Дополнения в закон «Об административных нарушениях в сфере благоустройства в СПб», определившие правила выгула собак в Петербурге, вступили в силу. Вооружившись линейками, участковые милиционеры и инспекторы муниципальных округов начнут охоту на нарушителей.
Лучше быть злобным, чем большим
Опрос общественного мнения показал, что многие собаковладельцы не собираются выполнять отдельные пункты новых правил и готовы пополнить бюджет Петербурга как штрафами, так и добровольными пожертвованиями на собачьи площадки, строить которые, однако, никто не собирается.
Как известно, к разработке законов специалистов допускать нельзя. Если написание закона о собаках поручить собачникам, закончится это тем, что намордники придется надеть на милиционеров. Смольный старался избежать подобного исхода, потому написание основного текста поручили Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Поводом к разработке закона стал печальный случай в начале июля 2009-го, когда три бурбуля сделали инвалидом 13-летнего мальчика в Курортном районе. Со специалистами при разработке закона советовались, но не более того. Так что предложения с их стороны просочились по минимуму.
– Нам удалось зарубить короткие поводки, этого допускать нельзя, – рассказывает Юрий Калюжин, заместитель председателя Общественного совета при правительстве СПб по гуманному обращению с домашними животными.
Основой закона, однако, стал пункт о размерах. Нововведение довольно смелое, но не лишенное смысла. Если его применить к людям, работа милиции значительно упростится. Отпадет необходимость в фотороботах и прочих надуманных ухищрениях. Задерживать на улице будут всех, кто выше 164 см, как потенциально опасных преступников. Потому как маленький человек укусить по-настоящему не может. В соответствии с законом «Об административных нарушениях в сфере благоустройства в Петербурге», безопасными теперь считаются все собаки до 40 см в холке. Всем, кто гуляет с более крупными собаками без поводка и намордника за пределами «специально установленных мест» (площадки для выгула, площадки для дрессировки, собачьи выставки), полагается штраф от 2 до 4 тыс. рублей. Без поводков гулять нельзя даже с самой маленькой собакой. При выгуле собак карманного размера допускается пристегивать их подручными средствами, например, ремешком от брелока для ключей.
Величина штрафа – 2 тысячи или 4 – будет зависеть от места выгула. Особо злостным нарушением считается прогулка с собакой на детских площадках, территориях социальных учреждений (детские сады, школы, интернаты, дома малютки, дома престарелых) и в местах проведения культурно-массовых мероприятий, если только это не специализированные собачьи выставки. Последний пункт, правда, довольной скользкий – не поясняется, что делать с собакой, если идешь с ней на городской праздник, где гонки борзых за механическим зайцем – только часть культурной программы. Использовать заводных борзых?
– Логично было бы учитывать, конечно, не размер, а породу, те цели, с которой она выводилась, – считает Анна Баландина, главная в Петербурге заводчица самоедов, член Федерации кинологического спорта и главный режиссер ЦПКиО по основной профессии. – Чем меньше собака, тем больше она пугается человека и проявляет агрессию. Бультерьеры гораздо ниже 40 см, таксы – охотничьи, весьма агрессивные собаки, пекинес выведен для охраны царственных особ, у них в крови – умри, но не допусти никого к телу принцессы. Самоеды довольно крупные собаки: кобели – 56 – 60 см в холке, но самые мирные и дружелюбные. Дети могут их щекотать, залезать в ухо, носик, собаки только улыбаются. У них, как у ездовых собак, такое отношение к человеку воспитано во многих поколениях и передается на генетическом уровне.
Справедливость этих слов могу подтвердить на собственном опыте: чего я только не делал с самоедами – валил на снег, кусал за ухо, все безрезультатно: собаки только хихикали. А в Финляндии подошел к одной маленькой собачонке, погладил только. В благодарность сука (по характеру, пол не рискую определить) бросилась на меня, порвала новые джинсы и укусила так, что я помнил об этом все рождественские каникулы. При этом хозяйка (на вид – около 165 см в холке) вела себя как настоящий самоед – только улыбалась и говорила «извините».
Могли ли об этом не знать разработчики закона, советовавшиеся со специалистами? Конечно, не могли, но настояли на своем. Вариант сортировки собак на породы, опасные и нет, отмели как слишком сложный в исполнении. Как объяснил Юрий Андреев, начальник Управления ветеринарии администрации СПб, в Петербурге слишком много беспородных собак, степень агрессивности которых очень сложно определить по внешним признакам. С породистыми собаками тоже все очень сложно – постоянно появляются новые породы, которые трудно отслеживать, но еще труднее натаскивать на них милиционеров и сотрудников муниципальных образований.
Утверждение, конечно, очень спорное. В мире насчитывается около 400 пород собак. Трудно представить себе участкового милиционера, который не может запомнить в лицо такое количество особей. Ведь у каждого такого служителя закона на участке проживает несколько тысяч человек. И если он не знает каждого в лицо, он профессионально непригоден и подлежит увольнению. Конечно, институт участковых в последнее время ослаб из-за того, что должность маленькая, зарплата крохотная. Но теперь он должен возродиться, так как участковые смогут выписывать штрафы и в этом хоть в какой-то степени приблизятся к людям вполне престижной профессии – инспекторам ГИБДД. Конечно, дастся это непросто – им придется рискнуть собой, хотя бы в процессе замера собак. Но это только обезопасит население. Если собака не укусит милиционера, она уже никого не укусит. Муниципала она тем более не укусит, так как на тех и так нет живого места – все в укусах от благодарного населения. К сожалению, наделив участковых полномочиями, их не наделили инструментами. Но и этот вопрос сейчас решают энтузиасты.
– Я переговорил с участковыми на нашей территории и по итогам закупил 60 складных металлических линеек, по 5 частей по 20 см в каждой, – рассказал Дмитрий Ильковский, депутат муниципального округа «Петровский», известный подвигами на ниве борьбы с собачьими кренделями. – Это очень недорого – всего по 56 рублей за линейку. Линейки мы раздадим милиционерам, а также служащим муниципального округа – у нас есть 3 человека, которые уже сейчас патрулируют территорию и выявляют нарушителей закона о благоустройстве.
- Закон, конечно, несовершенный, но, как говорил Цицерон, несовершенство – еще не повод его не выполнять, – говорит Юрий Калюжин. – К сожалению, я пока не вижу намордников на больших собаках, хотя все владельцы хорошо информированы и просто кипели, когда закон обсуждался. При всей моей любви к собакам, они – источники повышенной опасности.
По недоразумению в закон просочились-таки пункты, с которыми согласны даже специалисты. Так, например, запрещен теперь выгул больше чем двух собак, но одним человеком, если только собака не выше пресловутых 40 см.
– Ограничение по росту, конечно, полный бред, а в принципе мера правильная, – считает Анна Баландина. – Я не удержу сразу трех своих собак, главное достоинство ездовой собаки – тягловая сила. Самоедов у меня их восемь. В критической ситуации, я смогу управлять сразу 4 самоедами. Как? Я просто лягу. Это проверенный способ. Собаки сразу переключают внимание на меня, подходят, проверяют, не умерла ли, согревают, облизывают.
Новым законом также запрещен выгул собак малолетками (младше 14 лет), даже с поводком и намордником. Малолетки с поводком в руках по опасности своей приравнены к лицам в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения – те же 2 – 4 тыс. руб. за прогулку с другом человека.
– Странно ограничивать возраст только снизу, – считает Светлана Малякина, собаковладелец. – У нас во дворе есть бабушка, которая гуляет с собакой, похожей на козу и примерно таких же размеров. Она ее ни за что не удержит, если что. Конечно, лучше чтобы с крупными собаками гуляли взрослые. Но если нет такой возможности, например, в середине дня взрослый на работе, а дома остался парень лет 13 – 14, почему б ему не погулять? Что же собаке дома какать, это лучше? Гайдар в 14 лет уже полком командовал.
Опрос разных собачников показал, что новый закон они все-таки собираются выполнять, но в пределах разумного. Пределы разумного зависят от многих факторов – свободного времени, числа упитанных членов семьи, концентрации участковых на единицу придомовой территории…
Без намордников по дикому Западу
На диком Западе все, конечно, по-другому. Там до таких элементарных мер, как замер холки, еще не додумались. Во многих странах Европы правила прогулок с собаками привязаны к породе, и законодательно утверждено такое простое понятие, как «собака бойцовой породы», и даже такое сложное, как «собака-компаньон».
Как объяснили нам в центре служебного собаководства «Рональд», собака-компаньон «обладает повышенным интеллектуальным уровнем и рассудительной деятельностью, полностью управляема в любых условиях». Такими собаками могут быть хорошо воспитанные овчарки, ретриверы и многие другие, но не все породы. От воспитания вообще очень многое зависит, иногда даже больше, чем от породы. Вот как только выявлять эту самую управляемость и интеллектуальные навыки? Очевидно, придется вводить тесты на IQ и проводить их силами участковых милиционеров прямо на месте выгула или заблаговременно выдавая сертификат «безопасная собака». В Европе и уж тем более в Африке пока что пользуются более примитивными методами.
– В августе этого года я побывал в ЮАР, изучая их законы и применение на практике, говорил там с дамой, чуть ли не главной заводчицей бурбулей, – рассказывает Дмитрий Ильковский. - В Ист-Лондоне, городе с 750 тыс. населения, бурбулей много, но с ними нет никакой проблемы. Намордники никто не применяет, это у них считается издевательством над животным. Тем не менее, за 0,5 года – всего 17 случаев нападения бурбулей на человека, с травмами. После каждого такого случая хозяин готов повеситься – на него вешается иск до $1 млн, человек лишается всего за то, что вовремя не удержал собаку.
На самом деле, штрафы, конечно, не панацея. Панацея – воспитание т.н. человека разумного до уровня друга человека. Собака относится к человеку так, как он относится к ней, даже немного лучше. Ублаженная и ухоженная собака никогда не будет кусаться.
– Пример отношения к собакам – Германия и Австрия, – рассказывает Анна Баландина. – В Германии с собаками можно везде, только не в Рейхстаге, где все голые на поляне загорают. Как-то мы зашли в главную пивную Мюнхена, застеснялись, говорим – извините, мы тут с собаками. Ничего, ничего, – говорят, – проходите. Проходим. Садимся, держу своих собак в интимном пространстве – между ног. Подбегает официант, первое, что он приносит, – миску с водой для собак, потом пару сосисек для них же и только после этого принимает заказ у нас. И нет у них этой проблемы – укушенных. В Зальцбурге с собаками можно даже в средневековый замок и музей, надо только, чтобы был намордник, не надетый, сбоку висит на всякий случай. Такой же, кстати, порядок у нас в Петербурге, на выставках.
– Неужели вы успеете его надеть, если собака решит закусить другим туристом или собакой?
– Свою собаку я могу просчитать, это 100%. Вообще любая собака – не медведь, никогда не нападает без предупреждения. В этом отношении они очень честные ребята: сначала рычат, поджимают холку.
– А меня маленькая собачка в Финляндии сразу укусила, даже бровей не хмурила.
– Это от страха. Вы нарушили ее интимную зону. У любой собаки есть такая территория.
Вот уже два дня, как я выполняю совет специалиста. Всех собак предупреждаю. Прежде чем погладить, рычу. Еще ни одна не укусила.
Где же с ними все-таки гулять
С площадками для выгула в Петербурге плохо. Когда-то они были. Например, в парке между ул. Антонова-Овсеенко и ул. Подвойского. Теперь на этом месте гипермаркет. Несколько площадок чудом уцелело. Например, в Петроградском районе, на углу Б. Пушкарской и Пионерской, появилась в незапамятные времена, сейчас не состоит в реестре государственного учета, не висит ни на чьем балансе. Но сохранилось кое-какое оборудование. В Адмиралтейском районе очень обрадовались, когда нашли две такие площадки - у дома № 79 по Московскому проспекту, у дома 38 – 40 по Бронницкой улице. Сразу включили в число 19 так называемых зон для выгула. Прочие зоны – это ничем не оборудованные набережные – Крюкова канала, реки Пряжки, канала Грибоедова, Адмиралтейского канала, Введенского канала, Обводного канала, реки Фонтанки, Бумажного канала, пустырь на пересечении Витебской улицы и Мясной.
В ноябре 2009 в администрации Адмиралтейского района прошло совещание по собачьему вопросу, собирались собраться еще раз, выявив места массового обитания собак и включить строительство собачьих площадок в смету муниципальных образований. История, однако, не получила продолжения. В других районах и того нет. Даже в МО «Литейный» Центрального района и в округе «Петровский», которые отличились установкой собачьих контейнеров. Как рассказал Дмитрий Ильковский, собачьи площади не заложены в бюджет за неимением места, единственное место, где их можно было бы построить – Петровский остров, но он далеко – от ближайших домов около 1 км и вряд ли туда кто-то будет ходить с собаками по нужде.
– В центре практически нет мест, где можно было бы разместить площадку для выгула на расстоянии не менее 50 метров от жилых домов, как требуют свежие дополнения к закону «Об административных нарушениях в сфере благоустройства», – сетует на то же самое Юрия Калюжный. - А в спальных районах, конечно, надо строить собачьи площадки.
Итак, определились с главным – строить! Остальное уже не столь важно. В ближайших планах – провести опрос общественного мнения: за сколько км вы готовы ходить к собачьей площадке и сколько минут она готова потерпеть.
Кстати, в Москве программа по строительству площадок для выгула собак начала разворачиваться в конце 90-х годов. Сначала тоже только составляли адресные планы, не выполняли их, Лужков отчитывал за это глав администраций, но ничего не двигалось. Сейчас площадки для выгула собак в довольно большом количестве имеются в Москве и в Брянске. Больше таких городов выявить пока не удалось. Как ни смешно, жители Брянска ставят себе в пример опыт Петербурга, где аж в двух муниципальных округах налажен сбор собачьих удобрений.
В Москве комплект оборудования для собачьей площадки площадью 300 м2, без монтажа – ограждение из сетки с металлическим каркасом, лестница, кольцо, барьер, калитка – стоит 195 тыс. руб. За покрытие – отдельный прайс, от 350 до 1850 руб./м2. Спрос есть.
– За последний год было 3 заказа, ни одного государственного, заказывают строители, чаще всего без монтажа, они его сами делают, – рассказывает Максим Губанов, исполнительный директор московской компании «Иолит». – В Москве инвесторов обязали возводить собачьи площадки за свой счет – строишь жилой комплекс, поставь и площадку для выгула.
Алексей ОРЕШКИН
Собака бывает кусачей только от жизни собачей… Но бывают и такие собаки, жизни которых может позавидовать человек! Особенно если для нее покупают самый лучший и качественный Корм для собак на сайте dog100.ru . За такую еду ваша собака будет вам благодарна всю свою собачью жизнь!
- Петербургских депутатов нелегальный секс волнует меньше, чем сохранность городского имущества
- Почему лучшими петербургскими дворниками стали женщины, хотя занимаются уборкой в основном мужчины
- Петербуржцы больше не узнают в каких квартирах живут и на чем ездят депутаты
- Первый шампунь пошел
- В Петербурге фиксируют «стабилизацию» - усиленные меры по борьбе с гриппом и ковидом больше не действуют
- Петербуржцы лишились парков минимум на месяц
- Не все петербуржцы довольны, что Петербург начали отмывать раньше обычного из-за «сложной зимы»
- Осужден мошенник, который обманывал стариков с квартирами
- Как сотрудник госавтоинспекции спасал петербуржца, который шел в Петропавловскую крепость по тающему льду Невы
- Почему доходы петербургского бюджета рухнули на 56 процентов по сравнению с прошлым годом