18+

Ученые, китайцы и В. Путин не могут разобраться в эффективности митингов

24/03/2010

20 марта в России должен был пройти «День гнева» - разные там митинги протеста, демонстрации недовольства, пикеты негодования. Но власти разных городов и весей мешали оппозиционерам - не разрешали им собираться на больших площадях и отправляли на мелкие. Оппозиционеры возмущались. А зря.

        Есть такой насущный вопрос: сколько человек должны выйти на улицу с плакатами или без них, чтобы это привело к каким-то результатам? 50 тысяч человек или 500?
Вопрос очень насущный. Потому что и сами участники митингов не понимают, на каком этапе им нужно прекратить манифестировать (когда вокруг плаката останется толпа из 10 или из 2 человек). С другой – наблюдающие за ними власти также плохо понимают, на какой величины митинг им нужно реагировать, а на какой не обращать внимания.
То есть остро требуется научное подкрепление как теории уличных протестов, так и теории контрреагирования на уличные протесты.

Наука, к сожалению, опять не дает внятного ответа. Хотя некоторые гипотезы существуют. Есть сторонники количественного подхода. Они, впрочем, тоже не едины и делятся на две категории – приверженцев абсолютного количественного подхода (АКП) и фанатов относительного количественного подхода (ОКП). Абсолютчики оперируют конкретными цифрами – эффективная манифестация, говорят они, должна состоять не менее чем из 512 человек и продолжаться не менее 3 часов 21 минуты в осенне-зимний период и 5 часов 14 минут в весенне-летний.

Сторонники ОКП называют приводимые оппонентами цифры бредом и ссылаются на китайцев, которые уважали цифру 7. Впрочем, уважали ее не только они, но и А. Собчак, предложивший, и В. Путин, воплотивший в жизнь теорию семи округов. Так вот, по этой китайско-путинской теории выходит, что число манифестантов должно быть кратно 7. А именно: 7, 14, 21, 28, 35 и так далее. Таким образом, минимальное количество протестующих должно равняться 7.

Некоторые окапэшники, правда, считают, что тут важно считать не количество манифестантов, а количество снимающих их телекамер – именно число камер и должно быть кратно 7.

Есть и другие – неколичественные – теории. Например, приверженцы объемных подходов к уличным протестам ссылаются на суфиев. Последние рассказывали историю про султана, оказавшегося в горном селении в том момент, когда на него обрушилась каменная лавина. Свита подхватила правителя и бросилась его спасать.
– Надо бежать по левой дороге, – кричали одни.
– Нет, по правой, -- не соглашались другие, – туда падает гораздо меньше камней.
Султан легко разрешил их спор:
– Не важно, – сказал он, – сколько камней лежит на дороге, важно, какой они величины.

В общем, из этой притчи надо делать такой вывод: если 10 манифестантов сумели заполнить собой площадь, это – эффективная манифестация. Если 10 тысяч человек не сумели заполнить уличный объем – не стоило затевать это дело.
Таким образом, власти, отправляя демонстрантов с больших площадей на маленькие, хотят им только добра.              

ранее:

Почему президент Медведев так боится протестов автомобилистов
Почему Тягачев ушел, а Мутко нет
Как правильно найти замену Гусу Хиддинку
Кого увольнять за наши олимпийские позоры?
Миронов немножко поругал Путина. Кому это выгодно?
Зачем милицию давят общественным мнением и чем это все закончится
О влиянии Франции на снегоуборку в Петербурге
В мире составляют рейтинги самых умных. К чему бы это?