16+

Петербуржцам приходят письма: «Вы выиграли миллион рублей!». В чем подвох?

04/02/2010

Петербуржцам приходят письма: «Вы выиграли миллион рублей!». В чем подвох?

Была в советские времена передача на телевидении - «Ленинский университет миллионов». Как следует из названия, учила передача народ миллионы добывать. Потом закрылась. Но, слава богу, нашлись уже в наше время продолжатели этого доброго дела. Отдельным петербуржцам стали приходить письма, в которых сообщалось, что они выиграли миллион рублей. И надо только съездить в Москву, чтобы его получить. Вроде бы хорошее дело, но корреспондент Online812 почувствовал, что без подвоха тут не может обойтись.


            Что значит единственный

На днях к петербурженке, гувернантке, очень интеллигентной женщине, работавшей в свое время экскурсоводом в Исаакиевском соборе, пришло письмо от московской фирмы «Почта сервис», но письмо из Твери – что, в общем-то, закономерно: двери почтовых компаний Москвы, очевидно, настолько завалены снегом, что для отправления писем приходится ездить в Тверь. В этом письме Андрей Макаров, директор по проведению маркетинговой акции «На дом», сообщает, а Михаил Сергунин, финансовый контролер «На дом», подтверждает, что Анна Ивановна (имя изменено по просьбе фигурантки), как один из лучших клиентов фирмы, не раз заказывавший товары по почтовым каталогам (что правда), «становится обладателем беспрецедентного Главного приза в размере 1 000 000 рублей», что 11 января 2010-го, на внеочередном совещании Комитета Дирекции «На дом», уникальный номер 375 948 126, ранее присвоенный ВАМ, Анна Ивановна,  объявлен выигрышным.
Что Анну Ивановну приглашают на торжественную церемонию вручения главного приза в московский офис фирмы в канун 8 марта (4 марта 2010-го), обещают организовать приезд, забронировать билеты на поезд или самолет, встретить на шикарном автомобиле, вручить миллион, сделать фото на память, ужин в одном из лучших московских ресторанов. К письму прилагается приглашение на торжественную церемонию, удостоверение почетного победителя, «100% гарантия вручения 1 000 000 рублей» за подписью финансового контролера Сергунина,  «Персональная идентификация победителя» и прочие документы, подтверждающие статус Анны Ивановны как главного победителя и единственного получателя вышеозначенной суммы.
Такого количества документов и подтверждений статуса не получал даже Дмитрий Анатольевич перед инаугурацией. Но самое главное, чтобы сама Анна Ивановна согласилась получить этот миллион, в чем главный организатор акции Андрей Макаров, видимо, очень сомневается, а потому просит поскорее прислать «Ваш ответ».
Аналогию с президентом проводим не ради красного словца, и даже не в качестве попытки поставить знак равенства между заслугами его перед народом и заслугами Анны Ивановны перед фирмой «Почта сервис», а потому, что есть между публичными обращениями его к народу и тайным письмом фирмы к Анне Ивановне одна удивительная параллель, один и тот же художественный прием, применяемый для повышения доступности обращений. На сайте президента имеется версия для слабовидящих, где очень большими буквами, но очень кратко изложено все, что происходило с Дмитрием Анатольевичем за последнее время, а в письме от фирмы к Анне Ивановне, точнее, не в самом письме, а на внутренней стороне конверта есть версия предстоящих событий с Анной Ивановной для очень хорошо видящих, где очень мелкими буквами, без всяких абзацев, но очень подробно излагается все, что нужно сделать Анне Ивановне, чтобы получить заветный миллион.
И из пояснений этих становится ясно, что кроме заполнения бланка согласия на получение  миллиона (ну очень большими буквами) нужно Анне Ивановне заполнить бланк заказа на одну из каталожных вещичек, которые стоят сущие пустяки по сравнению с призом – в среднем около 1000 рублей (от сырорезки за 299 рублей до швейной машинки за 1999 руб., дороже ничего нет). Еще надо заказ этот оплатить. В течение 8 дней, а лучше всего одной из первых. А еще встретиться в Москве на церемонии вручения с неограниченным кругом точно таких же «главных победителей» и «единственных получателей», которые, все до единого, имеют точно такой же «уникальный номер» (375 948 126).  И еще придется поучаствовать в процедуре отбора на самом деле единственного победителя и получателя 1 млн руб., который будет выбран «не случайным образом», а согласно «правилам проведения маркетинговых акций, определения призеров и вручения призов», с учетом суммы заказа, даты поступления заказа, факта поступления оплаты по данному заказу в полном объеме, «из числа всех зарегистрированных участников, выполнивших необходимые условия заказа и оплаты товаров». Сколько таких претендентов будет, не сообщается.  Не приводится и конкретный алгоритм выбора.
Зато дается разъяснение термину «Ваш ответ», употребленному директором Андреем Макаровым в письме к Анне Ивановне. Под «Вашим ответом» и понимается вышеперечисленная совокупность действий – заказ товара, оплата и т.п. А без ответа не будет никакого приза.
А еще дается определение термину «Главный победитель» (он же – единственный получатель). «Главными победителями» маркетинговой акции, производимой с целью стимуляции спроса, по правилам акции, являются все, кто получил точно такие же документы, с заверениями, что он теперь становится единственным обладателем уникального приза в 1 миллион, все бесчисленные участники маркетинговой акции. Жаль, что на конверте не приводится полная версия толкового словаря Владимира Даля в версии Геннадия Макарова, где давались бы определения всем общепринятым русским словам. Тогда, возможно, Анна Ивановна и ответила бы на письмо от фирмы «Почта сервис» адекватно. А так не ответила и даже конверт в гневе порвала. Осталась без миллиона.
Вконец расстроенный, я, конечно, позвонил фирме «Почта сервис» с вопросом, не могу ли я заменить Анну Ивановну хоть в какой-то степени.
В московском офисе фирмы сказали, что не могу, что я вообще никакая не замена, и на какие-либо вопросы они отвечают только своим постоянным клиентам, каким я не являюсь, хотя и называю правильные фамилии, коды, почтовые индексы и так далее, потому что голос мой не похож на женский.

            Под крылом Ларисы Голубкиной

– В принципе, они, конечно, делают доброе дело для всей России, для всей, за исключением Москвы и Петербурга, – не пытается вешать всех собак на фирму «Почта сервис» Анна Ивановна. – Для какого-нибудь Задрищенска, где ничего нет, это, может, единственный способ получить современные товары. Я же с этой фирмой связалась несколько лет назад по чистой случайности. Тогда они тоже прислали каталог, и в нем – о счастье! – была фигурка ангела. А я коллекционирую ангелов. У меня уже, наверное, около 50. В следующем каталоге, который они прислали, было французское лекарство для похудания. А я такая толстуха, иначе я с ними бы не связалась! Заказала, лекарство не подействовало, но бог с ним.
Нужно ли добавлять, что Анна Ивановна не единственная клиентка фирмы «Почта сервис», а фирма эта не единственная в своем роде. Как рассказали нам юристы, в России действует с десяток подобных фирм. Письма от них получают в основном жители  Тулы, Твери, Набережных Челнов и других некрупных городов, где еще нет петербургско-московского товарно-вещевого изобилия (про Тулу, которая совсем под боком у Москвы, – свидетельствую, сам там был).  Сравнительно недавно (сказался, конечно, кризис) добрались они до Петербурга, но письма с каталогами шлют не всем. Целевая аудитория их довольно определенна. Достаточно сказать, что лицо фирмы «Почта сервис» – Тамара Семина, популярная в свое время актриса, исполнительница потрясающей роли Катюши Масловой в фильме  Михаила Швейцера «Воскресение» (1960 г.), по одноименному роману Льва Толстого, и других ролей в популярных фильмах 60 – 80-х годов – «Золотой теленок», «Вечный зов», «Трактир на Пятницкой». Сейчас Тамара Семина не сходит с телевизионных экранов как исполнительница главной роли в рекламном ролике про пасту для зубных протезов. Семина вручает призы от фирмы «Почта сервис».
Еще одним лицом фирмы стала более известная Лариса Голубкина. Лариса Ивановна рекомендует товары из каталога «На дом» как «настоящую находку для любой хозяйки», «Все мы – женщины, хранительницы домашнего очага». «Настоящей находкой» для фирм типа «Товары на дом» стали все женщины, желающие выглядеть, как Лариса Голубкина и Тамара Семина в их годы, и подсознательно проводящие аналогии с этим их видом и соковыжималками из каталога.
Мы бы никогда не стали об этом писать, если бы  история с «Почтой сервис» не стала символическим знаком, означающим гибель всей системы юриспруденции в России. Ведь в действиях фирмы практически нет ничего противозаконного. И именно потому, что все законы ставят букву выше смысла.

             Крах юриспруденции

– К нам звонят порядка 10 клиентов фирмы «Почта сервис» ежедневно, хотят судиться, мы терпеливо объясняем, что мы совсем другая фирма с таким же названием, что не продаем товары по каталогам, а оказываем почтовые услуги, причем только юридическим лицам, – рассказывает директор одноименной московской фирмы «Почта сервис» Елена Смирнова. – Наш юрист работал над этой проблемой, но понял, что мы никак не можем защитить свою репутацию. Название нашей фирмы не зарегистрировано как оригинальное.  Чтобы доказать, что мы пострадали от одноименной фирмы, проводящей маркетинговые акции, надо, например, предъявить договор, который сорвался из-за них. У нас такого договора нет. Кстати, уверяют, что пару раз они действительно выплатили по миллиону.
По правилам проведения маркетинговых акций участниками акций не могут быть сотрудники фирмы-организатора. Но могут быть их знакомые. Иначе это была бы совсем уж дискриминация.
Проблема не в этом. Из истории следует, что известным словам вроде «победитель», «единственный» и другим можно на вполне законном основании придавать совершенно иной смысл, основывать на этом рекламные предложения, какие угодно договоры, и все они будут иметь силу. Можно как угодно жонглировать словами, обещать людям, что угодно, но только не на словах, а в письменном виде, не выполнять свои обещания по сути и не нести за это никакого наказания.
 - Будет ли иметь юридическую силу такой договор:  «Я, Орешкин Алексей Борисович, обязуюсь продать фирме «А» электробритву «Победа» за 100 рублей. Термин «продать» означает получить от фирмы «А» в вечное пользование эл. бритву «Победа» и отдать фирме «А» за это  100 рублей»? – спросили мы у специалистов.
– В договорах можно писать какую угодно ахинею, называть черное белым,  и все они будут действительны, но при разбирательстве в суде приоритетное значение будет иметь общепринятый смысл слов, смысл, закрепленный за ними в общепринятых словарях.  Победу в процессе одержит та сторона, которая понимала под словами то, что понимают все, – рассказывает Алексей Скойтов, юрист общества защиты прав потребителей «Диалог». – В вашем случае дело осложняется тем, что письмо, в котором содержатся условия проведения маркетинговой акции, не является договором. Оно даже рекламой не является, поэтому нельзя, например, применить статью 182 УК РФ «Заведомо ложная реклама».  В соответствии с ФЗ «О рекламе»: «реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и… адресованная неопределенному кругу лиц». Здесь же письма рассылались вполне определенным людям, клиентам фирмы. Закон о защите прав потребителей применить тоже будет трудно. Насколько я понимаю, с товарами, которые присылались по почте, все было в порядке. Однако шансы есть. Можно доказывать, что вы покупали соковыжималку не ради нее самой, а чтобы получить приз в 1 миллион рублей, а приза этого не получили. Таким образом, купленный товар не соответствует заявленным характеристикам, не выполняет основную свою функцию. Доказать это будет довольно трудно. Защищая вас в суде, юрист запросит большие деньги.
Неприменима к подобной почтовой рекламе и статья 1063 ГК РФ «Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению», так как призеры определяются не случайным образом (см. правила акции).
Как уверяют юристы, не удастся применить и статью 1055 ГК РФ – «Обязанность выплатить награду»: «Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения… тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие… обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие». Потому что обращение дирекции «Почта сервис» якобы не носит признака публичности – все письма адресованы не всей почтенной публике, а конкретным людям и строго конфиденциальны. Чтобы подчеркнуть это, фирма и не отвечает на вопросы никому, кроме своих клиентов.
Тут они меня не убедили. Подобных писем разослано тысячи. Это что ж получается? Пригласил я на митинг несколько тысяч своих клиентов, встал на трибуну, стою, молчу, разбросал всем листовки с одинаковым содержанием, только в конвертах с адресами и буду доказывать в суде, что пара тысяч человек это еще не публика? А что тогда публика? Фактически вся реклама адресована определенному кругу лиц – населению планеты Земля.

Алексей ОРЕШКИН








Lentainform