Итоги 2009 года в области визуальных искусств смешали искусство, религию и политику. В потоке событий мы выделили шесть, которые наверняка определят, что ждет художественный Петербург в наступившем году.
Событие 1. Лофт-проект «Этажи» доказал свое право называться главной точкой художественного Петербурга. Лучшие выставки 2009 года – финские фотожурналистика и художественная фотография, а также «Это Люда» – показ петербургских художников на излете «нулевых», трепетных и растерянных. Спасибо художнику Петру Белому, который ради кураторства, пожертвовал годом жизни.
Событие 2. Первое вручение премии «Музейный олимп». Об объективности при определении лауреатов нет речи, судьи и претенденты на награды часто оказывались в одном лице. Важно другое – музейщики напомнили самим себе про миссию – работать для зрителя, а не искать объяснений, почему тот плохо ходит в музеи.
Событие 3. Выставка Торопецкой иконы из собрания Русского музея в коттеджном поселке Княжье Озеро. Народное голосование на ТВ показало, что сторонников передачи музейных икон церкви больше, чем противников. Значит, хранители икон не нашли достаточно убедительных аргументов в пользу сохранения культурного наследия.
Событие 4. Бывшая фабрика «Красное Знамя» стала выставочной площадкой, включая Силовую станцию – знаменитый на весь мир памятник конструктивизма. Вне зависимости от желания собственника недвижимости раскрутить ее для девелопмента, у художников появился шанс поработать в бетонных руинах, пока им не нашли иное применение.
Событие 5. Создание сектора современного искусства в Эрмитаже. Выставка фотографий Бориса Смелова, которая стала первым проектом нового сектора, объединила консерваторов и авангардистов, губернатора и культурную общественность. В Эрмитаже с частными визитами были замечены западные арт-звезды Аниш Капур и Джефф Кунс. Их выставки возможны, но Михаил Пиотровский ставит условие – работы должны быть созданы специально.
Событие 6. «Видеопарад» в Петропавловской крепости – показ пяти видеоинсталляций ведущих западных художников, организованный фондом «Про арте». Не бесконечные «стрелялки», а возможность подумать о преодолении естественного страха перед неизбежностью смерти.
Итак, что будет в 2010-м? Хороших выставок – мало. Церковь продолжит требовать от музеев иконы. Актуальное искусство попробует еще на пару лет отбить промзоны у девелопмента.
Вадим ШУВАЛОВ
- Роман Карцев: «Попробуйте что-то сказать сатирическое на ТВ! Вырежут!»
- Пожарные лютуют: закрыт популярный в городе театр «Ахе»
- Театровед Москвина разочаровала публику своей «Последней жертвой»
- У Русского музея хотят забрать икону XIV века. Музей сопротивляется
- «У нас 300 вопросов по безопасности к организаторам выставок»
- Изначально у Моны Лизы были брови
- Кто и зачем ходит в русские музеи?
- В Выборге не смогли открыть крупный выставочный центр
- Купить и продать валюту в России можно теперь только с существенными ограничениями. Рассказываем об основных
- Вячеслав Володин спросил по-ленински: с кем вы, мастера культуры?
- Сергей Лавров: "Перебесятся наши западные партнеры"
- «Мы не можем забираться на броневик». Почему Яндекс не стал громко обозначать свою позицию в конфликте?
- Способен ли Абрамович остановить спецоперауию на Украине
- Международные санкции к Банку России означают финансовую войну с тяжелейшими последствиями для всех
- О чем Россия и Украина пытались договориться за столом переговоров?
- Как теперь будут летать по миру россияне. И главное - на чем?
- Что имел в виду Путин, отдавая приказ перевести силы сдерживания армии в особый режим несения боевого дежурства?
- Медведев: у России появилась возможность восстановить важные институты, типа смертной казни