16+

Зачем Первый канал решил показать пародию на тандем и Гай Германику

18/01/2010

МИХАИЛ ЗОЛОТОНОСОВ

Все праздники напролет ТВ старалось смешить зрителей. Надо было сделать нечто вроде анестезии после всех аварий и пожаров. Давно проверенные анестезиологи – от Максима Галкина до «Уральских пельменей», - распределившись по каналам, демонстрировали тотальный КВН, в условиях которого депрофессионализируются и профессиональные актеры вроде Нонны Гришаевой, подтягивающейся к уровню самодеятельности как телевизионному идеалу. В юморе доминировала тема пьянства, за ней шел салат «оливье» как главный вид праздничного кушанья, поэтому главной видеошуткой был мужчина, падающий лицом в салат.


    Одна из тем, которую в условиях информационного вакуума обсуждают в связи со «смешным» ТВ, – это якобы пародия средствами мультипликации на Путина и Медведева, показанная на Первом в ночь 31/1. Да, средства были выбраны вроде бы пародийные: анимация, частушки, и державные братья нарисованы шаржированно – макроцефалы с тоненькими ручками и ножками в виде дуэта куплетистов Нечаев – Рудаков. И если отвлечься от текста, то можно было даже предположить некую смелость, потому что ранее в таком виде на Первом представали Обама, Саркози, Ющенко, Тимошенко, кто угодно, только не... Однако в части текста что-либо более верноподданническое и льстивое представить трудно. Получился лубок (пропаганда & смех), основанный на безграничной любви, которая сама себе в силу искренности обожания позволяет даже слегка шаржировать обожаемые лица. Конечно, товарищ Сталин не потерпел бы такого, но у нас же демократия!

На Пятом канале то ли всех разогнали, то ли все сами ушли – во всяком случае, в новогоднюю ночь показывали мультфильмы, а потом, уже в каникулы, старые передачи – «Пятое колесо» и «600 секунд». Взглянуть на основоположника «нашизма» было забавно, а вот «Пятое колесо» показало то ТВ, с которого все начиналось, и это оказалось серьезно. На фоне всех смешариков вдруг откуда-то появились другие лица – лица свободных людей, которые легко и спокойно говорят не то, что надо ТВ, не то, что от них хотят услышать. И список действующих лиц не нынешний. На фоне нынешнего ТВ видеть другое ТВ с другими лицами, другими интонациями уже странно.  

Каникулы закончились, сразу началась «Школа». Думаю, что Первый начал показ этого 60-серийного фильма Валерии Гай Германики не от хорошей жизни. «Чернуха» в принципе противоположна всему, что канал делает и показывает, – пропаганде пополам с кавээном. А в силу необычности зрелища, более свойственного НТВ (вспомним «Зону»), к каналу будет привлечено дополнительное внимание, будут обсуждать «политику канала», типична ли изображенная в фильме школа или нет… В любом случае «радикальное кино» 25-летнего режиссера с кольцом в носу скомпенсирует «тетю Катю Андрееву» с ее пробором и отлакированной ложью. Поэтому фильм идет в течение дня дважды – в 18.20 и в 23.30: для рекламного шума сделано все необходимое, и шум, то есть требования запретить, сразу возник. Чтобы его еще больше усилить, «Судите сами» 14 января, на четвертый день показа, была посвящена «Школе». Лучшие питекантропы вылезли на экран, чтобы осудить фильм. Передача вышла бессмысленной, зато шумной.

В общем-то сериал «Школа» зрелище действительно необычное, особенно на гламурно-кавээнном Первом канале. Хотя еще со времен социализма было известно, что школа – для абсолютного большинства – это не место получения знаний, а полудобровольная резервация, где просто держат до наступления возраста идти в армию или работать, потому что без контроля «детки» станут совсем опасными социально. Собственно, эту важную социальную функцию школы фильм «Школа» и демонстрирует. Поэтому урок как таковой в фильме практически не показывают, а главные персонажи – школьники, не мотивированные на учебу, а просто тусующиеся.  

Кстати, подобные произведения были – например, пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», написанная в 1980 году. В 1983 г. пьеса и поставленные по ней спектакли были запрещены. Пьеса и запрет на нее обсуждались на заседании секретариата ЦК КПСС 26 апреля 1983 г., которое вел М. Горбачев, разгневанный пьесой. При этом запрет был оформлен как инициатива самой Людмилы Разумовской (она мне об этом и рассказала): ее вызвали в Министерство культуры РСФСР и объявили, что надо сделать другую редакцию и заново залитовать пьесу, но одновременно потребовали от Разумовской подписать бумагу с ее собственным требованием все спектакли с репертуара снять. Заявление было разослано по театрам. В 1988 г. состоялась премьера фильма, который снял Э. Рязанов, фильм стал заметным перестроечным явлением. Так что есть традиция – ужасаться радикальными отечественными фильмами о школе – глубиной уже в 30 лет. Новатор Гай Германика добавила недетской жестокости детям, а в группу отрицательных персонажей занесла учителей (надзиратель в зоне не может быть положительным) и родителей, потому что такая молодая поросль могла возникнуть только в условиях повального лицемерия и цинизма.

Выразительные средства Геманики знакомы по фильмам Алексея Германа: «загрязненные» мизанкадры, в которые лезет много случайного, короткие планы, съемка «с плеча» и звуковой контрапункт, когда в кадре находится один фрагмент действительности, а зритель слышит то, что происходит за кадром. Поэтому «контент» усилен непривычностью и усложненностью формы.  

В целом же кино сделано профессионально и мастеровито, очень крепок сюжет, ориентированный на безвыходные ситуации, усиливающие ощущение безнадежности и пессимизм, и показ беспощадной войны между возрастами, «возрастной расизм» с обеих сторон. Молодежь не скрывая желает старикам смерти, и в этом ее идеология, совпадающая с биологическим законом, правоту которого дети тонко чувствуют и одобряют. И не скрывая ждут, когда уроды старики сыграют в ящик, и наступит время для социального реванша.          

 

Ранее: 

Почему пожар в клубе ужаснул наше ТВ больше аварии на ГЭС
Владея рынком размером с Россию, можно иногда собирать друзей в «Ленэкспо»
Может ли вставать 3 номер рейтинга (Путин) перед 43-м (Медведев)?
Как отечественное ТВ решало, может ли кот быть террористом

Зачем нужен Исаев, если уже есть Штирлиц
А для вас, Баранов, места в букваре не нашлось
Отечественное ТВ знает, как правильно веселиться во время кризиса
Солдаты информационных войск
Впереди новые рубежи
Как наше ТВ правильно использовало новое лицо «Плейбоя»
Образов каких врагов на отечественном ТВ больше?
Наше ТВ выбирало главную Барби из Канделаки, Заворотнюк и Собчак
Как наше ТВ использует старые лозунги на благо светлого будущего
Чем карбид Цекало лучше карбида Галкина, и зачем их показывают на нашем ТВ?
Как наше ТВ отметило юбилей Пугачевой и другие кризисные явления
Как отечественное ТВ не выполнило наказ президента
Как ТВ заниматется фальсификацией истории в пользу интересов России?
Почему сценаристы Путина оказались лучше сценаристов Медведева
Что можно, а чего нельзя критиковать в российской литературе
Как бы ТВ. Полная неизвестность можно ли на нашем ТВ отличить ложь от истины?
Как наше ТВ поможет России отказаться от ламп накаливания
Как выглядит ТВ эпохи надувных кошельков?
Как отечественное ТВ переживает месяц катастроф
Зачем наше ТВ выясняло, кто начал Вторую мировую
О роли ТВ-сериалов в истории развода супругов Слуцкеров
Что такое ПИ-ТВ и чем оно отличается от И-ТВ





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform