16+

«Россия» станет дочкой «Аэрофлота». А станет ли Пулково хабом?

08/02/2010

«Россия» станет дочкой «Аэрофлота». А станет ли Пулково хабом?

Смольному удалось извлечь пользу из развала федерального проекта «Росавиа». Путин публично гарантировал Петербургу участие в акционировании ядра несостоявшегося «Росавиа» - ГТК «Россия». Кроме того, гендиректор «Аэрофлота», в который в конце концов вольется «Россия», - «московский петербуржец» Виталий Савельев. Так что реформирование и будущая деятельность ключевой для Петербурга авиакомпании должно пройти под петербургским контролем. Правда, не факт, что это приведет к увеличению географии полетов из Петербурга.


       На прошлой неделе стало известно, что не будет никакого большого государственного и альтернативного «Аэрофлоту» объединения в рамках «Ростехнологий» шести региональных авиакомпаний. А будет их акционирование и вливание в «Аэрофлот», который станет контролировать примерно 40% рынка в России. Самая крупная компания развалившегося федерального проекта – ГТК «Россия», без которой, в свою очередь, под вопросом оказывался проект превращения в хаб аэропорта Пулково. По мнению вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова, «если у аэропорта не будет своей базовой авиакомпания, которая формирует маршрутную сеть из Петербурга, о хабе  международного уровня можно забыть». При этом реконструкция аэропорта Пулково – дело уже решенное, и немецкая компания Fraport уже составляет детальный проект функционирования будущего хаба.
Именно поэтому правительство Петербурга так долго боролось за «Россию» и право участвовать в ее акционировании. Однако петербургские проблемы не очень волновали руководителя «Ростехнологий» Сергея Чемезова, который ни разу публично не успокоил Валентину Матвиенко и не дал ей никаких гарантий.
Когда федеральные власти признали, что из авиапроекта Чемезова ничего не вышло, Смольный перешел в наступление и лоббировал передачу ГТК «Россия» городу, но с участием федерального бюджета в покрытии долгов компании. Однако отдельную авиакомпанию Смольному решили не оставлять – объявлено, что ГТК «Россия» вольется в «Аэрофлот».
Тем не менее, Смольный не остался у разбитого корыта -   одобряя предложение по передаче шести авиакомпаний, в том числе «России» в «Аэрофлот», Владимир Путин заявил, что правительство Петербурга поучаствует и в акционировании и в реформировании управления авиакомпанией. Смольный должен получить 25% + 1 акцию в «России», этот блокирующий пакет позволит влиять на принятие ключевых решений. Прежде всего – о базировании «России» в Пулково. Есть у экспертов надежда, что и впоследствии интересы Петербурга не будут забыты – гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев с середины 90-х работал в петербургском банковском бизнесе и как приличный человек не должен совсем уж забыть о нуждах Петербурга.
Пока главная проблема – долги ГТК «Россия». Их объем оценивается  примерно в 6 млрд  рублей. Главный кредитор – поставщик топлива «Совэкс», которым владеют «Лукойл» и «Газпром нефть». «Совэкс» беспрестанно подает на «Россию» в суды и выигрывает свои миллионы, которые «Россия» из-за кризиса возвращает с большим трудом.
Ситуацию могут облегчить несколько моментов: во-первых, совладельцы «Совэкса» – крупнейшие инвесторы в Петербурге и незримыми нитями связаны с городскими властями, а «Газпром нефть» к тому же здесь зарегистрирована и является одним из крупнейших налогоплательщиков Петербурга. Во-вторых, впереди – акционирование «России», и за долги можно предложить кредиторам определенный пакет акций. Вряд ли он будет даже блокирующим, но бизнесменам приятно и стратегически важно, а городу – актуально: он получает еще несколько заинтересованных голосов в будущем совете директоров авиакомпании.
Главный вопрос будущего –  куда будет летать «Россия», превратившись в дочку «Аэрофлота». И городские власти, и потребители заинтересованы в максимальном расширении маршрута полетов. Однако далеко не факт, что это случится. Основная проблема: в Петербурге не хватает пассажиров, чтобы заполнить регулярные рейсы на многие расстояния. Надо привлекать транзитных пассажиров – этим и собирается заняться управляющая компания «Пулково». Но заинтересован ли в этом «Аэрофлот», которому выгодно обеспечивать загрузку собственных рейсов из Шереметьева?             

Евгений НИКИТИН

Справка
В 2009 году ГТК «Россия» сократила количество перевезенных пассажиров на 15,3% – до 2 млн 947 тыс. 446 человек. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.

Что выиграл Смольный
– Гарантии получения блокирующего пакета акций ГТК «Россия».
– Возможность сохранить проект развития аэропорта Пулково как хаба.
– Надежду получить еще одного крупного налогоплательщика при условии регистрации в Петербурге «России» как дочки  «Аэрофлота».








Lentainform