16+

Что ждет автомобильный рынок в 2010 году

23/12/2009

Что ждет автомобильный рынок в 2010 году

2009 год обещал стать для мировой автопромышленности непростым. Таковым он и оказался. По уточненным прогнозам, глобальные продажи автопроизводителей сократятся в этом году на 21 процент, вернувшись к уровню тридцатипятилетней давности. Российский рынок также переживает глубокое падение — 46 процентов по итогам 11 месяцев. И хотя это все же лучше показателей августа — минус 60 процентов, — до докризисного автомобильного бума явно далеко.


Станет ли следующий год более радужным для авторынка? Стоит ли ждать очередной волны скидок и распродаж? Смогла ли господдержка «реанимировать» автокредитование? Чего ждать автовладельцам от сферы страховых услуг? Ответы на эти и другие вопросы искали участники круглого стола на тему «Автомобильный рынок: что год грядущий нам готовит?», организованного редакцией «МК» в Питере» совместно с изданием TT Finance.

           Автосалоны устояли

Кризис для автомобильного рынка выступил в роли холодного душа — стремительный рост резко сменился не менее бурным падением. С января по ноябрь 2009 года в России было продано 1,34 миллиона автомобилей, что почти в два раза ниже показателей года предшествующего. Сменились и предпочтения потенциальных покупателей.

— Honda, пользовавшаяся бешеной популярностью в прошлом году, по итогам текущего года оказалась в аутсайдерах, — отмечает заместитель генерального директора по страхованию автохолдинга «РРТ — розничные кредиты» Игорь Тайнович. — Зато Subaru, напротив, хорошо продается, так же как и бюджетные модели таких брендов, как Chevrolet, Opel, Volkswagen.

Другими словами, потеряли своего покупателя прежде всего автомобили низкобюджетного и бизнес-класса, но сумели сохранить спрос премиальные машины, а также «бюджетники» стоимостью до 600 тысяч рублей, на которые приходится сейчас до 80 процентов продаж. Тем не менее массового краха автосалонов не произошло.

— В Северо-Западном регионе продажей автомобилей занимается более 700 юридических лиц, не менее 250 из которых — официальные дилеры. Лишь единицы из них прекратили свою деятельность, — приводит данные главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев.

— Проблемы возникли лишь в некоторых регионах, и только у тех дилеров, кто занимался продажей монобрендов. Часть из них действительно перешли из рук в руки, — уточнила начальник управления продвижения и рекламы департамента автокредитования «Русфинанс Банка» Любовь Малютина.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что самым сложным в 2009 году выдался август. Тогда автомобильный рынок практически замер. Причина в том, что до середины года существенное влияние на рынок оказывали продажи моделей 2008 года. Именно эти машины дилеры могли себе позволить продавать со скидкой в 30 и более процентов, так как завезены в Россию они были до повышения таможенных пошлин и девальвации.

— Когда запасы автомобилей 2008 года иссякли и покупатели увидели значительно более высокие цены на новые модели, резко возник отложенный спрос, — поясняет директор Северо-Западного макрорегиона «Русфинанс Банка» Раф Абзалов.

Между тем эксперты уверены: дно мы уже нащупали, и настало время катиться вверх, а не вниз.

— Люди пережили свои кризисные опасения, поняли, что хуже уже не будет, и вернулись к привычной жизни, — дополняет генеральный директор автохолдинга «РРТ — розничные кредиты» Дмитрий Тимофеев. — По-моему, лучшим индикатором автомобильного рынка служат дорожные пробки. Весной и летом их не было, сейчас город вновь стоит в пробках. А значит, и автомобильный рынок начинает оживать.

           На государственном буксире и не только…

В первую очередь, оживлению авторынка поспособствовало возвращение автокредитования. Ведь до кризиса каждый второй автомобиль в России покупался в кредит. Кстати, именно уход с рынка банков повлек за собой резкое снижение продаж.

— Провал рынка автокредитования был спровоцирован еще и некомпетентностью его участников — автодилеров, — уверяет Дмитрий Тимофеев. — Когда мы развивали до кризиса свои программы кредитования, нас часто спрашивали: зачем вы это делаете? Ведь раньше в каждом дилерском автоцентре сидело по 10 банков, и клиент ходил по очереди в каждый, выбирая оптимальное предложение. Но, как только из-за кризиса большинство банков свернули рабочие места в автосалонах, дилеры оказались заложниками этой ситуации, фактически утратив возможность предложить своим клиентам выбор кредитов на покупку автомобиля. В отличие от описанной ситуации, Автохолдинг РРТ в своих салонах предлагал и предлагает автокредиты силами собственных кредитных отделов. Благодаря этому даже в пик кризиса мы могли предоставлять своим клиентам определенный выбор автокредитных программ, и доля кредитных продаж в наших салонах в Петербурге в течение кризиса не опускалась ниже 35 процентов от общего объема продаж. Начиная с июня 2009 года эта доля стабильно растет и сейчас уже составляет свыше 55%.

Сейчас почти все производители, видимо, учтя ошибки кризиса, предлагают собственные либо совместные с банками программы кредитования.

— «Русфинанс Банк» работает по 13 программам с автопроизводителями, и условия по ним реально стимулируют рост продаж. Динамика выдачи кредитов по таким программам существенно выше, — подтверждает Раф Абзалов. — Более того, «Русфинанс Банк» вернул ставки по автокредитам на докризисный уровень.

Банки действительно значительно смягчили условия выдачи займов на покупку транспорта. Например, если еще в августе средняя ставка автокредита по рынку была 22 процента, то в ноябре она уже составляет 17,5 процентов годовых. Более лояльно стали подходить и к оценке заемщиков.

— Еще в октябре Росбанк ввел новые условия автокредитования, — рассказывает Алексей Царев, начальник отдела по работе с частными клиентами АКБ «Росбанк». — Теперь ставка по кредитам Росбанка на приобретение новых автомобилей зависит от размера первоначального взноса, срока кредита и возможности подтверждения дохода клиентом. Кредит можно оформить на любой новый автомобиль вне зависимости от его марки и модели, с минимальным пакетом предоставляемых документов, возможностью выбора даты ежемесячного платежа и досрочным погашением кредита без комиссий! Минимальный первоначальный взнос снижен до 10 процентов от стоимости автомобиля, а ставка по программе «Автостатус» составляет от 13,5 процентов в рублях и от 10 процентов в долларах США или евро.

— С 16 ноября Сбербанк перешел на скорринговую систему оценки заемщика, благодаря чему решение о выдаче автокредита теперь принимается не более двух дней, — сообщает Алексей Зуев. — При этом с осени мы отмечаем существенный рост объемов кредитования. В сентябре выдали кредитов на сумму 610 миллионов рублей, что на 30 процентов больше, чем в августе. В октябре объем выданных кредитов вырос еще на 11 процентов. Всего с начала года через наш банк на Северо-Западе приобретено 17 тысяч автомашин.

Не последнюю роль сыграла и государственная программа льготного автокредитования. В том же Сбербанке в мае на ее долю приходилось 13 процентов кредитов, а в октябре — уже 30 процентов. «Русфинанс Банк» вступил в программу лишь 16 ноября, но и за это время доля льготных кредитов составила порядка 10 процентов. С 1 декабря в государственной программе участвует и РОСБАНК. Хотя если брать рынок в целом, то господдержка оказалась лишь каплей в море: по оценке отдела аналитики «АВТОСТАТ», на льготное автокредитование приходится около 4 процентов продаж новых автомобилей. Правда, возможно, это связано с тем, что реально госпрограмма заработала лишь к осени, после того как ее «отшлифовали»: первоначальный взнос снизили с 30 до 15 процентов, увеличили срок кредитования до 3 лет, а порог стоимости автомобилей — до 600 тысяч рублей. А потому и банкиры, и дилеры с оптимизмом восприняли новость о том, что госпрограмма субсидирования автокредитов будет продлена на 2010 год.

— Хотелось бы, чтобы условия программы и далее пересматривались в сторону повышения эффективности, а именно увеличения порога стоимости кредитных автомобилей и расширения списка моделей, — высказывает пожелания генеральный директор автохолдинга «РРТ — розничные кредиты» Дмитрий Тимофеев.

При этом на рынке наблюдается еще одна тенденция, которую наши эксперты окрестили как «слив наличности».

— Люди сейчас часто приобретают автомобили с 50-процентным первоначальным взносом, — говорит директор Северо-Западного макрорегиона «Русфинанс Банка» Раф Абзалов. — То есть те, у кого сохранились наличные, пытаются их максимально пустить в потребление, чтобы уберечь от инфляции.

— Снизилась и сама сумма кредита, — добавляет главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев. — При оформлении кредита на машину стоимостью до 600 тысяч рублей средний первоначальный взнос составляет 33 процента, а срок кредита — 5 лет. При покупке в кредит автомобиля стоимостью до 280 тысяч рублей доля собственных средств составляет 24 процента, а срок займа — 3 года.

Все это вселяет уверенность, хотя оптимистичные прогнозы эксперты делать не спешат.

— С точки зрения объемов продаж 2010 год сохранит объемы года текущего, — считает Дмитрий Тимофеев. — Но если учитывать, что россияне меняют автомашины раз в три года, то уже в 2011 году продажи начнут расти большими темпами, хотя объемов 2008 года мы вряд ли достигнем.

Чего также не стоит ждать, так это дальнейшего снижения процентных ставок по кредитам и масштабных бонусов и скидок от автосалонов. Первые пойдут вниз только с ростом экономики страны, а вторые — ушли в прошлое вслед за кризисом.

            За каждую царапину теперь не платят

Между тем если рынок автокредитования начал восстанавливаться от кризиса, то у рынка автострахования этот процесс еще впереди. Впрочем, и упал он позже, да и не настолько сильно — на 20 процентов.

— На снижение объемов продаж рынок автострахования отреагировал только в 2009 году, а расти начнет лишь в 2010-м, — отмечает президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. — Зато размер страховых выплат вырос на 30 процентов. Убыточность КАСКО достигает сейчас 80 процентов. Это даже выше, чем убытки по ОСАГО, которые составляют 60 процентов.

А ведь изначально убыточной считалась именно «автогражданка». Почему же всегда прибыльное КАСКО пошло в минус? Прежде всего этому поспособствовал рост курса валют, который в разы увеличил стоимость импортных автозапчастей и поднял цены на авторемонт. Есть и более банальная причина.

— В Европе никто не обращается в страховую по поводу каждой царапины бампера, как это происходит у нас, — поясняет Евгений Дубенский. — А все из-за того, что в хорошие времена страховые компании сами расслабили клиентов, выплачивая деньги по любому поводу. Естественно, сейчас, когда все на всем экономят, таких обращений стало еще больше.

Отсюда, кстати, и рост числа жалоб и отказов в выплатах — ведь вынужденные затянуть потуже пояса страховщики теперь тоже смотрят на обращения клиента с более жестких позиций и любую двойственную ситуацию, которую раньше могли бы решить в пользу клиента, сейчас решают в свою сторону, уменьшая количество выплат.

— Еще одна проблема связана с резким ростом числа мошенничеств в КАСКО — это и автоподставы, и самоугоны, и попытки получить выплаты по одной аварии в 2–3 компаниях, — дополняет вице-президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Сергей Максимов. — В результате это ведет к тому, что срок выплат задерживается. Надо понимать, что не все компании делают это специально, просто службам безопасности требуется время на проверку достоверности информации, чтобы свести к минимуму риск мошенничества.

— Помочь в решении этой проблемы может лишь создание единых информационных баз данных, — уверен начальник отдела выплат по ОСАГО ЗАО «СГ «Спасские ворота» Роман Спирин. — На региональном уровне такие базы на основе данных ГИБДД уже существуют, однако хотелось бы, чтобы был налажен обмен информацией на общероссийском уровне.

Создавать подобные информационные базы начинают сами участники рынка. К примеру, «Русфинанс Банк» организовал на своем сайте базу VIN-номеров залоговых авто.

Куда сложнее стало бороться с угонами.

— Если раньше угоняли наиболее популярные марки машин, то сейчас угоняют просто все подряд, и никакая защита не помогает, — говорит Евгений Дубенский.

Рост числа угонов опять же делает КАСКО убыточным видом страхования, и, вполне возможно, многие компании со временем от него откажутся либо уменьшат портфель. Не все так просто и с ОСАГО. К примеру, «европротокол» (то есть урегулирование убытков до 25 тысяч рублей без вызова ГИБДД) так и не прижился на дорогах. Со дня введения сей «цивилизованной схемы» число воспользовавшихся ею даже в крупных компаниях можно пересчитать по пальцам.

— В нашей компании на выплаты по «европротоколу» приходится не более 1 процента, — подтверждает Роман Спирин. — Схема проста в применении, но едва действует из-за опаски водителей неправильно оценить ущерб. Желание получить что-то сверху присуще любому водителю.

Зато другому упрощенному механизму «автогражданки» — прямому урегулированию убытков — пророчат большие перспективы.

— То, что теперь владелец полиса ОСАГО может обращаться за выплатой не в компанию виновника аварии, а в свою, — это большой шаг, — убежден Евгений Дубенский. — В этом году 10 страховых компаний ушли с рынка, и не все без скандалов. Представьте себе, что вы собрали все документы, нашли компанию, в которой купил полис виновник ДТП, а на дверях амбарный замок! Прямое урегулирование убытков защитит от подобных ситуаций и сделает понятным и более осознанным выбор страховой компании при приобретении полиса ОСАГО.

Получается, что кризис — своеобразное очищение для рынка автомобильного страхования, после которого число страховых компаний, возможно, уменьшится, полисы КАСКО и ОСАГО прибавят в цене, зато сами услуги станут более качественными.

 Олеся ПОНКРАТЬЕВА

 Сбербанк рулит

Сбербанк России реализует специальные программы автокредитования совместно с автопроизводителями и дилерскими центрами:

- ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» (Volkswagen, Skoda, Audi)

- ООО «Хендэ Мотор СНГ» (Hyundai)

- ООО «Джи Эм Эй Си СНГ» (Opel, Chevrolet, Saab)

- ОАО «Соллерс» (Fiat, SangYuong, УАЗ)

- ООО «РОЛЬФ ИМПОРТ» (Mitsubishi)

- ООО «Коммерческие автомобили Группа ГАЗ»

- ОАО «АВТОВАЗ» — «Лада-Финанс» — Lada в кредит» 

Особенностью совместных программ является предоставление скидок, сокращающих реальные затраты клиентов на уплату процентов по кредиту Сбербанка России. Таким образом, все клиенты, использующие программу «Автокредит» Сбербанка России, могут приобрести легковые автомобили, реализуемые в рамках совместных программ, по специальной цене.

Также Сбербанк России предоставляет кредиты физическим лицам по государственной программе субсидирования автокредитов. В ее рамках можно приобрести новые легковые автомобили отечественных и зарубежных брендов, произведенных на территории Российской Федерации стоимостью не более 600 тысяч рублей. Минимальный первоначальный взнос составляет 15% в рублях от стоимости автомобиля, процентная ставка рассчитывается как разница между действующей ставкой банка (на сегодняшний день составляет 15% годовых) и двух третей ставки рефинансирования Банка России, установленной на момент заключения кредитного договора. Кредитные средства предоставляются в рублях. Кредиты предоставляются на срок не более 3 лет.

Условия автокредитования можно уточнить в любом офисе банка по телефонам информационно-справочной службы банка:

(812) 329-29-29, 8-800-333-00-88 (звонок бесплатный).

 cправка

Автохолдинг РРТ – петербургская компания с пятнадцатилетней историей, прошедшая путь от спортивной команды по авторалли до автомобильного холдинга, владеющего 17 автоцентрами в 6 городах России и продолжающего активно развиваться. В 2006 году компания получила звание «Лучший налогоплательщик года» и «2Лучшая розничная сеть Петербурга по реализации

автомобилей иностранного производства». Также в 2008 году компания получила знак «Золотая звезда за вклад в возрождение Российской державы». Автохолдинг РРТ является официальным дилером Subaru, Nissan, Honda, Opel, Chevrolet и Skoda, коммерческого транспорта Nissan, Baw Fenix и Yuejin.

 Адреса автоцентров РРТ в Петербурге:

Субару:

- Лахта. Савушкина, 119, к. 4, т. 9999-555

- Пулково. Пулковское шоссе, 27А, т. 9999-555

- Охта. Пр. Маршала Блюхера, 52А, т. 9999-555

Опель и Шевроле:

- РРТ Юго-Запад. Ул. М. Захарова, 41, т. 9999-000

Хонда:

- Хонда – Озерки. Выборгское шоссе, 31, т. 9999-444

Ниссан:

- ADR. Выборгское шоссе, 27, т. 9999-111

- Ниссан, Бау Феникс, коммерческий транспорт. Ул. Симонова, 14, т. 9999-111

Шкода:

- Росспан Моторс. Краснопутиловская, 65, т. 9999-333

Хендай, коммерческий транспорт:

- Хендэ Росспан. Ул. Симонова, 14, т. 9999-111

 

Адреса автоцентров РРТ в других городах ищите на сайте

www.rrt.ru

 Автокредит за полчаса

 Стопроцентная дочерняя компания Societe Generale в России, часть группы Русфинанс, которая начала свою деятельность в июне 2004 года. Группа Русфинанс специализируется на выдаче потребительских кредитов через сеть 8000 партнеров (розничные сети и автодилеры) и собственные представительства региональной сети в 64 регионах России, а также предоставляет дистанционные займы (через call-центр). Группа Русфинанс обслуживает около 2 миллионов клиентов силами более 7500 сотрудников.

Русфинанс Банк занимает 2-ое место по объему выданных автокредитов по итогам первого полугодия 2009 года (РБК.Рейтинг).

Основное преимущество банка – экспресс-кредитование. Клиент получает решение о выдаче кредита за 30 минут прямо в автосалоне дилера. Русфинанс Банк реализует специальные программы автокредитования совместно с автопроизводителями и дилерскими центрами с 2006 года. НА текущий момент банк имеет 13 специальных программ с 10 автопроизводителями:

• ООО «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» (Volkswagen, Skoda, Audi)

• ООО «Хендэ Мотор СНГ» (Hyundai)

• ОАО «Соллерс» (Fiat, SangYuong, УАЗ)

• ЗАО «Форд Мотор Ко» (Ford)

• ООО «Коммерческие автомобили Группа ГАЗ» (Волга-Сайбер, Коммерческие автомобили группы ГАЗ )

• ОАО «АВТОВАЗ» – «Лада-Финанс» – Lada в кредит» (Лада)

• ООО Порше Файнэншл Сервисиз Руссланд» (Porsche)

• ООО «Пежо Ситроен Рус» (Peugeot, Sitroen)








Lentainform