16+

Скоростной поезд Петербург-Хельсинки тормозят пограничники

08/02/2010

Скоростной поезд Петербург-Хельсинки тормозят пограничники

15 января в Хельсинки, для испытаний, прибыл первый состав скоростного поезда Allegro, который уже в конце этого, 2010 года должен начать курсировать на скоростной трассе Петербург – Хельсинки. Однако выясняется, что на первом этапе эксплуатации он не сможет доставлять петербуржцев в Хельсинки за 3 часа.


            Ускорение наклоном
 
Открытие скоростного движения запланировано на 4-й квартал 2010 года, но в каком именно месяце это случится, точно сказать нельзя, – сообщили в пресс-службе Октябрьской железной дороги. Ясно только, что до конца года должно состояться.
Как сообщили в компании Alstom (поезд изготовлен в Италии на заводе французской компании Alstom и доставлен в Финляндию на пароме – Прим. авт.), испытания в Финляндии закончатся весной, ориентировочно в апреле, и поезд сразу переберется в Россию. Испытания в России планируется завершить до конца 2010 года, после чего поезд можно пускать на трассу. Окончательное решение о дате запуска примет компания-оператор, которая заказала поезда, занимается реконструкцией трассы и будет продавать билеты – совместное российско-финское предприятие Oy Karelian Trains Ltd, созданное ОАО «РЖД» и VR-Group (АО «Железные дороги Финляндии»). Пока что РЖД отказывается назвать хотя бы приблизительную стоимость билетов.
Также нельзя точно сказать, и за какое время поезд будет доезжать до Хельсинки на первом этапе эксплуатации. По пессимистическому сценарию – за те же 6 часов, как и обыкновенные, не скоростные поезда «Сибелиус» и «Репин», что курсируют сейчас на том же участке. По оптимистичному – за 3,5 часа. Дело, разумеется, не в технике – расстояние от Петербурга до Хельсинки всего 380 километров, конструктивные особенности поезда позволяют развивать скорость 275 км/ч, но из-за особенностей пути по территории Финляндии он будет ходить со скоростью 220 км/ч, а по территории России  – 200 км/ч. Для этого пришлось менять контактные сети, а сами железнодорожные пути дорабатывались по минимуму.
 - Испытывать необходимо не только конкретную модель поезда, но каждый экземпляр, это незыблемые правила для скоростного железнодорожного сообщения, – пояснил Виктор Корсаков, начальник службы по связям с общественностью ОЖД.
 Хотя марка Pendolino  существует достаточно давно, 412 таких поездов ходят в 10 странах мира, от Европы до Китая, для эксплуатации в России и Финляндии поезд пришлось модифицировать – на тележках поезда установлены резиновые мембраны, защищающие от снега и льда, новая система отопления, создающая комфортную температуру внутри при температуре снаружи до минус 40 град., и, наконец, двойная система электроснабжения.
С электроснабжением этим вообще довольно странная история. До недавних пор электропоезда в России ходили на постоянном токе, в большинстве стран Европы – на переменном (исключение – Бельгия и некоторые другие). Сейчас  линии на переменном токе преобладают и на Российских железных дорогах. Линии, ранее электрифицированные на постоянном, переводят на переменный, например, Петербург – Мурманск (токораздел сейчас – на станции Свирь). Однако линию на Хельсинки до сих пор не переделали. Поэтому на поезд Allegro пришлось ставить двойную систему электроснабжения – в России он будет ходить на постоянном токе 3 кВ, в Финляндии – на переменном, 25 кВ. Но главная фишка всех поездов Pendolino, которой нет даже на «Сапсане» (модель Velaro RUS немецкой компании Siemense), – принудительная система наклона кузова во время движения. Как только поезд входит в поворот, бортовой компьютер наклоняет весь вагон на угол, оптимальный для этой скорости движения и кривизны пути (до 8%), при этом оси тележек продолжают двигаться параллельно шпалам, по той простой причине, что вагон поезда, в отличие от автомобиля, не умеет ехать на двух колесах. Благодаря такой системе удается увеличить скорость на кривых участках на 20 – 30%. В 2001 – 2002-м французская Alstom выкупила эту технологию у итальянцев, а заодно и завод в Италии, откуда теперь поставляется подвижной состав для скоростной трассы СПб – Хельсинки. Почувствует ли человек этот наклон, можно ли будет ходить в поезде на скорости 220 км/ч или придется сидеть пристегнутыми?
– Разумеется, можно ходить, даже с бокалом  шампанского, человек даже не замечает наклона пола – рассказывает Изабель Тураншо, PR-менеджер компании Alstom Transport по России и странам СНГ.
Ладно бы, поезда без системы наклона были дешевле, но они, наоборот, дороже. 8 поездов модели Velaro RUS («Сапсан») от немецкой Siemens обошлись в 276 млн евро (по 34,5 млн за поезд) + 354,1 млн евро (техобслуживание в течение 30 лет), а 4 поезда модели New Pendpolino (Allegro) от Alstom – 120 млн евро (по 30 млн евро за шт.).  Как бы то ни было, закупленные поезда и реконструкция трассы позволяют сократить время в пути до 3 часов от Петербурга до Хельсинки. Но чтобы это стало возможным, пришлось переделывать российское законодательство. Апгрейд пока не завершен…

            Как сейчас все происходит

Одно из преимуществ железной дороги, как транспорта, позволяющее ей конкурировать с авиацией в Европе, – отсутствие регистрации, бесчисленных досмотров перед посадкой, увеличивающих время в пути. Это преимущество действует и в России, и оно уже сыграло свою роль, когда в декабре 2009-го открылось скоростное сообщение между Петербургом и Москвой. Поезд «Сапсан» доставляет из центра Петербурга до центра Москвы за 3 часа 45 минут, чем не может похвастаться ни один самолет (1 час до аэропорта, за 1,5 часа прибытие в аэропорт, 1 час на полет, 1 час – от аэропорта до города  итого 4,5 часа как минимум). В случае с трассой Петербург – Хельсинки ставка делалась на то же самое. Но камнем преткновения стали российские особенности оформления пассажиров на границе.
До сих пор для того, чтобы  пересечь российско-финскую границу, необходимо остановить поезд в Выборге, простоять там какое то время, пока проверят паспорта всех пассажиров. Кроме того, надо пройти таможенный контроль. В отличие от автобусов, правда, пассажиров поездов «Сибелиус» и «Репин» для этого на свежий воздух не выгоняют, а просто собирают паспорта, после проверки отдают. Параллельно таможня прямо в поезде досматривает наиболее подозрительные чемоданы (как правило, большие). Тем не менее, на процедуру проверки уходит время, в итоге сэкономленные за счет применения скоростного поезда  минуты теряются на бюрократических формальностях на российской границе. Во всех остальных странах и даже на том же поезде, но на финской территории проблема решается просто – пограничники садятся на одной станции, выходят на другой и за это время успевают проверить паспорта.
В России же этого до сих пор не происходит. И вовсе не из-за самодурства или какой-то особенной медлительности российских пограничников. Просто они добросовестно исполняют российские законы, действовавшие до недавнего времени.

             Спецвагон готов

По закону «О Государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 года, ст. 11, подписанного еще Ельциным, «пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных… пунктах пропуска».
Только в установленных пунктах пропуска! Поезд, естественно, таким КПП не является, потому что его нельзя установить ввиду неопределенности места пребывания. То есть установить, конечно, можно, но тогда он станет памятником, наподобие броневика В. И. Ленина на Финляндском вокзале.
Вопрос этот встал ребром еще в 2003 году, когда президенты России и Финляндии принципиально договорились о строительстве скоростной железнодорожной трассы. К концу 2008 года его удалось решить. 25 декабря президент Дмитрий Медведев подписал поправки в Закон о госгранице. Закон уже вступил в силу в новой редакции. Отныне «пограничный, таможенный контроль… при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом могут осуществляться вне пунктов пропуска через Государственную границу».
Это настоящая революция в российском законодательстве. Заметьте, исключение сделано только для железнодорожных перевозок. Пожалуй, это первый случай, когда глобальный российский закон меняется ради строительства конкретной скоростной трассы.
Осталось только реализовать закон на практике. Поезд модели Pendolino не случайно получил новое название для работы на трассе СПб – Хельсинки. Во-первых, должен же быть у поезда какой-то бренд. Allegro – обозначение быстрого темпа в нотных партитурах, термин итальянского происхождения, что одновременно – дань уважения к изобретателям технологии наклона вагонов. А Pendolino в переводе с итальянского -  просто «маятник», что, безусловно, сильно тормозило бы работу таможенников, так как вызывает ассоциации с «челноками», против которых они и работают. 
– Мы со своей стороны сделали все необходимое, в поездах Allegro есть специальный вагон, оборудованный отсеками для таможенного контроля, – рассказывает Изабель Тураншо.
Российская таможня, как видно из наших наблюдений, тоже справилась – проверка чемоданов уже сейчас идет прямо на ходу поезда. Даже в обычных поездах «Репин» и «Сибелиус», где нет удобных столиков для опорожнения чемоданов и распятия провинившихся.
Пограничники пока не сумели подготовиться. В пресс-службе Пограничного управления ФСБ РФ по СПб и Ленобласти нам не смогли объяснить, за чем дело стало и когда наконец удастся наладить паспортный контроль без выноса паспортов из подвижного состава, прямо по ходу движения.
Как пояснил Александр, сотрудник пресс-службы, смысл паспортного контроля сводится к проверке подлинности документов (паспорта и визы в нем), которую нельзя осуществить просто глазом без специального оборудования. Кроме того, необходимо проверить, не относитесь ли вы к числу лиц, «в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации» (человек в розыске и т.п.).
Сама технология проверки держится в секрете. Ясно только, что пограничников, проверяющих паспорта прямо в поезде, придется снабдить дополнительными полномочиями и некими портативными устройствами, которых пока нет и неизвестно когда появятся. Так что скоростное сообщение между Петербургом и Хельсинки временно откладывается.
В ОЖД, впрочем, выразили надежду, что пограничная служба России наверстает упущенное за оставшиеся – 8 – 11 месяцев. В конце концов, не может же подразделение даже такой отлаженной структуры, как ФСБ, работать быстрее, чем два президента РФ, которым понадобилось 5 лет, чтоб откорректировать Закон о государственной границе.

Алексей ОРЕШКИН, фото Станислав ВОРОНИН











Lentainform