16+

Какие лекарства в этом году пользовались спросом у россиян

25/11/2009

Какие лекарства в этом году пользовались спросом у россиян

Производители и продавцы лекарств в России в этом году заработали гораздо больше денег, чем в прошлом, хотя лекарств продали меньше. Рублевых доходов им прибавил рост доллара и евро и ажиотажный спрос на лекарства в начале года, несмотря на то что число покупок в аптеках сократилось.


    Российский рынок лекарств - самый импортозависимый из всех сегментов потребительского рынка. По разным оценкам, на иностранные препараты приходится до 70 процентов в денежном объеме продаж. А в натуральном исчислении все наоборот: поскольку российские таблетки самые дешевые, то в штуках на их продажи приходится примерно две трети рынка.

По данным аналитической DSM Group, в денежном выражении в 2009 году произошел бум продаж лекарственных средств – в январе-сентябре продажи выросли на 25% по отношению к январю-сентябрю 2008 года, составив 207 миллиардов рублей. Это произошло благодаря тому, что люди ринулись в аптеки в самый пик кризиса - в феврале-марте нынешнего года, опасаясь, что вот-вот все лекарства подорожают в разы.

«После периода ажиотажного спроса наступил период спада потребления в натуральных показателях, и вплоть до июля рынок падал в упаковках», - отмечает центр маркетинговых исследований «Фармэксперт».

То есть после того, как российские граждане закупили лекарства в начале весны этого года, они успокоились, и рынок затормозил. Рост продаж, достигнув в марте рекордных 40 процентов (к марту 2008 года), к августу уменьшился до 16 процентов, а к сентябрю – до 9 процентов, по данным DSM Group.

В штуках таблеток картина выглядит противоположным образом – никакого роста тут нет, а есть падение. В августе и в сентябре 2009-го покупатели приобрели упаковок лекарств на 14 процентов меньше, чем за те же месяцы 2008 года, а за все девять месяцев этого года – на 9 процентов меньше.

То есть денег фармацевты зарабатывают больше, а товаров продают меньше. Налицо резкий рост цен на лекарства. «В отличие от прошлых лет, основным фактором роста рынка в 2009 году является подорожание препаратов. За девять месяцев этого года цены на лекарства выросли на 15,8%», – сообщает DSM Group. Это, между прочим, почти вдвое выше инфляции.

Аналитики сообщают, что отечественные лекарственные препараты вели себя вполне патриотично и с декабря 2008 по январь 2009 года подорожали именно «на инфляцию», а вот импортные за тот же период выросли в цене на 18%.

Среди ведущих производителей лекарств на первом месте (по стоимости) по итогам девяти месяцев оказался отечественный «Фармстандарт» с продажами 6,9 миллиарда рублей и долей рынка в 4,4 процента, на втором - французский Sanofi-Aventis (6,2 миллиарда рублей и 3,9 процента), на третьем – немецко-итальянский Berlin-Chemie/A.Menarini/ (5,9 миллиарда и 3,8 процента).

Интересно проследить, как менялось предпочтение наших сограждан в выборе препаратов. Судя по исследованиям рынка, в августе самой острой медицинской проблемой была импотенция – виагра занимала первое место в продажах препаратов с долей рынка 0,9 процента. Но уже в сентябре амурные сложности отступили под напором гриппа, и виагра скатилась сразу на четвертое место, уступив арбидолу (доля 1,2 процента), защитнику печени эссенциале (0,8 процента) и активизатору обмена веществ актовегину.

Именно рост продаж арбидола помог российскому гиганту «Фармстандарт» перепрыгнуть с четвертого места в июле на первое место в сентябре по объемам продаж среди производителей.         

Евгений НИКИТИН

 Перспективы

 Кризисный год ознаменовался на аптечном рынке еще двумя новшествами, одно из которых уже проявилось, а второе еще может произвести революцию. Если частные аптечные сети находятся сейчас в довольно тяжелом финансовом положении и их продажи падают, то государственные и муниципальные фармацевтические сети, отмечают в «Фармстандарте», довольно успешно растут. Хотя рост и не превышает пределов инфляции, но по нынешнем временам и это - счастье.

И нельзя исключать, что из-за этого, а также из-за желания чиновников рулить рынком, розничные продажи постепенно перейдут в руки государства.

А революция, которая готовится на рынке и может еще сильнее подорвать позиции частных сетей, – власти могут разрешить супермаркетам торговать безрецептурными препаратами. Это потребует большего контроля над деятельностью магазинов, которым придется тратить деньги и время на обучение персонала – но обострение конкуренции может способствовать снижению цен. Впрочем, аналитики «Фармстандарта» отмечают, что контролировать работу подобных «таблеточных» отделов супермаркетов будет сложно. А вместо ожидаемого снижения цен на лекарства за счет конкуренции на деле, скорее всего, проявится эффект увеличения цен на рецептурную продукцию. И эти действия могут стать губительными для хрупкого равновесия, которое и так непросто удерживать в условиях экономического кризиса, – предупреждают аналитики.











Lentainform