотический эффект знаменитой радиопостановки «Войны миров» рассчитывать трудно: 2010 год, поди, не 2012-й – и слухи о конце света кажутся несколько преждевременными.

Однако у кого бисер мелок, а у кого щи пусты. Пока зритель Первого знакомится с пусть и не слишком удачным сериалом всемирного звучания и калибра, зрителя НТВ потчуют «чаем пятого созыва»: то есть уже пятым, если не десятым поколением изначально неплохих «Ментов». Имею в виду, естественно, не только одноименный сериал, но и всю как бы криминальную мутотень как бы из жизни, выдержанную в темпе «одна серия (в крайнем случае две) на каждое дело». Понятно, что раскрыть преступление за сорок-пятьдесят минут экранного времени можно, только если оно совершено круглыми дураками. Понятно, что воров, если они круглые дураки, и ловить должны глупые полицейские. Или, наоборот, глупые полицейские могут поймать воров (тем более за одну серию), только если те – круглые дураки. В этом замкнутом кругу и мечется нынешний милицейский сериал – и выхода из него не просматривается.

Характерный пример – идущие по выходным «Супруги». Любящие друг друга, но разведенные. Он капитан милиции, она адвокат. Плохой, судя по всему, адвокат: ведь собственной практики у нее нет, и дела она ведет исключительно «по назначению». Но и капитан вполне под стать бывшей супруге. Дела они ведут, например, так.

Благородного старого бухгалтера подставили, сыграв на его любви к парализованной внучке, а затем и убили злобные банкиры. Однако компромат на них он успел заныкать. О чем, блефуя (документы, дескать, у меня!), и заявила банкирам адвокатесса. В ответ на что ее квартиру и офис взломали и обыскали. В ответ на что она с капитаном отвезла дочку к бабушке. В ответ на что банкиры похитили дочку и предложили поменять ее на документы. В ответ на что адвокатесса тут же нашла документы, положила их в сумочку и пошла домой. А сумочку у нее выхватил какой-то мотоциклист (просто налетчик). И она принесла на стрелку с банкирами «куклу». А те прибыли на стрелку с похищенной девочкой. Поэтому капитан их тут же и повязал, а дочку спас.

Всё? Нет, не всё. Ведь куда-то потерялся компромат! Как потерялся, так и нашелся: грабитель-мотоциклист сразу же после налета насмерть разбился – и сумочку адвокатессе вернули. Теперь уж банкиры и убийцы непременно сядут надолго. Мораль сей басни такова: дуракам везет! Вам не нравится такая мораль? Но никакой другой здесь категорически не просматривается!

Да, я забыл сказать, где, собственно, благородный дедушка припрятал компромат. А в инвалидной коляске у парализованной внучки – где же еще? И наказал десятилетней девочке в случае чего отдать их только хорошему человеку. Ну, а адвокатесса у нас хорошая. Глупая, но хорошая.

Зритель меж тем «голосует кнопкой» не за несколько недотянутый всемирный проект «Вспомнить, что будет» на Первом и не за откровенно халтурных доморощенных «Супругов» на НТВ, а за повторы «Ликвидации» и «Мастера и Маргариты» (а затем и за фильм про Вольфа Мессинга) на РТР. То есть вкус у него, у зрителя, есть.

Правда, плохой.        


 

_Ранее: ________________________________________________________

О долгах по электричеству напоминает поэзия и баба Пеня
Чем литературная премия миллиардера Прохорова отличается от «Белочки»?
Исаев это не Штирлиц, это человек-функция
Господи, это я, Эдичка!
К вопросу о «брехне Тараса»a>
Долгая жизнь в эпоху перемен
Элегия по умирающему животному
И от этого ушел, и от того
Почему премию «Большая книга» отдали Владимиру Маканину
Домовые котлеты и домовые мухи
Свет земной и небесный
Чужие здесь не ходят
Литературный хит-парад-2008. Версия Виктора Топорова
Литературный критик об авторском кино и его любителях
Можно ли узнать из художественной литературы, чем закончится кризис?
Чем отечественное ТВ заменило борьбу с Америкой?
За что мы, авторы, нас, редакторов, так не любим? И наоборот
Кого понимает под карликами и журавлями писатель Юзефович?
Как Глеб Павловский написал открытое письмо и на что оно оказалось похоже
Зачем на отечественное ТВ вернули В. В. Жириновского?
Зачем Юлия Латынина написала еще один роман про Кавказ?
Почему запрещают «Россию-88» и разрешают «Олимпиус Инферно»?
Что будет делать Михалков после победного для себя съезда кинематографистов?
Хорошо ли быть Гордоном на отечественном ТВ?
Может ли кризис благотворно сказаться на поэзии?
Какие интимные тайны раскрыл в своих записках сексолог Лев Щеглов
Что нового о Сергее Довлатове можно узнать из его первой биографии?
Почему о недостатках и достоинствах «Нефтяной Венеры» Александра Снегирева стоит говорить сейчас?
Евровидение в хорошем смысле
Кто из шорт-листа «Большой книги» получит три миллиона?
Что нового о долларе и нефти можно узнать из антикризисных книг?
Хорошо ли, что «Национальный бестселлер» достался Андрею Геласимову?
Зачем в ТВ смотреть на Мережко и Макса Фрая
Как можно, а как нельзя критиковать в российской литературе. Ответ М.Золотоносову
Москва. Перемирие на реке могут ли петербургские писатели примириться с московскими. И наоборот
Главное в телевизионном кино это не драки и не постельные сцены
Может ли четвертый роман быть лучше первого
Как изменился русский язык под напором кризиса
О злодеях и героях в поэме «День «Зенита»
Какими новыми способами пытается рассмешить зрителя отечественное ТВ?
Почему Тарантино такая скотина?
Надо ли ругать Сергея Михалкова за то, за что его ругают?
Зачем петербургские поэты осенью перемещаются в Крым?
Зачем отечественное ТВ заинтересовалось «проблемой-2012»
Что можно было бы узнать из романа «Околоноля», если бы его написал Сурков про самого себя
Тайная интрига Русского Букера
Зачем писатели на самом деле ходили к Путину?








Lentainform