16+

Свиной грипп и другие «смертельные» пиар-акции 2009 года

23/12/2009

Свиной грипп и другие «смертельные» пиар-акции 2009 года

Как бы цинично это ни звучало, по мнению российских рекламистов, смерть (и страх перед ней) оказалась в этом году лучшим поводом для пиара. Первые два места в номинации «Лучший пиар-повод» эксперты, принимавшие участие в голосовании, отдали смерти Майкла Джексона (второе место) и свиному гриппу, от которого, по данным ВОЗ, к концу ноября умерло более 8000 человек (первое место). Вообще, список главных пиар-поводов уходящего года выглядит не слишком позитивно.


       Самый знаменитый грипп

Независимые ученые-эпидемиологи обвинили  ВОЗ в том, что она работает на фармацевтические компании («получают в них зарплату и действуют в их интересах»), а эпидемия, по сути, «липовая», пишет slon.ru. Эксперты Citigroup оценивали предположительную выручку от продаж рекомендованной ВОЗ «Релензы» (компания GlaxoSmithKline) в $4 млрд. А производитель «Тамифлю» Roche сам заявлял, что намерен в этом году продать чудо-средства на $2,6 млрд.

Особый пиар-окрас пандемия приобрела на Украине, ожидающей очередных выборов. Юлия Тимошенко, фактически возглавившая борьбу с вирусом, под вспышками камер бесстрашно ходила в палаты к тяжело больным, лично встречала в аэропорту ценный груз – 300 000 упаковок «Тамифлю», торговалась в прямом эфире с губернаторами за стоимость марлевых повязок и даже успела пообещать повысить зарплату врачам. Грипп помог Тимошенко создать 21 000 новостных заметок за месяц, после чего она стала, по данным информационного центра «Элвисти», лидером по медиаприсутствию в интернете среди кандидатов на пост президента. 

      Король умер, да здравствует король!

Актеру Эрнесту Валентино, вместо Майкла Джексона отправившегося в мировое турне с концертом «King of Pop: The Show», смерть кумира миллионов принесла славу.

Рэнди Филлипс, гендиректор компании AEG Live, которая занималась подготовкой серии лондонских концертов певца, уже на пятый день после смерти артиста обсуждал со своими компаньонами возможность создания полноценного фильма из видеосъемок репетиций звезды.

Только контракт на право обладания архивом с компанией Sony принес создателям фильма «Майкл Джексон: вот и все» $60 млн, а в мировом прокате картина собрала больше $200 млн, не говоря уже о том, что многие купившие билет на концерт не стали его сдавать, сохранив продюсерам деньги (от $100 до $600 за штуку), а себе – ценный сувенир.

«Я не была поклонником, но талант оценила после его смерти. А масштаб аферы века в шоу-бизнесе с фондом в полмиллиона долларов за билеты на последний концерт мне стал ясен после похорон. Гениально и ужасно цинично одновременно», – говорит директор по маркетингу «Мира кожи и меха» Людмила Ермолаева.

      PR-перснона номер 1

Тройку «лучших PR-поводов» замыкает история с визитом в «Перекресток» Владимира Путина, который решил собственными глазами увидеть баснословные наценки на продукты. Несмотря на то, что реальность премьера не порадовала, а результатом стала спешная доработка законопроекта «О торговле», рекламисты считают, что X5 Retail Group крупно повезло. «В тот день о существовании «Перекрестка» узнали во всех городах России, притом, что сейчас о цели визита, думаю, уже никто не помнит, а о том, что Путин был именно в «Перекрестке», до сих пор помнят все», – считает медиадиректор Unilever Илья Микин.

Несмотря на то, что Путин – уже не первое лицо государства, пиар-поводы в этом году он «генерил» гораздо активнее президента Дмитрия Медведева: три из десяти событий в нашем топе напрямую связаны с ним. Рекламисты, помимо визита по магазинам, оценили его заступничество за бастующих в Пикалеве и безучастное отношение к жалобам Дымовского.

Огорчительно, что самыми яркими пиар-поводами рекламное сообщество признало события исключительно со знаком минус. Видимо, сработал профессиональный стереотип: и публикаций масса, и журналистов не нужно особо уговаривать – сами пишут, и «звезды» очевидны.

Сразу вспоминается высказывание Ротшильда: «Умереть лучше всего между 15 октября и 15 декабря; в августе публику не собрать», – комментирует выбор экспертов Алексей Глазырин, президент «Российской ассоциации по связям с общественностью». – Занимаясь PR больше 11 лет, я уверен, что связи с общественностью во многом формируют будущее  . Они создают тот эмоциональный фон, который будет окружать нас завтра». 

      PR рукотворный

В топ-10 попало только одно событие, с начала до конца придуманное маркетологами для продвижения бренда. Это падение метеорита в Латвии, организованное оператором Tele-2. В компании хотели отвлечь жителей от мрачных мыслей о кризисе, заодно попав в новостные ленты всех информационных агентств мира. «Из-за новости о метеорите все в мире узнали, что в Латвии живут люди с интересными идеями», – говорил в интервью Slon.ru директор по маркетингу компании Янис Спрогис, обещая через несколько месяцев объяснить, зачем все это было нужно.

Пока можно только подозревать, что падение метеорита не может не быть связано с июньским заявлением премьер-министра Литвы Андриса Кубилюса, сравнившего вероятность девальвации лата с вероятностью падения метеорита, а значит, Tele-2, возможно, готовит какой-то «обвал цен». Тогда у нас в топе будет хоть одно событие с «позитивным эмоциональным фоном».

Топ-10 пиар-акций 2009(по мнению российских рекламных экспертов)

1.Свиной грипп
2.Визит Владимира Путина в магазин «Перекресток»
3.Смерть Майкла Джексона
4.Падение метеорита Tele2 в Латвии
5.Конкурс Eurovision-2009 в России
6.Видео-обращение майора Дымовского
7.Перевод в цвет сериала «17 мгновений весны»
8.Пикалево
9.Орест Антонины Бабосюк и других руководителей сети «Алтын»
10.Статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!»











Lentainform