16+

«Я прочитал страшно неполиткорректный роман»

21/01/2010

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВ

Перед Новым годом внимательно изучал книжный рынок. Сказать, что меня что-то сильно разочаровало, не могу, хотя и не все оправдало ожиданий. Так, незадолго до праздников купил среди прочего книгу Дрюона «Дневники Зевса». И не сразу потянулся к ней. Потому что это же Дрюон! Оказалась вещь довольно занудная. Это такой пересказ греческой мифологии устами самого Зевса. Как он восстал против папашки, как оплодотворял разных нимф и богинь…


     

    Прием в какой-то степени не нов. На западе было достаточно обращений к этой теме, в том числе и более интересные… Это такой созданный целый мир, со структурой отношений. Наверное, кому-то интересно оживить в памяти, что Афродита все-таки была тетушкой Зевса, а не дочкой. Насладится мудрыми мыслями о природе бытия, а там есть эти попытки, но они мне показались, достаточно вялыми. Значит, с моей точки зрения, книга занудная. И больше, познавательная. Несомненно, крайне полезная для тех, кто захочет где-то, чем-то блеснуть, какими-то неизбитыми примерами из этой самой мифологии, ну и не более того. Поэтому сказать, что это – «Ах!» И что это так сказать три оргазма в одном флаконе… Нет, я бы так не сказал. Но это и не абсолютная хрень.

Одновременно с Дрюоном я также купил Артуро Перес-Реверте «День гнева». Нежнейшим образом люблю этого писателя и журналиста и не оставляю мысль о том, что вытащу его когда-нибудь в Питер. Я предпринимал одну такую попытку, но не сумели его убедить, потому что он ленив и на тот момент вел немножко мизантропную жизнь, говорил, что ничего не будет больше писать, что все ему надоело, что его расстраивает все, что вокруг творится. Будет сидеть, смотреть в море и, в общем, думать о том, какие козлы вокруг и до чего довели матушку Европу. А нет! Накарябал... Я очень боялся начинать читать эту книгу, потому что попались мне пара рецензий в каких-то журналах, типа «Русский репортер», где с легкой иронией было сказано о том, что это попытка почти документального восстановления хроники знаменитого мадридского восстания начала XIX века против наполеоновских войск. И я подумал – блин, вот сделает он какую-то такую штуку, которая заставит меня сделать вывод, что а) состарился и б) издатели уломали, пообещали гонорар, ну все-таки звезда же. Но я скажу, что очень рад. Зря сомневался. Не уверен, что это лучшая его вещь, потому, что для меня есть более значимые -  «Учитель фехтования», «Клуб Дюма. Тень Ришелье», но все же… Вообще роман получился страшно неполиткорректный, живой и я бы сказал такой кровью сочащийся… Кайфовый, одним словом.

Получилась вещь, вызывающая уважение от того, сколько колоссального труда было на нее затрачено. Ведь получилась действительно реконструкция восстания с огромным количеством имен. Целое историческое расследование! Мне сразу вспомнилась книга «Полтава» шведа Петера Энглунда. Там полностью до уровня солдата воссозданная картина полтавского сражения, которая переворачивает школьные какие-то стереотипы в башке. В «Дне гнева» школьных стереотипов ничего не переворачивает, потому что мы не знали раньше ничего толком о мадридском восстании. На уровне школы, всегда были убеждены, что хребет Наполеону сломал героический русский народ дубиной народной войны. И вот буквально по минутам и по часам все воссоздано, как было на самом деле.

В частности Реверте начинает спорить с официальной точкой зрения, которая гласит, что армия приняла свое участие в восстании. Автор же считает, что фактически она осталась в стороне, за исключением нескольких офицеров, которые колебались и в итоге стали национальными героями, хотя сначала были даже ошельмованы. Под конец этой книги, когда добивают повстанцев, уже наворачиваются слезы. Единственное, мне немножко не хватило эпилога – для нас, тех, кто не до конца знает, как разворачивалось это знаменитое партизанское движение в Испании. Ведь не только у нас были партизаны. Какие были политические противоречия, что за урод был их король и к чему потом в итоге все вырулило.

У нас, кстати есть человек, который тоже такие интересные вещи делает – Радзинский. Он очень интересный рассказчик, умеет заинтриговывать, но у них с испанцем разные голоса. Если Реверте – это голос героических, пронзительных песен, то Радзинский – это скорее такой эстетский тенор… Ну две разные кисти, разные мазки получаются. Но теме не менее, сопоставления какое-то возможно. Короче говоря, это очень хорошая книга. Всем желаю ее прочитать и получить удовольствие.     

______________________________________________
  Далее: 

«Никаких офицеров в 1941 году в Красной армии не было»
«Разжалованный» – это живопись и драматургия в одном флаконе
«Чтобы написать о Михалковых, нужна гражданская смелость»
«Читающий человек умеет моделировать собственные фантазии»
«Телефонный справочник – это тоже полезное чтение»









Lentainform