16+

Правостороннее движение в метро: нонсенс Петербурга

26/03/2010

Правостороннее движение в метро: нонсенс Петербурга

Случалось ли вам, выходя из поезда в метро и направляясь к эскалатору, сталкиваться с потоком странных личностей, одержимых желанием пойти наперерез? Проанализировав это явление, мы поняли, что дело тут в странной, противоречащей петербургским традициям организации пешеходного движения на многих станциях. И попытались решить эту проблему вместе с работниками Петербургского метрополитена.


              Дань английским традициям?

Как нетрудно заметить, на многих станциях Петербургского метрополитена  эскалаторы размещены в наклонных тоннелях так, как будто общепринятым и привычным в Петербурге является правостороннее движение, как в Англии, Индии и т.п.  Эскалатор на выход (он же – на подъем) расположен с левой стороны наклонного тоннеля, а на вход (на спуск) – с правой (по отношению к тому, кто хочет подняться). Из-за этого человек, приехавший на станцию «Гостиный Двор» со стороны «Рыбацкого» и желающий подняться на поверхность, вынужден идти налево, пересекая сразу два потока людей – тех, кто спускается и желает уехать в сторону «Приморской»,  и тех, кто только что спустился  и садится на поезда в сторону «Рыбацкого». Кроме того, выходя из вагона, они, конечно же, смотрят налево – во-первых, потому, что собираются туда идти, во-вторых – по привычке. Причем таких пассажиров большинство, так как  от «Рыбацкого» до «Гостиного Двора» 7 станций, и если считать, что поезд останавливался почти на каждой остановке (такое в метро встречается довольно часто), пассажиров накопилось, конечно, больше, чем в поезде, приехавшем со стороны «Приморской», ибо до «Приморской» только 3 станции-копилки.

У приехавшего меньшинства тоже проблемы. Пассажиры, прибывшие со стороны «Приморской», сталкиваются с пассажирами, только что спустившимися и желающими уехать в сторону «Приморской».

Нетрудно заметить, что стоит нам поменять эскалаторы на спуск и на подъем местами,  как многие проблемы исчезнут. Приехавшие со стороны «Рыбацкого» – не для того, чтобы, потратив 22 рубля, оставаться, как идиотам, на глубине, а чтоб сходить, например, в Большой зал филармонии – будут подниматься на поверхность, не пересекая встречных пассажиропотоков. Правда, спускающиеся  и желающие уехать в сторону «Рыбацкого», будут сталкиваться с теми, кто приехал со стороны «Приморской», но этих, приехавших с «Приморской», будет не так много, так как от «Приморской» только три станции.
Промчавшись по всем станциям Невско-Василеостровской линии с их дублерами на пересекающихся линиях (типа «Невский проспект-Гостиный Двор»), я обнаружил 6 станций с правосторонним и неестественным для Петербурга пешеходным движением – «Гостиный» (открыта в 1967 г.), «Невский проспект» (1963), «Сенная» (1963, тогда – «Пл. Мира»), «Василеостровская» (1968), «Площадь Восстания» (1955, оба выхода -  на Московский вокзал и на Невский проспект), «Пл. Александра Невского I» (1967), и 6 станций, приспособленных под нормальное, левосторонне  движение – «Приморская» (1979), «Маяковская» (1967), «Елизаровская» (1970), «Ломоносовская» (1970), «Пролетарская» (1981), «Обухово» (1981).

Наличие столь большого  количество станций, рассчитанных на правостороннее движение, наверное, не вызвало б у меня никакого удивления, если б речь шла о Лондонском метро, старейшем метрополитене мира, открытом в 1863 году в стране, где правостороннее движение общепринято. Но в Петербурге такого никогда не было. Наверное, в этом можно было бы усмотреть дань английским традициям, распространившимся в Петербурге, когда Николай II женился на внучке английской королевы Виктории, если б  метро не открылось в Ленинграде 61 год спустя.

Но, может быть, дело не в этом, а в неустранимом противоречии всякой общественной жизни – что удобно одним, то обязательно не удобно другим? Задавшись этим вопросом, мы протестировали все станции Невско-Василеостровской линии по критериям «удобство входа» и «удобство выхода». Удобными для выхода мы считали те станции, где эскалатор на подъем расположен с той же стороны платформы, куда прибывает поезд с длинной стороны линии (той, где больше станций от конечной станции до тестируемой).  Результатов получилось два. Один во многом очевидный: станции, удобные на выход для большинства пассажиров, всегда не удобны для входа, и наоборот. И не очевидный: станций, удобных на вход, оказалось 8, а на выход – только 4. И это естественно – для метрополитена важнее удобство входящих, ибо платят они.

Гостиный двор  + (удобство входа), – (удобство выхода)
Невский проспект  – / +
Василеостровская  + / -
Приморская  + / +
Маяковская  – / -
Площадь Восстания  +/-   +/- 
Пл. Ал. Невского   – / +
Елизаровская    + / -
Ломоносовская   + / -
Пролетарская   + / -
Обухово    + / -
Рыбацкая  + / +

Угодить входящим и выходящим в равной степени можно было бы, делая по два выхода на поверхность у каждой станции, что, конечно, накладно. Удалось это лишь на конечных станциях – «Приморская» и «Рыбацкое». (На «Рыбацкой» входящие и выходящие пассажиры в принципе не пересекаются, так как разнесены на разные стороны платформы, как это бывает на обычных железных дорогах, от которых почему-то не переняло опыт метро. На «Рыбацкой» прибывающие и отбывающие пассажиры разделены еще и в длинном-длинном  пешеходном тоннеле каменной стеной. Что не мешает некоторой части идти против потока. Но спишем это на  среднестатистическое число диссидентов в обществе.) «Площадь Восстания»  оказалась одинаково неудобной/удобной, так как находится ровно посредине линии.

               Гениально бессознательное

Обнаружив равное количество станций с правосторонним и левосторонним движением, мы начали искать хоть какую-то закономерность и, конечно же, ее обнаружили.  На правильное, левостороннее движение рассчитаны более новые станции, открытые в 70-х, 80-х годах прошлого века. Исключение – «Маяковская» с правильным движением, открытая в 1967 году, что можно объяснить гениальным прозрением конструкторов, опередивших свое время. Так же правильно и органично (эскалаторы на подъем – справа, на спуск – слева), устроено движение на «Достоевской», открывшейся в 1991 г.,  и на «Горьковской», заново родившейся в декабре 2009-го. Из чего я сделал было вывод, что с определенного момента метростроители стали учитывать то, чего не учитывали раньше (примерно с момента открытия АвтоВАЗа). Конечно, огромную роль должна была сыграть перестройка сознания пешеходов на сознание автомобилистов, больше думающих о правосторонней и левосторонней ориентации, так как водитель рискует своим кошельком, а пешеход – всего лишь жизнью.

Смущал лишь странный баланс левосторонних и правосторонних станций – ровно 50 на 50. Так бывает, когда никто об этом не думает и распределение складывается случайно.
 - Минимизировать пересечение пассажиропотоков Петербургский метрополитен старается давно, однако пока это касалось только потоков снаружи, на выходе и входе со станций, – рассказала Юлия Шавель, пресс-секретарь СПб метро. – Так, например, после реконструкции станции «Владимирская», открывшейся два года назад, у нее появился второй выход – на Кузнечный переулок: так были разнесены потоки входящих и выходящих. На «Звенигородской» выход с одной стороны, вход – с другой, так же теперь на «Горьковской» после реконструкции.
 - А эскалаторы местами поменяли, чтобы подстроить под левостороннее движение?
 - Нет, только число эскалаторов было увеличено. Средний всегда можно переключить. 
Что касается левостороннего движения в подземном пространстве, мне пока не удалось найти специалиста, который когда-либо думал о том, что вы говорите. Все очень удивлялись. Но если это окажется рациональным, постараемся учитывать при открытии новых станций.

Получается, что обнаруженная нами историческая закономерность  – всего лишь случайность? На самом деле историческая подоплека существует.
Метро – разновидность железнодорожного транспорта, а он впервые появился в Англии. Великобритания навязала другим странам правостороннее движение, в частности – Франции и России.  ( В железнодорожной практике его принято называть, наоборот, левосторонним: поезд едет по левой стороне пучка путей по ходу движения; но мы будем придерживаться более привычной, автомобильной терминологии.) Позднее Россия перешла на левостороннее движение, но часть старых железнодорожных линий остались правосторонними. В метро – та же ситуация, но больше нюансов. Например, применяется левостороннее движение в дополнение к правостороннему, когда поезда идут в одну сторону по обеим сторонам станции («Технологический институт» и т.п.). Начиная с 80-х годов в российском метро место машиниста расположено посреди кабины, чтобы было одинаково удобное стартовать со станций, имеющих противоположную ориентацию.  Однако все это касается поездов. Термин «левостороннее и правосторонне движение» по отношению к пассажирам и эскалаторам до сих пор не применялся.

                Сложно, но можно

Как объяснили технические специалисты СПб метрополитена, переделать старые станции под левостороннее движение в нашем понимании этого слова теперь довольно сложно, хотя и возможно. Если на станции 3 или 4 эскалатора, на средних, как правило, предусмотрена техническая возможность переключения со спуска на подъем. Крайние эскалаторы тоже переключаются за редким исключением (уж очень древний эскалатор).

Есть еще один выход – не переставляя эскалаторы, поменять местами поезда. Но это сложно – в петербургском метро не хватает депо: из-за этого поезда приходится перебрасывать с линии на линию, отклоняясь от маршрута, о чем пассажиров предупреждают. В Петербурге это считается неудобством, хотя в Вене то же самое штатный режим – на одну и ту же платформу в метро по расписанию прибывают поезда, отправляющиеся на разные линии. Приняв такое решение в Петербурге, пришлось бы не только переделать тоннели, но и заменить стационарные и красивые таблички на бегущие строчки табло. Кое-какой сдвиг в эту сторону наблюдается. Бегущие строки появились в некоторых вагонах. Пока они дают очень скудную информацию. Но это лишь первый шаг. Добавить объявление остановок  и сообщение «Поезд поедет, куда захотите» не составит особого труда. Удалось же недавно по инициативе Владимир Гарюгина демонтировать на всех станциях пессимистические таблички «Выхода нет».  Правда, говорят, это временно – скоро такую повесят на «Нарвской».

Алексей ОРЕШКИН





3D графика на заказ

установка натяжных потолков в москве








Lentainform