16+

Сотовые операторы Петербурга устали бороться за клиентов

02/03/2010

Сотовые операторы Петербурга устали бороться за клиентов

Нынешние операторские «крестовые походы» ведутся где угодно,- в Челябинске, в Новосибирске, в Москве, - но только не в Петербурге. Все это привело к тотальному исчезновению старинной русской забавы – «поиск оптимального сотового тарифа».


             В целом по больнице

Даже финансово-экономический кризис, и тот не смог заметно поколебать затянувшееся скорбное бесчувствие входяще-исходящих расценок. Конечно, сотовые тарифы «в целом» снизились: по данным MForum Analytics, в конце 2009 года российские абоненты тратили по 0,04 доллара США за минуту разговора. Это на 28% меньше, чем в конце 2008-го. Инициативного снижения тарифов сотовых компаний оказалось достаточно, чтобы отрасль избежала грандиозного потребительского провала, зафиксированного в других сегментах: 52-процентного падения объемов продаж автомобильного рынка,  например, или 60-процентного снижения в недвижимости, 50 – 75-процентного, в зависимости от направления, сокращения выездного туризма.
Кроме того, сотовая связь чуть ли не впервые в российской новейшей истории оказалась среди т.н. неприкосновенных базовых потребностей. Согласно социологическим опросам, петербуржец если и готов экономить на чем-то, то только не на таком сакральном предмете, как мобильный телефон.
Однако временные антикризисные меры операторов – это совсем не то, к чему мириады сотовых абонентов привыкли в эпоху «раннего Путина».

              МТС: «Супер ноль» совсем не супер

Очень длинная линейка действующих тарифов у МТС – их порядка двух десятков. Среди них есть как «общеупотребительные», так и специальные (например, «Подружки» – для женщин) или Red Energy (позиционируется как «революционный молодежный»). Чтобы выбрать из них «самый» выгодный тариф, на сайте МТС даже имеется тарифный калькулятор – сколь сложное, столь и запутанное веб-устройство, в которое надо завести немало всяких разных исходных данных. Например, сколько звонков (в процентах) у вас будет приходиться на городские местные звонки, на мобильные местные МТС, на межгород по России и т.п.
Помучившись с «калькулятором», мы почли за благо изучить именно «молодежный» тариф, – как изначально ориентированный на не самых богатых абонентов. Red Energy предлагает исходящую минуту на все сотовые своего региона (включая МТС) за 1,50 и за 0,05 – минуту для других абонентов МТС, подключенных к этому тарифу. СМС – 1,10 за штуку. Для обычного использования такие условия особо интересными не назовешь. Но для переговоров внутри закрытой группы (например, производственной) или даже для какого-то конкретного собеседника, с которым необходимо поддерживать постоянный и длительный телефонный контакт, – неплохо.
Перед Новым годом МТС широко рекламировала тариф «Супер ноль». Судя по непродолжительности этой рекламной кампании и по вялому отклику у публики, «Супер ноль» не получился хитовым, супервыгодным тарифом. Оно и понятно: единственная завлекательная особенность «Супер ноля» – это бесплатное «окно» в каждом звонке, со второй по пятую минуту. При этом первая минута и все с шестой минуты разговора по цене совсем, совсем не «супер»: 1,95 руб. (1,75 – при включенной услуге «Выгодный баланс»). Однако хорошо известно, что больше половины всех совершаемых звонков имеют длительность 1 минута и менее.

               «МегаФон»: старая, старая «Сказка»

Хотя у «МегаФона» более 40 действующих тарифных планов и еще большее количество тарифных опций, раздел «Новые тарифы» состоит всего из двух позиций: «Сказка» и «Шире круг». Да и они новы весьма условно: «Сказку», например, в Петербурге продвигали еще год назад.
С сегодняшней «посткризисной» точки зрения «Сказка» совершенно неактуальна: местная исходящая минута на мобильники других операторов оценена в 1,90 с НДС, минута на «родные» мегафоновские номера в других регионах – 3,00. Получается, что даже при 12 минутах разговоров в день, в месяц придется выкладывать никак не меньше 700 рублей.
Глядя на этот аттракцион неслыханной, сказочной щедрости, самое время переподключаться на какой-нибудь «Люкс.500» этого же оператора. За 500 руб. в месяц им обещано «750 (семьсот пятьдесят) предоплаченных минут на исходящие вызовы на мобильные телефоны общероссийской сети «МегаФон» и операторов подвижной связи домашнего региона, исходящие вызовы на стационарные телефоны центрального города домашнего региона и т.д. Минус в том, что предоплаченные минуты не накапливаются: при начислении новых 750 предоплаченных минут первого числа каждого месяца происходит автоматическое обнуление минут, начисленных ранее.

               Теле2: куда, короче?

Сотовый дискаунтер Теле2 продвигает всего четыре тарифа. А если из сферы потенциального интереса исключить определенно гостевой тариф «Привет на Родину», то – меньше и представить сложно. Однако, Теле2 не так минималистична в своей тарифной политике, как это может показаться. В архиве компании значатся 17 неактивных на сегодня тарифов. В подобном разделе официального сайта «МегаФона», работающего в городе дольше всех, насчитывается 44 тарифа – заметно меньше в пересчете на количество лет работы.
У Теле2, не имеющего действующей лицензии на столичный регион, всегда были очень дорогими звонки в Москву и Московскую область. Не исключение и тариф «Мой город» – самое свежее рыночное предложение. Минута общения с малоприятным, но все же российским городом, находящимся на расстоянии 650 км от Петербурга, оценена в 8 рублей. Столько же на этом тарифе стоят исходящие вызовы на «остальные телефоны любого региона России» (т.е. не Теле2 Россия и не Москва и МО).
В остальном «Мой город» – вполне конкурентное предложение: 0,78 руб. с НДС стоит минута исходящих звонков на любые мобильные и стационарные номера Петербурга и области. Во столько же оценено одно «местное» СМС.

              Связанные одной сетью

Абсурдности в ситуацию с тарифным однообразием добавляет и тот факт, что рыночная конкуренция окончательно «выровняла» федеральных операторов, сведя на нет брендовую дифференциацию сотовой связи. Лет пять назад, когда она была существенной (различные качество и устойчивость связи, карты покрытия, уровни «вымуштрованности» служб поддержки), абоненты в первую голову выбирали оператора. А телефон был лишь инструментом для связи. Сейчас прежде всего пользователь выбирает мобильник. Выбор оператора сотовой связи уже не важен, он откровенно второстепенен. Россия – одна из немногих европейских стран, где в пирамиде потребительских ценностей значимость телефонов превосходит значимость сети оператора, его имиджа, рыночной истории и др.
Выкатив на такой неблагополучный рынок несколько откровенно скучных, формальных новогодних спецпредложений «для всех» («2010» от «Билайна», «Новогодняя сказка 2010» от Теле2), сотовые компании всерьез и по-настоящему взялись за корпоративных клиентов. Причем не только в прикладном, «тарифном», но также и в «философском», мировоззренческом смысле. МТС, «Билайн» и «МегаФон» не только пересмотрели тарифные линейки для бизнес-абонентов, сделав их менее запутанными и более прозрачными. У «МегаФона Северо-Запад» корпоративных тарифов семь, у «Билайна» – четыре, у МТС – три базовых, два специальных, два безлимитных и еще пять для интернет-пользователей.
В принципе, есть из чего выбрать. Но, памятуя о русском главенстве терминала (телефона) над всеми фирменными ухищрениями компании-оператора, есть смысл сосредоточиться исключительно на безлимитном тарифе с фиксированной абонентской предоплатой.

              Радуйтесь – вас облизывают

Первое и очевидное отличие корпоративного тарифа от остальных – за разговор платит не сам говорящий, а компания-работодатель. Это приятно. Второе отличие – корпоративный тариф рассчитан на большое количество разговоров. Например, в тарифе «Билайна» «Страна на связи» в абонентскую плату 6730 руб. включено 3000 минут разговоров по всей России. Это более двух часов сотовых разговоров за один рабочий день! Ну и сверх того – 250 эсэмэсок (11 штук на рабочий день).
Но это, как говорится, крайность. Вот тариф «МегаФона» «Фирменный универсальный» обходится от 1 до 2 руб. за исходящую минуту и оплачивается по факту реально потраченных минут. Это тоже неплохо – теперь стало модно «оптимизировать затраты», и во многих компаниях теперь «на связь» выдают какую-то конкретную сумму, например, 500 руб. в месяц. А остальное за разговоры по работе доплачивает работник.
Третье отличие – у корпоративных абонентов улучшенная сервисная поддержка. Если возникает какая-то проблема со связью, до своего консультанта можно дозвониться моментально, а не выслушивать бесконечное «Извините, все операторы заняты…». Оно и понятно: корпоративный клиент самый дорогой во всех смыслах.

              Почему у тебя такие большие уши?

Чудес на свете не бывает. Это знает даже секретарша Верочка. Так и у корпоративной связи есть минусы. Многие работники крупных и мелких компаний уверены, что их разговоры по корпоративному номеру подслушиваются начальством. В этом мифе есть часть правды. Разговор, конечно, не подслушивают. Но список номеров, по которым делались звонки, компания получить может легко – так оговорено условиями контракта. Это дико неприятно – быть «под колпаком у Мюллера».
Другая «свинья» корпоративного мобильного номера в том, что он не принадлежит работнику. И, случись увольнение, с потерей работы автоматом рабочий мобильный номер возвращается компании. А с ним и деловые контакты. По нынешним временам это капитал подороже денег. Как бороться? Стараться сразу, с первого дня работы, давать своим деловым партнерам два номера, один из которых – личный.

               Не ваше тело

Работодатель всегда выбирает сам и сотового оператора, и корпоративный тариф. Поэтому вникать во все хитрости тарифных опций от работника никто не потребует. Но ознакомиться с тем тарифом, с которым придется жить, работать и побеждать, – дело полезное. Например, в «Фирменном особом» («МегаФон Северо-запад») стоимость минуты на мобильный номер любого другого оператора в два раза выше, чем на стационарный телефон. Обычно же человек уверен, что звонок на мобильный всегда дешевле. И таких «прибамбасов» можно найти практически в любом корпоративном тарифе.
Что интересно – в борьбе за новых абонентов сотовые компании разрешили подключать к корпоративным тарифам и частных лиц тоже. Поэтому второе значение слова «корпоратив» в наступившем году, возможно, будут знать все, у кого есть в кармане мобильный телефон.

               Аккуратные разговоры

Одновременно с этим поменялись и бизнес-приоритеты сотовиков. Раньше значительный объем доходов шел от использования СМС-сервисов. Поcледние пару лет бурно развивался рынок контент-услуг, когда операторы предлагали закачку видео, мелодий, картинок, игрушек и прочего аудиовизуального хлама.
Нынешнего назначенного фаворита спроса зовут Valued Added Services (VAS), дополнительные услуги мобильной сети связи. Это мобильный интернет, MMS, «рингбэки» (мелодии вместо гудка ожидания) и абонентские лотереи, организованные самими сотовыми операторами.
Начались разговоры о «конвергенции». Действительно, рынок мобильной связи уже сегодня предлагает большое количество голосовых и неголосовых услуг. При желании все это можно трактовать как некое новое качество – не простого телефонного общения, но конвергентной мультисервисной сети. Хотя по большому счету все эти разговоры выглядят преждевременными: динамика прироста объемов мобильного интернета впечатляющая (более 90% за год), однако на него приходится пока менее 10% всех денежных поступлений сотовых операторов. Чем не тема для обсуждения на светской вечеринке?

Александр БЫСТРЫХ








Lentainform